Формирование интереса к культуре и быту белорусского народа посредством белорусской народной игры
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование интереса к культуре и быту белорусского народа посредством белорусской народной игры»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование интереса к культуре и быту белорусского народа посредством белорусской народной игры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №4, УО (г. Пинск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальные результаты дошкольников по уровню усвоения знаний о культуре и быте белорусского народа на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Индивидуальные результаты дошкольников по уровню усвоения знаний о культуре и быте белорусского народа на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ И БЫТУ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ
1.1 Особенности традиционной культуры белорусов и её влияние на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
1.2 Анализ состояния работы учреждений дошкольного образования по формированию интереса к культуре и быту белорусского народа
1.3 Белорусская народная игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к культуре и быту белорусского народа
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ И БЫТУ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня знаний и представлений о культуре и быте белорусского народа у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание педагогических условий для формирования интереса к культуре и быту белорусского народа посредством белорусской народной игры
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества: постепенная утрата этно-культурной идентичности, потеря духовных базовых ценностей, разрыв и отчуждение между поколениями. Во многих европейских странах и, в том числе в Республике Беларусь, эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в детстве. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры и возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится перед учреждениями дошкольного образования. Вместе с семьей институт образования призван формировать у ребенка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к традициям родной культуры. Обобщая сложившиеся взгляды на роль традиционной народной культуры в жизни современного общества, мы можем сделать вывод об актуальности ее сохранения, распространения, освоения, а также поиска различных форм, средств и методов социально-культурной и социально-педагогической деятельности для осуществления поставленных задач и формирования интереса к культуре и быту белорусского народа посредством белорусской народной игры.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. А.А. Гаспринская, Д.Н. Дубинина, М.И. Мазовко убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной
сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного формирования интереса к культуре и быту белорусского народа. Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определила выбор темы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ И БЫТУ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ
1.1 Особенности традиционной культуры белорусов и её влияние на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Под традиционной культурой понимается вся народная традиционная духовная и, отчасти, материальная культура, определяющая качественные, наиболее устойчивые и проявившие свою безусловную ценность параметры [14].
Традиционность определяет «ценностно-нормативное содержание данной культуры, а также социальные механизмы его передачи, а «народность» – самоидентификацию с народом, выраженную в стереотипах социального поведения, ценностно-нормативных системах, обыденных представлениях» [14].
Но, наряду с общими чертами народной педагогики, существуют национальные особенности в традиции воспитания.
Социально-педагогическим ресурсом народной культуры для восточной славянской группы являются:
- воцерковленность семьи и общества: религиозное воспитание согласно уставу церкви;
- труд (с 5 лет) как основа жизни в семье, труд как праздник, разграничение женского и мужского труда, обучение на наглядном опыте у старших членов семьи;
- устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки, рифмованные присказки, считалки, скороговорки, прибаутки, приговоры под массаж младенцев и др.;
- зрелищно-игровая культура: коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям с помощью тряпичных кукол, сценки народного театра, кукольный театр;
- праздничная культура: праздничные традиции и обряды, четкий ритм года с чередование постов и праздников - Осенины (на Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы), Рождество Христово и Святки, Масленица (мясопустная неделя перед началом Великого поста), Встреча весны (на Сороки - день памяти сорока Севастий-ских мучеников и Благовещение Пр. Богородицы), Пасха, Красная горка (на Фомино воскресенье через неделю после Пасхи), Троица и др.;
- музыкальный фольклор: песни, заклички, попевки, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, пестушки, потешки;
- художественное декоративно-прикладное творчество: резьба по дереву, различные виды росписи, изделия из глины, камня, дерева, вышивка, шитье, плетение кружев и др. [9].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ И БЫТУ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня знаний и представлений о культуре и быте белорусского народа у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 4 г. Пинска».
В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе детям старшего дошкольного возраста было предложено ответить на несколько вопросов, касающихся их представлений о том, что такое белорусская народная традиция, культура и быт белорусского народа. Перечень диагностических заданий:
Задание 1. Белорусские народные праздники. Детям необходимо было назвать традиционные белорусские праздники. И ответить на вопросы:
- Какие ты знаешь народные праздники, как они отмечаются?
- Какие праздники проводятся у вас в саду?
- В каких праздниках ты участвовал?
- У нас скоро будет белорусский народный праздник. Хотел бы ты в нем участвовать?
Задание 2. Белорусские народные игрушки. Детям необходимо было ответить на вопросы:
- Какие белорусские народные игрушки ты знаешь?
- Как они называются по¬-белорусски?
- Есть ли у тебя дома белорусская народная игрушка?
- Из чего сделаны белорусские народные игрушки? (материалы)
Задание 3. Белорусский национальный костюм. В задании необходимо было уточнить знание названий предметов белорусского национального костюма с помощью дидактической игры «Перепутанная одежда». Содержание: детям предлагаются набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и обуви и белорусского национального костюма (10 картинок), нужно правильно разложить их на две части и назвать элементы одежды.
Задание 4. Белорусское национальное жилище и предметы обихода. В задании изучалось знание детей названий и назначения белорусского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?». Содержание: испытуемому показывают картинки с национальными предметами быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, описывает способ применения.
Задание 5. Белорусские народные блюда. Детям предлагается назвать традиционные белорусские блюда и особенности их приготовления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты проблемы формирования интереса у дошкольников к культуре и быту белорусского народа народной культуре средствами народной игры. Обзор научной литературы по проблеме исследования позволил установить, что традиционная народная культура включает в себя всю народную духовную и, отчасти, материальную культуру. Приобщение ребенка к народной культуре в дошкольном возрасте помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Огромное значение в развитии ребенка дошкольного возраста имеет игра, как ведущий вид деятельности. Народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики. Осваивая игру как часть культуры народа, ребенок осваивает и обогащает игровую культуру нации, традиционные и новые, вновь зарождающиеся формы игрового поведения. Среди средств поликультурного воспитания необходимо особо выделить народное декоративно-прикладное искусство, и в частности – народную игрушку.
В настоящее время в нашей стране воспитательный и развивающий потенциал народных игр в работе с детьми практически не используется. Вместе с тем необходимо отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игра. Народные игры являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции.
В практической части работы были изучены представления детей старшего дошкольного возраста о традициях народной культуры и быте белорусов и определен уровень усвоения традиций народной культуры. На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения знаний о культуре и быте белорусского народа. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что высокий уровень усвоения традиций народной культуры выявлен у 17% детей, средний
уровень у 43%, низкий уровень выявлен у 40% обследованных дошкольников. На констатирующем этапе исследования был выявлен недостаточно высокий уровень усвоения детьми старшего дошкольного возраста культуры и быта белорусского народа.
1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
2. Гаспринская, А.А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования / А.А. Гаспринская // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Том 195. – C. 171-183.
3. Горохова, И.В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И.В. Горохова, О.А. Школьникова, Л.М. Новикова // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 613-616.
4. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Д. Н. Дубинина. — 2-е изд., расш. — Минск : Нац. ин-т образования, 2012. — 144 с.
5. Дубинина, Д.Н. Народные игрушки как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина // Проблемы и перспективы подготовки современных педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей разных возрастов: сборник научных трудов. – Минск: Изд-во БГПУ, 2013.
6. Дубинина, Д.Н. Народная игрушка как источник приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям культуры / Д.Н. Дубинина // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы : материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИИ школьных технологий, 2016.
7. Дубинина, Д.Н. Основные направления стратегии этнокультурного образования детей дошкольного возраста в Беларуси / Д.Н. Дубинина // Вестник НПУ имени М.П. Драгоманова. – 2009. – № 6. – С. 20-26.
8. Дубинина, Д.Н. Основы формирования базовых компонентов культуры у дошкольников и младших школьников / Д.Н. Дубинина // Дзіцячы сад – пачатковая школа: праблемы пераемнасці, навучання и выхавання: матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі., г. Мазыр, /УА МДПУ імя П. Шамякіна; рэдкал.: Б.А. Крук. – Мазыр, 2010. – С.27-29.
9. Захарченко, М.В. Народная традиционная культура в системе образования // Философия педагогики. - [Электронный ресурс] - URL: http: // www.portal-slovo.ru.
10. Касцюкевіч, С.У. Беларуская народная цацка як сацыякультурны феномен і каштоўнасць / С.У. Касцюкевіч // Материалы международной научно-практической конференции. – Полоцк, 2010. – С. 138.
11. Катовiч, А., Летнія святы / А. Катовiч, Я. Крук // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – №6. – С. 12-14.
12. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – СПб.: Питер, 2004. – 520 с.
13. Котович, О.В. Золотые правила народной культуры / О.В.Котович, И.И. Крук // Адукацыя i выхаванне. – 2011. – №2. – С. 9-11.
14. Костина, А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» - 2009. - №4. - Культурология. - [Электронный ресурс] - URL: http: // www.zpu-journal.ru / e-zpu / 2009 / 4 / Kostina.
15. Косенюк, Р.Р. Умней-ка. 4-5 лет. Я познаю мир: учеб. нагляд. пособие для учреждений дошк. образования / Р.Р. Косенюк, В.Н. Шашок. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 48 с.
16. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 232 с.
17. Мазовко, М.И. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М.И. Мазовко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. – Минск: Изд-во БГПУ, 2012.
18. Никонова, Л.Е. Модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к праздничной культуре народа / Л.Е. Никонова // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования. – Минск: Изд-во БГПУ, 2012.
19. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами традиционной белорусской культуры / Л.Е. Никонова, И.Г. Добрицкая // Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема». – Минск: БГПУ, 2015. – 165 с.
20. Расолько, О.И. Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе белорусской народной игры / О.И. Расолько // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования. – Минск: Изд-во БГПУ, 2010.
21. Старжинская, Н.С. Игрушка как отражение культуры нации в воспитании детей/ Н.С. Старжинская // Вісник Інституту розвитку дитини. Філософія. Педагогіка. Психологія. – 2010. – №11. – С.34-40.
22. Старжинская, Н.С. Некоторые особенности развития детской игры в современном социокультурном пространстве / Н.С. Старжинская // Инновации - 2011: сб. науч. статей. – Витебск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – С.61-67.
23. Старжинская, Н.С. Теоретические основания построения культуросозидательной модели дошкольного образования / Н.С. Старжинская // Детский сад: теория и практика: сборник научных работ. – Минск: ИД «Эдисьон Пресс», 2014. – 186 с.
24. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 1989. – 560 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальные результаты дошкольников по уровню усвоения знаний о культуре и быте белорусского народа на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Индивидуальные результаты дошкольников по уровню усвоения знаний о культуре и быте белорусского народа на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты