Влияние дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Влияние дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Список дошкольников с нарушениями развития речи.
Приложение Б Исследование фонетической стороны речи.
Приложение В Комплекс дидактических игр строится с учетом всех речевых особенностей детей данной группы.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дизартрии у дошкольников
1.1 Понятие, значение и сущность дизартрии
1.2 Особенности дизартрии у дошкольников
1.3 Причины возникновения дизартрии у дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Анализ состояния уровня нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Глава 3. Контрольный эксперимент в результате работы с дошкольниками с дизартрией
3.1 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В процессе развития и становления ребенок постигает речевые конструкции – от простых к сложным. Процесс овладению речью – это длительный и трудоемкий период активной деятельности детской личности, когда происходит развитие всех психических процессов и активация анализаторов.
Язык представлен совокупностью символов, которые в соответствии с существующими правилами образуют целые конструкции. Этап усвоения детьми родного языка происходит в определенной последовательности с соблюдением ряда закономерностей. Нарушение или отсутствие одного звена в подобной цепи влечет к нарушениям формирования полноценного речевого общения. Одним из необходимых характеристик качественного становления устной речи является правильное произношение всех звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные нарушения в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
На различных этапах своего развития, как во внутриутробный период, так и после рождения, ребенок ощущает на себе воздействие множества негативных факторов, которые в последующем влекут нарушения психического и речевого спектров. Речь ребенка дошкольного возраста еще не совершенна, и перечисленные возникающие факторы могут легко нарушить ее развитие. Легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов, относятся к такому виду нарушений, как стертая форма дизартрии, для которой характерно неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба. Причинами таких нарушений могут выступать органические поражения различных отделов ЦНС во внутриутробном, интранатальном и раннем периоде развития. Задача родителей и педагогов способствовать предупреждению и раннему выявлению речевых нарушений у детей.
Глава 1. Теоретические аспекты дизартрии у дошкольников
1.1 Понятие, значение и сущность дизартрии
Дизартрия – нарушение речи, которое заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. Возникающий парез или паралич речевой мускулатуры ограничивают полноценные движения органов артикуляционного аппарата [4, с. 65].
Выделяют следующие виды дизартрии [13, с. 231]:
– бульбарную,
– псевдобульбарную,
–мозжечковую,
– подкорковую.
Данная классификация основывается на месте локализации пораженного очага. Бульбарная дизартрия характеризуется нарушениями в иннервации мышц глотки, гортани и неба, что провоцирует снижение силы голоса, слабости речевого дыхания. Наблюдается атония, атрофия мышц отделов речевого аппарата, что провоцирует арефлексию. Люди с данными нарушениями, испытывают проблемы не только с речевой, но и лицевой мускулатурой, у таких людей лица маскообразны, что обусловлено расположением очагов поражения. Речь людей с бульбарной дизартрией неразборчива, движения языка резко ограничены. Ряд людей испытывает сложности с процессом глотания, при поражении неба, пища попадает в носовую полость [1, c. 56].
Звукопроизношение при данной форме дизартрии характеризуется тем, что все смычные звуки преобразуются в щелевые. Наиболее трудным становится произнесение звука р и смычно-проходного звука л. Они воспроизводятся как оглушенные, плоскощелевые. Заднеязычные звуки становятся неопределенными по месту образования и заменяются неким плоскощелевым звуком, который трудно квалифицировать определенно. Носители данного нарушения не способны противопоставлять звуки по фонематическому признаку: глухие – звонким, твердые, – мягким, смычные – щелевым и т.д.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
С целью выявления влияния дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников нами было организовано опытно-экспериментальное исследование на базе ГУО «...».
Для проведения диагностического исследования была определена выборка детей в количестве 10 воспитанников старшего дошкольного возраста в возрасте 6-6,5 лет. Все дети имеют легкую степень псевдобульбарной дизартрии (Приложение А).
При сборе анамнестических данных у всех детей анамнез был отягощен: у трёх детей – во время беременности матери болели ОРВИ. У двух дошкольников матери курили во время беременности.
У двух матерей токсикоз во время беременности, у одного ребенка при родах произошло обвитие пуповиной, у одного дошкольника – повреждение в шейном отделе, применялись механическая помощь, одно кесарево сечение.
Трое детей родилось от первой беременности, пятеро от второй беременности, двое от третьей беременности. Возраст матерей на момент рождения ребенка колебался от 24 до 36 лет. Шесть детей находились на грудном вскармливании, двое – на смешанном с 2-х и 3-х месяцев, два ребенка – на искусственном вскармливании. У двух детей отмечалась вялость при кормлении, сосали мало, быстро уставали, наблюдались частые срыгивания. У семерых отмечается нарушение сна, двигательное беспокойство, быстрая утомляемость. Раннее развитие речи прерывалось частыми болезнями у всех детей. Заболеваний передаваемых по наследству у родителей и ближайших родственников не отмечается.
Вывод: перенатальный, натальный и постнатальный периоды протекали с отклонениями.
Для обследования произносительной стороны речи использована схема обследования, предложенная Н.В. Серебряковой, Л.В. Соломаха.
Обследование состояния звукопроизношения у детей со стертыми формами дизартрии включает определение прямых и косвенных причин, которые могли способствовать возникновению данного нарушения речи у детей. Поэтому первым этап констатирующего исследования будет выступать опрос родителей на выявление особенностей течения беременности и родов.
Глава 3. Контрольный эксперимент в результате работы с дошкольниками с дизартрией
3.1 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Особенности организации повседневной помощи детям с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в области формирования правильного звукопроизношения заключаются в эффективном подборе средств воздействия на качество речи детей и ее произносительную сторону. При организации деятельности педагога учреждения дошкольного образования необходимо учитывать те формы взаимодействия с детьми, которые привлекают наибольшее внимание детей и способны длительное время воздействовать на них. В период дошкольного возраста ведущим видом деятельности детей является игра. В старшем дошкольном возрасте игра приобретает особую специфику, ведь дети начинают готовиться к школьному обучению, поэтому игра должна носить обучающий характер.
Так для повышения качества звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии была выбрана ведущим фактором дидактическая игра. Комплекс дидактических игр строится с учетом всех речевых особенностей детей данной группы (Приложение В).
Важным будет использование данного комплекса дидактических игр не только во время проведения в учреждении дошкольного образования, но и в период пребывания в семье, для этого необходимо проводить дополнительную работу с родителями, с целью объяснения условий использования игр и их назначение.
Важным моментом становится развитие подвижности органов речевого аппарата, нормализация дыхания и нормализация мелкой моторики рук [3, с. 214]. Для этого необходимо проводить логопедический массаж. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания в области лица, шеи, губ, языка, щек. В зависимости от необходимого результата (расслабление или повышение тонуса мышц) движения становятся либо быстрыми, энергичными либо легкими, поглаживающими. Упражнения рекомендуется осуществлять либо с участием логопеда, либо самим ребенком (с контролем перед зеркалом). В этом случае поэтапный переход к самостоятельному выполнению происходит следующим способом: движения выполняются сначала совместно с логопедом, позже после демонстрации – по образцу [21, с. 43].
Заключение
Дизартрия – это такое нарушение звукопроизносительной стороны речи, которые обусловлены парезом или параличом мышц артикуляционного аппарата. Легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов, относятся к такому виду нарушений, как стертая форма дизартрии, для которой характерно неполноценностью иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с дизартрией представлена в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой. Они отмечают, что у детей с дизартрией имеются отклонения в речевом и психомоторном развитии, наблюдается недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Существует взаимосвязь между развитием речи и развитием мелкой моторики. Развитие моторики, является фактором, стимулирующим развитие речи, и ей принадлежит ведущая роль в формировании психофизиологических процессов y детей с дизартрией. В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к обучению письму.
Современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни. К основным причинам проявления дизартрии относят локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые способствую иннервации речевой мускулатуры. Задача родителей и педагогов способствовать предупреждению и раннему выявлению речевых нарушений у детей.
С целью выявления влияния дизартрического компонента на нарушения произношения у дошкольников нами было организовано опытно-экспериментальное исследование на базе ГУО «...».
Для проведения диагностического исследования была определена выборка детей в количестве 10 воспитанников старшего дошкольного возраста в возрасте 6-6,5 лет. Все дети имеют легкую степень псевдобульбарной дизартрии
Для обследования произносительной стороны речи использована схема обследования, предложенная Н.В. Серебряковой, Л.В. Соломаха. Следующим этапом является определение уровня развития органов артикуляционного аппарата у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 3226. – 439 с.
2. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. – М.: Школа – пресс, 3999. – 78 с. 4. Винарская, Е.Н. Дизартрия: учебно– методическое пособие /Е.Н. Винарская. – М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 3225. – 335 с.
3. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 3225.– 96 с.
4. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией / А.В.Дуплинская // Дошкольное воспитание, 3228. – №5. – С. 85– 93.
5. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – С– Пб.: Образование, 3994. – 94 с.
6. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и дифференциация их обучения : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Дошкольное воспитание аномальных детей. 3986. – №3. – с.32– 38.
7. Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Речевые и нервно– психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Образование, 3987. – 364 с.
8. Лопухина, И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи / И.С.Лопухина. – С– Пб.: Дельта, 3999. – 334 с.
9. Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) : методическое пособие / Н.В.Нищева. – С– Пб.: ДЕТСТВО– ПРЕСС, 3227. – 453 с.
10. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учебное пособие. / А.В.Семенович. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 3225. – 384 с.
11. Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии / И.А.Смирнова // Дошкольная педагогика. – 3224. – № 8. – 44– 57 с.
12. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская // Дефектология. – 3974. – №4. – 64 с.
13. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия : методическое пособие / Т.А.Ткаченко. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 3228. – 348 с.
14. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. – 3225. – №3. – 46– 43с.
15. Федосова, О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. – 3225. – №6.– 43– 44 с.
16. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников :учебное пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Просвещение, 3994. – 334 с.
17. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : учебное пособие / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 3989. – 332 с.
18. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : методическое пособие / Г.Р. Шашкина. – М.: Просвещение, 3225. – 353 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Список дошкольников с нарушениями развития речи.
Приложение Б Исследование фонетической стороны речи.
Приложение В Комплекс дидактических игр строится с учетом всех речевых особенностей детей данной группы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты