Сознание и переживание детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сознание и переживание детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Сознание и переживание детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сырые результаты по методике родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина у молодых семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сырые результаты по методике «Стратегии семейного воспитания» у молодых семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сырые результаты по методике «Рисунок семьи» у молодых семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сырые результаты по методике «Лесенка» у молодых семей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Анализ понятия «детско-родительские отношения» в зарубежной и отечественной литературе
1.2. Структура личности дошкольника
1.3. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Описание результатов эмпирического исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Большое значение на формирование личности ребенка оказывает семья. Семья является важной ценностью в жизни многих людей. Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками, и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.
Семья выступает первым воспитательным институтом, внутри которого происходит не просто смена поколений, но и идет усвоение и передача культурного наследия. Дети получают всю необходимую информацию от своих родителей, которые в свою очередь оказывают серьезное воздействие на ребенка из-за их физической, эмоциональной и социальной зависимости от них. Родительское отношение к детям связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опытом родителей.
Родительские отношения, представляют собой систему разнообразных чувств и поведенческих стереотипов, которые проявляются в процессе общения с ребенком в семье. Именно в семье происходит «первичная» социализация, в процессе которой благодаря ближайшему окружению ребенок усваивает систему определенных норм и ценностей, знания и социальный опыт.
В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с окружающими людьми, определяющие становление его личности. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Психологи и педагоги давно проявляют интерес к детско-родительским отношениям и важности их правильного развития. Проблемы детско-родительских отношений изучают многие исследователи (А. Спиваковская, А. Захаров, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, С.В. Ковалев, В. Сатир, В. Буянов, В. Снайдер, М. Николс и др.), так как данные отношения оказывают решающее влияние на развитие ребенка, становление его личности, на его психическое здоровье.
По словам В.В. Столина и А.Я. Варга, понятие детско-родительские отношения — это определенная система различных чувств к своему ребенку, особенностей понимания поступков и характера личности ребенка. Исходя из этого тема сознания и переживания детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста актуальна и требует детального изучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Анализ понятия «детско-родительские отношения» в зарубежной и отечественной литературе
Совокупность родительского и эмоционального отношения к своему ребенку, особенностей восприятия каждого ребенка родителей и способов рационального поведения с ними принято называть детско-родительские отношения.
В психологии понятие «отношение» принято рассматривать как один из результатов взаимодействия человека со средой. В семье идет процесс не отношений а взаимоотношений. Понятие взаимоотношение - это одна из позиций к другой личности. Отношения отличаются от взаимоотношений тем, что в отношения не всегда имеется обратный сигнал, а в взаимоотношениях постоянно осуществляется обратная связь.
В современном обществе семья является одной из самых главных ценностей у человека. Человек как член общества имеет свой социальный статус, определенное материальное положение, этническую принадлежность, и как правило состоит в семейно-брачных отношениях [12].
Семья — это социальная группа, в которой так же есть и субъект, и объект. Между субъектом и объектом всегда имеются взаимоотношения или взаимодействия. Для каждого ребенка семья является фундаментом для его физического, психического, интеллектуального и социального развития. Для ребенка родители является первой и очень важной социальной группой для первоначального развития как личности. Родители удовлетворяют практические всего потребности ребенка. К таким потребностям относятся: любовь, привязанность, защита и безопасность.
Более точно стили воспитания были описаны в трудах Е.А. Артамоновой [1], Е.В. Екжановой [1] и Е.В Зыряновой [1]. Подробно опишем каждый стиль воспитания ниже.
1. Демократичный стиль.
Приводя описание данного стиля воспитания необходимо выделит ярко выраженную любовь к ребенку. Все требования, которые предъявляются ребенку справедливые и имеют определенные запреты. С помощью проявления заботы осуществляется непосредственный контроль за ребенком. Основная модель общения с ребенком — это личностно- ориентированная.
2. Авторитарный стиль.
В данном стиле детско-родительских отношений эмоциональная близость с ребенком практически отсутствует, но и не исключается вовсе. К ребенку предъявляются жесткие требования и при этом не следует каких-либо четких объяснений. В данном стиле происходит жесткий контроль с определенными наказаниями. Присутствует дисциплинарная модель общения, которая характеризуется постоянными криками и угрозами. У детей как правило пассивный тип личностного развития. Дети имеют низкую самооценку, они не проявляют активности и инициативы, а также имеют выраженную агрессию.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методы исследования
В рамках изучения особенностей сознания и переживания детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста нами было организовано эмпирическое исследование.
Этапы исследования:
1. Изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение педагогического исследования;
3. Описание полученных результатов.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: сознание и переживание детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста.
Характеристика выборки исследования: в исследовании принимали участие 20 семей. Так выборка была поделена две группы:
- первая группа 10 семейных пар (20 человек) в возрасте 20-27 лет, которые воспитывают 1 ребенка, и 10 детей в возрасте 5-6 лет
- вторая группа 10 пар (20 человек) в возрасте 30-35 лет, которые воспитывают 2-3 детей, и 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Методики исследования
- тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
- методика «Стратегии семейного воспитания»;
- методика «Рисунок семьи»;
- методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель - изучить родительское отношение к детям.
Методика включает в себя 61 вопрос, на который необходимо ответить «да» или «нет». По результатам исследования ответы делятся на следующие шкалы:
Принятие / отвержение ребенка. Данный показатель говорить об эмоциональном принятии или непринятии собственного ребенка.
Кооперация. Данный показатель свидетельствует о желании взрослого сотрудничать с собственным ребенком, проявление заинтересованности, а также личного участи в делах ребенка.
Отношение к неудачам ребенка, данный показатель говорит о том, как родители относятся к успеху или к неудаче ребенка, к уровню его личных способностей, к его достоинствам или имеющимся недостаткам.
Симбиоз. Данный показатель свидетельствует о том, хочет ли взрослый быть единым целым со своим ребенком или наоборот предпочитает держать с ним психологическую дистанцию.
Контроль. Данный показатель говорит о том, на сколько родители контролируют поведение и действия своего ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения — это система отношений к своему ребенку, восприятие ребенка и различных способов поведения с ним, которое непосредственно оказывает огромное влияние на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Личность - это сущность человека как индивида со специфическим (отличным от других людей) сознанием и самосознанием. У ребенка дошкольного возраста складываются основные структуры личности: притязания личности, Я-концепция, перспективы личности и иерархия побуждений Основные структуры личности дошкольника позволяют выделить следующие личностные характеристики, присущие ребенку дошкольного возраста: эгоцентризм, центрация, неумение сосредоточиться на изменениях объекта, необратимость мышления, восприимчивость и отзывчивость.
Развитие личности начинается с семьи. Семья на ранних стадиях жизни является единственной, а позднее особенно важной, социальной группой для индивида. Семья является первичным и необходимым фактором развития жизнеспособной, эмоционально стабильной, творчески ориентированной личности. Типы детско-родительских отношений и соответствующие им пути личностного развития оказывают разное влияние на формирование ребенка и его жизненной позиции. Необходимо отметить, правильно выбранная позиция родительского воспитания, влияет на качество детско-родительских отношений, формируя у ребенка способность определять свои личностные психологические границы в соответствии со своими потребностями и воздействиями этой среды.
В рамках изучения особенностей сознания и переживания детско-родительских отношений детьми дошкольного возраста нами было организовано эмпирическое исследование. В исследовании принимали участие 20 семей. Так выборка была поделена две группы:
- первая группа 10 семейных пар (20 человек) в возрасте 20-27 лет, которые воспитывают 1 ребенка, и 10 детей в возрасте 5-6 лет
- вторая группа 10 пар (20 человек) в возрасте 30-35 лет, которые воспитывают 2-3 детей, и 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Нами были использованы следующие диагностические методики: тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина; методика «Стратегии семейного воспитания»; методика «Рисунок семьи»; методика «Лесенка» В.Г. Щур.
По результатам исследования было установлено, что у молодых семей отмечается более низкий уровень привязанности, чем у семей в более зрелом возрасте. Так же молодые отцы менее готовы к сотрудничеству со своими детьми. Примечательно, что более взрослые семьи спокойнее относятся к неудачам своих детей, чем молодые семьи. В молодых семьях преобладает либеральный и авторитарный стиль воспитания, тогда как в более старших семьях преобладает авторитетный и авторитарные стили воспитания. По результатам исследования детей двух категорий семей установлено, что дети из более зрелых семей чувствуют в семье более благоприятную атмосферу, у них отсутствует чувство неполноценности и враждебности, преобладает адекватная самооценка, тогда как у детей из молодых семей отмечается повышенная тревожность, враждебность, чувство неполноценности, а также присутствует резко завышенная и заниженная самооценка.
1. Артамонова, Е. И., Екжанова, Е. В., Зырянова, Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. -М.: ИЦ Академия, 2012. -192 с.
2. Беляева, Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «In Situ». -2016. -No4. -С. 95-98.
3. Бисалиев Р.В. Суицидальное поведение у аддиктов и их родственников / Р.В. Бисалиев, С.А. Вешнева. -Астрахань: Издательство АГТУ, 2013. -276 с.
4. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. : сб. ст. : в 2 т. /гл. ред. Г. Д. Ахметова. -Челябинск. : Два комсомольца, 2011. -Т. 2. -С. 124-127.
5. Боброва, С.Г., Хохлов, Р.С. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва, Р.С., Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 15. - С. 83 - 86.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. -М.: Наука, 2018. -301 с.
8. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье / Г.М. Бреслав // Журн. Вопросы психологии. -2018. - № 1. - С. 41¬47.
9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс /А.Я. Варга. - С - Пб.: Речь, 2011. - 342 с.
10. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. -СПб.: Прайм еврознак, 2013. -320 с.
11. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. No 2 (20)].
12. Воронова, А. А.Арт-терапиядля детей и их родителей / А. А. Воронова. -Рн/Д: Феникс, 2013.
13. Галанов, Е.Н. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет / Е.Н. Галанов. - М.: Аркти, 2009. - 96 с.
14. Гасанова П. Г., Даудова Д. М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. - 2015. - №3. - С. 6 - 11.
15. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия / С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2015. - 276 с.
16. Григории, Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских отношений / Н. Григорин // Журн. Школьный психолог. 2010. - № 28. - С. 1-16.
17. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. - 2001. - №11. - С. 108-113.
18. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. -- М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 33 с.
19. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. -М.: Психология, 2012. -376 с.
20. Зубова, Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка / Л.В. Зубова // Журн. Вестник ОГУ. - 2012. - № 7. - С. 54- 56.
21. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. / О. А. Карабанова. -М.: Гардарики, 2013. -320 с.
22. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
23. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования. Идеи, категории, методология.: Учебное пособие для аспир. и студ. пед. вузов. - Новосибирск: РИЦ «Прайс-курьер», 2005. - 254 с.
24. Маковецкая, Г. А. Внутрисемейные отношения / Г. А. Маковецкая. -Санкт-Петербург: Дарья и Ко -2014. -289 с.
25. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / М. Минияров. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 364 с.
26. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин - тов / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО Пресс, 2010. - 420 с.
27. Нартова-Бочавер, С.К. 140 вопросов семейному психологу / С.К. Нартова-Бочавер, Г.К. Кислицина, А.В. Потапова. - М.: Генезис, 2012. - 235 с.
28. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 1995. - 480 с.
29. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. - 319 с.
30. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 448 с.
31. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. -328 с.
32. Спирева, Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. -2011. -No 4. -С. 32 -34.
33. Удова О.В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста Вектор науки ТГУ. - 2011. - 4(7). - С. 286 - 289.
34. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. - М. : Педагогика, 1989. - 154
35. Чебанов В.Ю. Детско-родительские отношения в семье // Международный студенческий научный вестник. -2015. -No 5-2.
36. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. -Пермь: Меркурий, 2011. -С. 180-183.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сырые результаты по методике родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина у молодых семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сырые результаты по методике «Стратегии семейного воспитания» у молодых семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сырые результаты по методике «Рисунок семьи» у молодых семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сырые результаты по методике «Лесенка» у молодых семей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты