Постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тренинг социальной адаптации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2 Понятие социальной адаптации и дезадаптации детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения
1.3 Постинтернатное сопровождение выпускников в Республике Беларусь.
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Уровень сформированности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Система работы в контексте постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.3 Эффективность постинтернатного сопровождения в процессе формирования социальной адаптации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подготовка детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой, и необходимо было уделять особенное ей внимание. Государственная система опеки и попечительства охватывает практически всех детей, которые нуждаются в опеке со стороны государства, создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к вступлению и реализации жизни взрослого человека. Переход к самостоятельной жизни ребенка и полноценное становление его членом общества является одним из важных моментов в жизни любого молодого человека, независимо от того, покидает ли он учреждение или оставляет родительскую семью во взрослой жизни. Этот переход к самостоятельной жизни связан с серьезными стрессами для личности такого ребенка. Что может в будущем пагубно повлиять на правильное формирование его личностного развития и в целом развитие личности.
Личность, которая еще вчера являлась выпускником детского дома, должна привыкнуть к самостоятельному существованию в независимости и без помощи со стороны, к ответственности за свою жизнь. Также как и подростки из относительно благополучных полноценных семей, они пытаются разобраться в себе, определить свой собственный путь, найти себя. Государство берет на себя решение самых важных проблем такой личности: проблемы и вопросы, связанные с процессом обучения, воспитания, обеспечения детей-сирот всем необходимым для будущего. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними новые проблемы, к которым они еще не готовы. Выпускники интернатных учреждений чаще, чем их сверстники, становятся участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, испытывают трудности в создании семьи, быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, становятся жертвами самоубийств. Их вступление в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда бывает успешным. Причины трудностей при вступлении ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно иными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые общество предъявляет к ним.
Процесс социализации (включения в систему социальных отношений) даже при благоприятном сочетании обстоятельств протекает неравномерно и может быть чреват рядом трудностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнивать процесс социализации с дорогой, которую должен пройти сирота из мира детства в мир взрослых, то она не всегда вымощена гладкими плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными знаками. Есть участки с оврагами и рыхлыми песками, расшатанные мосты и вилки.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время исследователи разрабатывают проблемы социально-психологического становления и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, изучаются эти особенности в случае лишения материнства, которое формируется при устройстве ребенка в детский дом. Рассматриваются также многие аспекты социального сиротства, практическая сторона социально-трудовой адаптации таких детей, особенности их подготовки к семейной жизни, самоопределения в жизни и профессии, социально-педагогическая адаптация в профессионально-технических училищах и др. [11, с. 7].
В этом аспекте первостепенное значение имеет проблема социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому представляется необходимым более детально рассмотреть проблему социально-психологического становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В психолого-педагогической литературе человеческая жизнь делится на определенные периоды, которые характеризуются собственными, специфическими особенностями развития и становления личности, а также определенным видом деятельности, который осуществляется в течение каждого возрастного периода. Понятие ведущего вида деятельности было введено в научную литературу А.Н. Леонтьевым, который определил следующие возрастные периоды с ведущим видом деятельности для них:
– младенчество (эмоциональное общение со взрослым);
– ранний возраст (субъектно-образованная деятельность);
– дошкольный возраст (игровая деятельность);
– младший школьный возраст (учебная деятельность);
– подростковый возраст (построение отношений с обществом и сверстниками);
– подростковый возраст (профессиональная подготовка, трудовая деятельность).
В этом случае определенному виду деятельности соответствует собственная форма обучения и воспитания. В случае с детьми-сиротами, а также с детьми, оставшимися без попечения родителей, эта переписка нарушается. Воспитанники интернатов и детских домов не готовы к самостоятельной жизни и часто оказываются в условиях недостаточных, специфических социальных связей, контактов, не соответствующих их возрастным особенностям. Для таких детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, часто характерны большая замкнутость, недоверие к окружающим. Социальная обездоленность, ее тяжесть определяется возрастом, в котором ребенок был лишен полноценных, устойчивых социальных связей, а также глубиной и продолжительностью нарушения социальных контактов [10, с. 14].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Уровень сформированности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В рамках данного исследования была проведена диагностика уровня социальной адаптации и личностной тревожности выпускников детского дома-интерната. В диагностике приняли участие 15 подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей в возрасте 17 лет.
Для определения уровня адаптированности подростков были использованы методики:
- Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу);
- Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина).
Опросник личностной ориентации А. Маслоу ориентирована на выявление ориентации личности подростка по отношению к окружающим его людям, а также на выявление ориентации социальной адаптации в обществе. Анкета включает пять пунктов с различной ориентацией. Необходимо выбрать один из предложенных вариантов, каждому из которых присваивается определенное количество баллов. Результаты суммируются и сверяются с ключом анкеты.
Методика «Шкала личностной тревожности», адаптированная Ю.Л. Ханиным, призвана выявить уровень тревоги испытуемого, который тесно связан с его способностью адаптироваться в обществе, умением устанавливать социальные связи и контакты, реализовывать свой потенциал, что особенно важно для выпускников детских домов, интернатов в их будущей образовательной, профессиональной и общественной жизни.
Содержание методик приведено в Приложении А.
Проведенная диагностика личностной направленности и уровня социальной адаптации воспитанников детского дома-интерната показала следующие результаты, размещенные в таблице 2.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время исследователи разрабатывают проблемы социально-психологического становления и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, эти особенности изучаются в случае лишения материнства, которое формируется при устройстве ребенка в интернатное учреждение. Рассматриваются также многие аспекты социального сиротства, практическая сторона социально-трудовой адаптации таких детей, особенности их подготовки к семейной жизни, самоопределения в жизни и профессии, социально-педагогическая адаптация в профессионально-технических учебных заведениях и т.д. В этом аспекте первостепенное значение имеет проблема социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому представляется необходимым более детально рассмотреть проблему социально-психологического становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ключевые позиции личности, такие как эмоциональная сфера, самосознание, образ «Я», интеллектуальная сфера, произвол, у детей-сирот специфичны, отличаются от детей из полноценных семей. Особенностями эмоциональной сферы являются высокая личностная тревожность, низкий уровень эмпатии и агрессии. Особенности самосознания проявляются в низком уровне самооценки, негативной самооценке, а также в отсутствии у ребенка уверенности в себе. Интеллектуальный аспект развития характеризуется определенной дисгармонией, выражающейся в недостаточном развитии невербального мышления. Следует отметить, что самостоятельное поведение детей-сирот характеризуется непоследовательностью, дезорганизованностью их действий. Психологические особенности сирот обусловлены, прежде всего, их особым социальным статусом. Наиболее значимыми из них являются психические лишения, отсутствие близкого взрослого, который безоговорочно принял бы и полюбил бы ребенка, а также негативное отношение общества к этим детям. Все это приводит к формированию агрессивной, но крайне уязвимой, неуверенной в себе личности, защищающейся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним.
Основой понятия «социальная адаптация» является как процесс, так и результат усвоения норм и правил, установленных в новой социальной среде (групповой, коллективной, организационной), во взаимодействии с которой он приобретает новый опыт или социальную роль. Особую актуальность в реальной жизни приобретает проблема эффективности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследования, посвященные адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на две группы. К первой группе авторов можно отнести И.А. Бобылеву, В.М. Бревнову, Л.А. Жилину, С.В. Лактионову, Ю.В. Орсага, Ю.О. Яблоновскую. Эти исследователи выделяют помимо общей социальной адаптации также социально-профессиональную и социально-педагогическую адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа включения в социальную группу и адаптации в учреждении, этапа адаптации к жизни в социуме, который включает социально-трудовую, индивидуально-личностную, социально-бытовую и семейную адаптацию. Последний этап является очень важным и длится на протяжении всего время пребывания воспитанника в учреждении.
1. Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. – Ставрополь, 2005. – С. 53–55.
2. Бобылева, И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. – Владимир, 2000. – С. 17.
3. Бревнова, В.М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бревнова Виктория Михайловна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. – Омск, 2008. – 24 с.
4. Волчек, Н.А. Сиротский синдром / Н.А. Волчек // Социальная защита. – 2007. – № 9. – 211 с.
5. Галасюк, И.Н. Психология социальной работы: учебное пособие для слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях социальной сферы» / Под ред. О.В. Красновой. – Москва: ДСЗН, 2010. – 200 с.
6. Дорохова, Т.С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материалы XVII городских педагогических чтений / под общ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011. – 77 с.
7. Дубровина, И.В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Психическое развитие воспитанников детского дома / под общ. ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – Москва: Издательство «Педагогика», 2000. –15 с.
8. Жилина, Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2008. – С. 10–13.
9. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
10. Лактионова, С.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 24.
11. Ларин, А.Н. Современные международные проблемы детей-сирот / А.Н. Ларин, И.Н. Коноплева // Современная зарубежная психология. – 2015. Том 4. – № 2. – С. 5–10.
12. Ларионова, С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С.А. Ларионова. – Белгород, 2002. – С. 93.
13. Мельникова, Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 22.
14. Морозова, Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам 2-е., изд. стереотип / Е.И. Морозова. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС, 2005. – 56 с.
15. Ослон, В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – 75 с.
16. Орсаг, Ю.В. Проектирование содержания воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально- профессиональной адаптации: Дисс. к. пед. н. / Ю.В. Орсаг. ˗ Вологда, 2007. ˗ 230 с.
17. Пашина, Е.П. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / Е.П. Пашина, А.Х. Рязанова. – Москва: Издательство Института психологии, 2005. – 139 с.
18. Прихожан, А.М. Психология сиротства. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – Москва: «Педагогика», 2005. – 400 с.
19. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. – С. 14.
20. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука, 2002. – С. 34.
21. Семья, Г.В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Г.В. Семья. – Москва: СИМС, 2009. – 187 с.
22. Смелков, М.Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности / М.Ю. Смелков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Сер. Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 164.
23. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / Авт.-сост. М.А. Павлова. ˗ Волгоград: Учитель, 2014. – 232 с.
24. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ю.В. Василькова. – 3-е изд., доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
25. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей / Авторы-составители: Е.В. Трофимова, О.Н. Хахлова. – Уфа, 2015. – 200 с.
26. Фролов, А.Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А.Г. Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Матушанский // Образовательные технологии и наука. – 2006 – № 9 (2). – С. 259–269.
27. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – Москва: Владос, 2009. – 357 с.
28. Яблоновская, Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2007. – С. 14.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тренинг социальной адаптации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты