Формирование интересов в подростковом возрасте
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование интересов в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология детства»
2021
45.00 BYN
Формирование интересов в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология детства
Организация: Коротьковский детский сад–средняя школа, ГУО (Кормянский район)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомшток.
Приложение Б Первичные данные диагностики познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации у личностей подросткового возраста.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты процесса формирования интересов в подростковом возрасте
1.1 Сущность интереса как личностная составляющая
1.2 Особенности формирования интересов в подростковом возрасте
2 Изучение интересов в подростковом возрасте
2.1 Диагностика интересов в подростковом возрасте
2.2 Рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема формирования личности в подростковом возрасте играет определяющую роль с точки зрения личностного развития подростка. Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М. Ке, З. Фрейд и другие изучали проблемы подросткового возраста. Подростковый возраст является сложным критическим возрастом и играет важную роль в формировании личности: расширяется сфера деятельности, устанавливается сознательное поведение, происходит качественное изменение характера и формирование нравственных представлений.
Отличительными чертами подростка являются познание себя, осознание своего места среди окружающих, необходимость интегрироваться с другими людьми, а также быть похожим на всех, но в то же время отличаться и быть особенным, не похожим ни на кого другого. С этими противоречивыми чувствами связаны резкие колебания по отношению к себе.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие интересов и способностей у подростков и молодежи чрезвычайно актуально, особенно сейчас, когда у психологов, педагогов, юристов, социологов идет большая дискуссия о формах проведения свободного времени подростков, когда возникает вопрос о соотношении воспитательной и воспитательной работы подрастающего поколения, когда в российских школах появляются новые концепции общего образования, которые ставят задачу развития личности учащегося. Исследователи различных направлений отмечают, что тема интересов в старшем школьном возрасте должна стать приоритетной во всех отношениях.
Проблеме интересов подростков посвящены В.Г. Алексеева, С.И. Григорьев, Е.И. Головаха, А.А. Козлов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др. Ученые подчеркивают важность успешного формирования смысловых и жизненных ориентаций для гармоничного развития личности, указывая на возможность влияния на смысловую сферу через развитие.
Объект исследования: интересы в подростковом возрасте.
Предмет исследования: формирование интересов в подростковом возрасте.
Цель исследования: проанализировать процесс формирования интересов в подростковом возрасте.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность интереса как личностную составляющую;
– охарактеризовать особенности формирования интересов в подростковом возрасте;
– провести диагностику интересов в подростковом возрасте;
– разработать рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования); эмпирические (анализ, интерпретация, количественная обработка данных).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в данной работе представлены результаты исследования и рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте, которые могут быть использованы педагогами, педагогами-психологами в процессе обучения подростков.
1 Теоретические аспекты процесса формирования интересов в подростковом возрасте
1.1 Сущность интереса как личностная составляющая
Проблема интереса к психолого-педагогической науке является вечной. Постоянные изменения во всех отраслях науки и практики, обусловленные стремительным научно-техническим прогрессом, органически влияют на трансформацию интересов, так как интересы по своей функциональной структуре напрямую связаны с деятельностью. А поскольку любая деятельность и, прежде всего, ее познавательная составляющая постоянно меняется и совершенствуется, то это напрямую влияет на интересы. В связи с интенсивностью научно-технического прогресса (внедрение компьютерных технологий в научно-познавательный процесс, широкое внедрение Интернет-технологий, стремительная интенсификация познавательной составляющей) происходят заметные изменения в качественной перестройке и динамике взаимодействия структурных составляющих интереса (особенно его познавательной составляющей) [1, с. 132].
Интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая ориентацию человека, осознание цели деятельности; эмоциональное проявление познавательной потребности человека. Интерес рассматривается как одна из основных природных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека.
Считается, что именно интерес, наряду с познавательными структурами и ориентациями, направляет познание и действие. Исключение составляют негативные эмоции, которые доминируют в сознании. С неврологической точки зрения, интерес активируется градиентным увеличением – возбуждением нейронов. На уровне сознания ключевыми детерминантами интереса являются новизна, изменения в окружающей среде. Источником таких изменений и новизны может быть не только окружающая среда, но и воображение, память, мышление. Заинтересованный человек пристально изучает, слушает. Феноменология интереса также характеризуется высокой степенью удовлетворенности, уверенностью в себе и умеренной импульсивностью и напряженностью. Эмоции радости часто сопровождают интерес.
Интересов существует очень большое количество и классифицируют их следующим образом:
По носителю интересы подразделяются на индивидуальные, групповые и интересы всего общества.
По направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
2 Изучение интересов в подростковом возрасте
2.1 Диагностика интересов в подростковом возрасте
Цель исследования: проанализировать формирование интересов в подростковом возрасте.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Коротьковский детский сад – средняя школа Кормянского района».
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7 классов. Возраст испытуемых – 13-14 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе осуществлялась диагностика познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации.
На втором этапе исследования была проведена обработка результатов диагностики.
Третий этап предполагал разработку рекомендаций по формированию интересов в подростковом возрасте.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомшток [17].
Для проведения исследования используются карта интересов – опросник, отражающий направленность интересов в 29 сферах деятельности, и бланк для ответов, представляющий собой матрицу из 6 строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов.
Заполнение бланка для ответов может выполняться индивидуально или в группе.
Подсчитываются плюсы и минусы в каждом столбце «Листа ответов». Каждый столб соответствует одной из сфер деятельности (смотри «Дешифратор») Выделяются несколько столбцов (3-4), содержащих наибольшее количество плюсов. Столбцы, набравшие максимальное число плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности. Их следует в первую очередь учитывать при оценке направленности интерес учащихся. Если количество плюсов в нескольких столбцах одинаково, то преобладающим интересам соответствуют те из них, которые содержат меньшее количество минусов.
Для более обоснованных выводов следует обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов. При интерпретации данных необходимо учитывать и распределение плюсов и минусов по горизонтали. Первые две строки «Листа ответов» (вопросы 1- 48) говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые две строки (вопросы 49 - 96) содержат сведения о склонности учащегося, о стремлении к углубленному познанию. Две последние строки (вопросы 97-144) дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых навыков и умений, стремлении к практической деятельности.
Заключение
Интерес – одна из форм ориентации деятельности человека, предполагающая концентрацию внимания на определенном, вызывающая это явление интереса. Интерес на определенном этапе своего развития становится мотивом, стабильным формированием самой личности, мощной движущей силой ее деятельности и индивидуальных действий. Интерес – это мотив, который действует в силу своей сознательной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обе точки обычно в той или иной степени представлены, но на разных уровнях сознания соотношение между ними может быть разным.
Подростковый возраст – это возраст, в котором происходят изменения в учебной деятельности школьника. Заметно возрастает сознательное отношение подростка к обучению, на него влияет позитивное отношение к реальным и глубоким знаниям. Изменение в системе интересов представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Подростковый возраст – это возраст, в котором происходят изменения в учебной деятельности школьника. Заметно возрастает сознательное отношение подростка к обучению, на него влияет позитивное отношение к реальным и глубоким знаниям. Изменение в системе интересов представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Среди значимых интересов подростка можно выделить: учебные интересы, познавательные интересы, интерес к чтению, интерес к технике, интерес к спорту, общественно-политические интересы др.
По результатам эмпирического исследования установлено, что наиболее важными интересами для личностей подросткового возраста являются: медицина, искусство, общественная деятельность, право, педагогика, математика. Наименее важными интересами для личностей подросткового возраста являются: физика, сельское хозяйство, география, рабочие специальности, строительство, техника. По результатам эмпирического исследования разработаем рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены интересы, которые преобладают у личностей подросткового возраста. По результатам эмпирического исследования были разработаны рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте. Сформулированы методы по формированию познавательного интереса и интереса к обучению посредством использования игр, создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, положительное суждение родителей об общественных и политических событиях, их оценка собственной и другой деятельности и т.д.
1. Волина, В.В. Игра дело серьезное / В.В. Волина. –СПб.: Дидактика плюс Зенит, 2009. – 332 с.
2. Кондрашенко, В.Т. По лабиринту души подростка / В.Т. Кондрашенко, А.Г. Чернявская. –Минск., 2011. – 335 с.
3. Алексеев, Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев // Завуч. – 2009. –№3. – С. 126.
4. Кравцов, Г.Г. Формирование личности в процессе обучения / Г.Г. Кравцов / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. –М.: ПИ РАО, 2005. – 37 с.
5. Шаповалов, В.В. Активизация профессионально-образовательного интереса студентов / В.В. Шаповалов // Начальная школа плюс До и После. –2010. – №5. – С.19-23.
6. Выготский, Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / Л.С. Выготский. –Т.1. –М., 2002. – 265 с.
7. Фрейд, А. Подростковый возраст как нарушение развития / А. Фрейд // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем.: В 2 т. – Т. 2. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2009. – 321 с.
8. Архиева, Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка / Т.В. Архиева. –СПб., 2007. – 150 с.
9. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Пригожан. – М.: Издательство Юрайт. – 2016. – 406 с.
10. Вачков, И.В. Приключения во внутреннем мире / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2002. – 144 с.
11. Фельдштейн, Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии / Д.И. Фельдштейн / РАО, Московский психолого- социальный институт; гл. ред. Д.И. Фельдштейн. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 243 с.
12. Агапов, В.С. Становление Я – концепции в системе духовных потребностей подростков / В.С. Агапов / Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Ин-т молодежи. – М., 2004. – 22 с.
13. Жучкова, С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С.М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам . науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
15. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
16. Лобашев, В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения / В.Д. Лобашев// Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 118-130.
17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / И.В. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 2007. – 352 с.
18. Никиреев, Е.М. К вопросу изучения структуры направленности личности / Е.М. Никиреев / Психологические вопросы формирования личности / Под ред. П.А. Просецкого. – М., 2006. – 32 с.
19. Бутенко, О.Л. Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности / О.Л. Бутенко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 51 (185). – С. 262-265
20. Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно- ориентированного обучения / Н.А. Алексеев / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед наук: (13.00.01) / Тюмен. гос. ун-т. –Екатеринбург, 2007. – 42 с.
21. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. тр. – М.: Педагогика, 2009. – С. 265–267
22. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
23. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. – 108 с.
24. Филимонова, О.Г. Модификация карты интересов / О.Г. Филимонова // Газета «Школьный психолог». – 2007. –№ 2. – С. 39-45
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомшток.
Приложение Б Первичные данные диагностики познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации у личностей подросткового возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты