Роль цвета в воспитании художественного вкуса младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль цвета в воспитании художественного вкуса младших школьников»
по дисциплине: «Народные художественные ремесла»
2021
45.00 BYN
Роль цвета в воспитании художественного вкуса младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Народные художественные ремесла
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Анкета «Роль цвета в нашей жизни».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы художественного вкуса и особенности его развития у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие, значение и сущность художественного вкуса
1.2 Особенности восприятия цвета у детей младшего школьного возраста
1.3 Способы и методы развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Программа развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
2.2 Программа развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Современные тенденции развития общества, его социально-экономические проблемы заставляют переосмыслить цели школьного образования, усилить его социальную, гуманитарную и ценностную ориентацию. Одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения является эстетическое воспитание и развитие, которое невозможно без включения в образовательный процесс дисциплин художественно-эстетического цикла, содержание которых отражает традиции народа, его чувства и отношение к миру. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач начальной школы, художественные занятия в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной творческой деятельности во всех ее направлениях, в том числе и эстетических. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства и средств его выразительности, в том числе цветовой, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.
Цвет рассматривается в философской, психолого-педагогической, методической, художественной литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство, средство эстетического самовыражения. В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания художественного образа как средство выражения внутреннего содержания произведений и создания соответствующего эмоционального настроения зрителя. Цвет как природное явление, и его влияние на человека является предметом внимания ученых с древнейших времен (Аристотель, Платон, Эмпедокл). Цвет обычно понимается как характеристика визуального ощущения, позволяющая распознать качественные различия в излучении. Ощущение цвета человеком, происходящее через все органы чувств, изучали В.М. Бехтерев, Г.Э. Бреслав, С.В. Кравков, А.С. Новомейский, И.М. Сеченов, П.В. Яньшин; синестезические ощущения рассматривали Б.Г. Ананьев, Б.М. Галеев. Взаимосвязь цвета и эмоций была предметом изучения Р. Арнхейма, Г.Э. Бреслава, В. Вундта, Ч.А. Измайлова, М. Люшера, А.Е. Ольшанниковой, Г. Роршаха, Л.Н. Собчик, Г. Фрилинга, Б.М. Теплова, П.В. Яньшина. В педагогике взаимосвязь цвета и слова, цвета и музыки, цвета и движения рассматривалась И.С. Вахнянской, Е.П. Кабковой, Н.Г. Тагильцевой, Е.М. Торшиловой. О необходимости цветового воспитания и развития чувства цвета у ребенка писали Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова, М.О. Сурина, Б.П. Юсов. Чувство цвета как природосообразное эстетическое чувство рассматривала А.Ф. Яфальян.
Объект исследования: воспитание художественного вкуса.
Предмет исследования: процесс воспитания художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические основы художественного вкуса и особенности его развития у детей младшего школьного возраста
1.1 Понятие, значение и сущность художественного вкуса
Публикации и высказывания философов и искусствоведов, педагогов и психологов, художников и архитекторов и т.д. содержат множество перспектив, теорий и суждений о художественных вкусах, на которые влияют как те, кто участвует в их формировании, так и те, кто работает в этой профессии (дизайнеры, кинематографисты, специалисты по рекламе и т.д.). Эксперты рассматривают задачу развития (воспитания) художественного вкуса как неотъемлемую часть культурной динамики и одну из наиболее сложных для педагогической теории и практики.
Согласно анализу тематической литературы, изучение вкуса развивалось в несколько этапов: Л.В. Парунина указывает на три этапа: ) с IX до н.э. до XVII вв., в это время появились первые суждения о вкусе; 2) с XVIII до XIX вв., период появления в рамках эстетики термина «эстетический вкус»; 3) с XX в. до настоящего времени - период, когда «художественный вкус» «отделился» от «эстетического вкуса» и стал самостоятельным понятием [21, с. 267-271].
В.В. Саморукова пишет, что вкус упоминался в древнейших философских трактатах, в которых его сущностной характеристикой считалось единство и целостность восприятия, были попытки осмысления критериев оценки вкуса [23]. Средневековая эпоха "подхватила" эстафету развития теории предположительного суждения, эстетического отношения к миру, но в контексте превосходства духовных ценностей над материальными. Мыслители эпохи Возрождения задумались над двойственной природой вкуса, в частности, о единстве эмоционального и рационального в эстетическом отражении. В XVII-XVIII вв. в результате появления трудов писателей, художников, архитекторов с разнообразными и неоднозначными точками зрения на понятие вкуса, он оказался в центре научной дискуссии и стал одной из самых изучаемых категорий европейской эстетики - во Франции, Англии, Германии и других странах.
Е.Ю. Вахрушева подчеркивает особое значение эмоций в генерации эстетических впечатлений, а также самостоятельность, даже первичность художественного вкуса в психической жизни, разделялись его объективная и субъективная основа, его связь с эстетическим суждением [4, с. 7]. До XIX в. доминировали, по данным Л.В. Паруниной, две концепции: рационалистическая, основанная на разуме, которая утверждала обусловленность вкуса деятельностью сознания, и сенсуалистическая, предполагающая первичность чувственного начала, соответственно именно чувственность считалась основной формой достоверного познания [21, с. 269].
Глава 2. Программа развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
Для изучения роли цвета в воспитании художественного вкуса у детей младшего школьного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 25 детей младшего школьного возраста. Из них 14 девочек и 11 мальчиков. В связи с преобладающим числом девочек в выборке исследования гендерный анализ не проводился. Возраст респондентов 7-8 лет (2 класс).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2 этапа - констатирующий, формирующий.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.
В задачи этапа входило: выявить исходный уровень развития у детей художественного вкуса, знаний о цвете и выявление основных часто встречающихся ошибок при выполнении несложных заданий.
Методики исследования:
1. Беседа с детьми.
1. Ты любишь рассматривать картины?
2. Какие картины тебе нравятся?
3. Ты любишь рассматривать иллюстрации (картинки) в книгах?
4. Какие иллюстрации тебе нравятся?
5. Как ты думаешь, о чем картина может рассказать?
Анкетирование «Роль цвета в нашей жизни» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
В анкете представлено 15 вопросов, связанных с цветом, каждый из которых имеет общепринятый конкретный ответ.
Временные рамки проведения анкеты: 15 - 25 минут (первая половина занятия изобразительного искусства).
Во время анкетирования детям зачитывался и пояснялся каждый вопрос, для более эффективного выполнения задания.
Практическое задание на тему «Подводный мир» с описанием.
Практическое задание на тему «Подводный мир» проводилось во второй половине занятия. Целью и задачей данного задания являлось определение уровня знаний, умений и навыков чувства цвета.
Содержание: на формате А4 необходимо нарисовать гуашью подводный мир и его жителей, а на обратной стороне листа описать картину, какие цвета были использованы, какие краски были смешаны и т.д.
Формулировка задания для детей:
- изобрази мир подводных жителей,
- письменно опиши свою работу по пунктам:
1. Что изображено на рисунке?;
2. Какие краски использовал и почему?;
3. Какие цвета смешивал и почему?
Заключение
Художественный вкус - это форма художественного сознания, определяющая масштаб восприятия и воспроизведения средств художественного выражения. Это совокупность норм, стандартов и показателей, ассимилированных человеком, на основе которых формулируется оценочное суждение о художественном объекте как о личной и индивидуальной ценности. Художественный вкус основывается на художественных ощущениях, переживаниях, которые сочетаются с суждениями (оценка предметов искусства). Непосредственная связь художественного вкуса с практической деятельностью в конкретных исторических условиях, содержащихся в художественной практике человека, позволяет определить его содержание как процесс с тремя основными элементами: восприятие, оценка и исполнение.
Восприятие цвета представляет собой способность личности человека воспринимать, идентифицировать и правильно идентифицировать цвета. Физиологическая основа восприятия дополнительно осложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и другими разнообразными мыслительными процессами. Развитие восприятия цвета оказывает сильное влияние на психофизическое развитие детей младшего школьного возраста, их способность вызывать активные эмоциональные реакции и развивать умственные и творческие способности. У младших школьников уже есть хорошо развитое восприятие. Они не только различают цвет, форму, размер объектов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотносить объекты с их размерами. Одной особенностью восприятия младших учеников является тесная связь с действиями.
Воспитание художественного вкуса - разносторонний, сложный процесс воздействия на личность, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий и эмоциональные, и интеллектуальные стороны ее психики. Выделяют следующие педагогические условия формирования художественного вкуса у детей младшего школьного возраста: активизация в учебном процессе опыта эмоционального взаимодействия с природой и искусством; взаимодействие искусств; включение в активную художественную творческую деятельность
В констатирующем эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста старшей группы в составе 25 человек.
В задачи этапа входило: выявить исходный уровень развития у детей младшего школьного возраста художественного вкуса, чувства цвета, знаний о цвете и выявление основных часто встречающихся ошибок при выполнении несложных заданий.
Методики исследования: беседа с детьми, анкетирование «Роль цвета в нашей жизни», практическое задание на тему «Подводный мир» с описанием.
1. Бирюков М. Ю. Истоки возникновения понятия «вкус» как основа формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки / М.Ю. Бирюков // Самарский научный вестник. 2016. - № 1 (14). - С. 137-142.
2. Бирюков М.Ю. Современные подходы к формированию художественного вкуса / М.Ю. Бирюков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №10 (85). - С. 11-15.
3. Буров А.И. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Буров, Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1974. - 300с.
4. Вахрушева Е.Ю. Принципы классического философского анализа художественного вкуса / Е.Ю. Вахрушева // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - №2. - С. 6-10.
5. Венгер, Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 287 с.
6. Давалева Д.А. Проблема художественного вкуса в трудах европейской и русской философско-педагогической мысли / Д.А. Давалева // Омский научный вестник. - 2011. - №3 (96). - С. 196-199.
7. Давалева Д.А. Развитие восприятия произведений искусства как условие формирования художественного вкуса младших подростков / Д.А. Давалева // Омский научный вестник. - 2012. - №1 (105). - С. 227-230.
8. Демченко Е.Н. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. / Комсомольский-на Амуре государ. педагогический ун-т. Комсомольск-на Амуре, 2001. - 181 c.
9. Дивненко О.В. Методическое пособие по эстетике / О.В. Дивненко. - М.: Издательский центр A3. - 1995. - 190 с.
10. Золкин А.П. Эстетика / А.П. Золкин. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 447 с.
11. Каган М.С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций / М.С. Каган. - СПб.: ТК Петрополис, 1997. - 543 с.
12. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука / Н.И. Киященко. - Изд-во Вильямс. - 2005. - 592 с.
13. Коган М.Г. Эстетическое и художественное воспитание / М.Г. Коган. - Ленинград, 1984. - С. 31.
14. Копцева, Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. . канд. пед. наук. / Т.А. Копцева. - М, 2000. - 16 с.
15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М., 1985. - С. 321.
16. Лушина А.П. Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства / А.П. Лушина // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - №6. - С. 59-63.
17. Метиева, Л.А., Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - Питер, 2005. - 310 с.
18. Молчанова А.С. На вкус, на цвет … Теоретический очерк об эстетическом вкусе / А.С. Молчанова. - М.: «Искусство». - 1966. - С. 57.
19. Мохонько А.П. Сущность художественного вкуса и его генезис / А.П. Мохонько // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - № 5 (121). - С. 150-155.
20. Никитина И.П. Эстетика / И.П. Никитина. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 676 с.
21. Парунина Л.В. Историко-педагогический анализ генезиса проблемы художественного вкуса / Л.В. Парунина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №32 (70): Аспирантские тетради. Ч.I. (Общественные и гуманитарные науки). - С. 267-271.
22. Парунина Л.В. Формирование художественного вкуса будущих учителей начальных классов средствами архитектуры: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут, 2009. - 195 с.
23. Саморукова В.В. Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2011. - 175 с.
24. Сивухина Е.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания художественного вкуса / Е.А. Сивухина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 8-1 (46). - С. 149-151.
25. Скаткин М.Н. Школы и всестороннее развитие детей / М.Н.Скаткин. - М.: Просвещение, 1980. - С. 212.
26. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2009. - 318 с.
27. Харламов В.С. Педагогика / В.С. Харламов. - М.: Высшая школа, 2004. - 441 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение 1 Анкета «Роль цвета в нашей жизни».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты