Проявление гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проявление гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Проявление гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад №448, УДО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Проявление гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большое количество исследователей и педагогов изучают проблему гендерного воспитания. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, их биосоциокультурные характеристики. Поэтому гендерное воспитание детей с раннего детства является проблемой значимой и актуальной. Именно старший дошкольный возраст, является наиболее восприимчивым возрастом для гендерных взаимоотношений детей. В этом возрасте формируются задатки, способности и все важнейшие качества личности. Исходя из этого, главной задачей в воспитании мальчиков и девочек является изучение гендерных взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование мужественности и женственности, искренности, взаимопонимании, воспитании человеческого в мужчине и женщине, уважение к себе и другим, милосердие. В дошкольном возрасте ребёнок идентифицирует себя с определённым полом и осознаёт свою социальную роль. Формирование поло-ролевой идентификации связано с осознанием себя.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. При взятии на себя игровой роли ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, О.С. Ермакова, В.Е. Каган, Н.Е. Татаринцева и др.). Принятие соответствующей гендерной роли осуществляется путем формирования половой идентификации в процессе полоролевого развития в ходе организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью организуются такие игры по поло-ролевому развитию как: «Профессии мужчин и женщин», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский», «Кому, что нужно для работы» «Отгадай профессию» и т.д.
Индивидуальный подход к каждому ребенку дошкольного возраста в настоящее время является важным направлением в воспитании детей дошкольного возраста. В связи с этим главной выступает проблема учёта их гендерных особенностей. Данная проблема в настоящее время волнует большое количество исследователей, психологов, педагогов (И.С.Кон, Т.А.Репина, В.А.Крутецкий, В.Е.Каган и др.). Научный интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.
Современными приоритетами в Республике Беларусь в воспитании мальчиков и девочек является изучение потенциала партнёрских взаимоотношений между представителями мужского и женского пола, воспитании человеческого у мальчиков и девочек, искренности, взаимопонимания. Неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников- усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения для того или иного пола, т.е. процесс формирования гендерных особенностей. Позиция, которую занимает ребенок в соответствии со своим полом, определяет специфику развития самосознания. Для развития личности важнейшее значение имеет осознание своей половой принадлежности, т.е. чувство тождественности со своим полом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может [21, с. 88].
Согласно Д.Б. Эльконину, игровая деятельность доминирует у ребёнка от 3 до 6 лет. В процессе её осуществления у него формируются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий. Происходит выделение в них моментов соподчинения и управления, а также складываются обобщённые переживания и осмысленная ориентация в них [21, с. 90].
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой, т.к. дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. У детей старшего дошкольного возраста именно сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности. Именно в подобного рода играх ребенок может взять на себя роль взрослого, подражая ему и реализовывать различные функции – профессиональные и социальные. Дошкольный возраст является возрастом наиболее быстрого усвоения целей деятельности взрослых, периодом формирования ориентировки в них.
Сюжетно-ролевая игра – это та деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [22, с. 42].
Д.Б. Эльконин определяет сюжетно-ролевую игру как деятельность, в которой социальные отношения воспроизводятся вне условий непосредственной деятельности между людьми [21, с. 66].
Н.А. Короткова рассматривает с психологической точки зрения сюжетно-ролевую игру как «воображение в действии». Истоком игры старшего дошкольника, по мнению автора, является воображение. Ребенок имеет способность благодаря воображению, оживлять игрушки и предметы, дружить или ссориться с ними, разговаривать, бояться или любить их [17, с.90].
1.2 Проявление гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Одним из средств гендерного воспитания дошкольников является игра. Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именно в ней происходит усвоение детьми гендерного поведения. Здесь есть возможность реализации своих интересов, фантазий, желаний, обретения опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и с представителями обоего пола, самостоятельности, творчества и активности. В игре у ребенка дошкольного возраста предоставляется возможность проигрывать весь доступный ему спектр социальных ролей, среди которых и гендерные роли. В основе освоения гендерных ролей лежит гендерная идентичность. Первым и необходимым шагом в становлении гендерной идентичности является возникновение полового самосознания в онтогенезе личности. Понятие полового самосознания (аутоидентификации) сформировалось в сексопатологии как ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу. В норме половое самосознание человека соответствует его биологическому полу (генетическому, гормональному и морфологическому) и органично сливается с формирующейся половой идентичностью и интериоризацией половой роли в процессе половой социализации. Половое самосознание считается сформированным не позже пяти лет, а обычно раньше, и является стержневой функцией «врастания ребенка в культуру» (Л.С.Выготский), при этом осознание ребенком своего пола сопровождается возникновением отношения к нему [14, с.114].
В исследованиях В.Е. Каган сказано: «Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру» [15, с. 8].
Постижение этических норм, формирование нравственных качеств, соответствующих представителям той или иной гендерной группы, выстраивание взаимоотношений между мальчиками и девочками (будущими мужчинами и женщинами) происходит непосредственно в процессе игровой деятельности, самостоятельной игры детей разного пола. Для мальчиков - это ответственность, смелость и готовность прийти на помощь, для девочек - доброта и заботливое отношение к близким людям, эмпатия и т.д.
К старшему дошкольному возрасту содержание игры дифференцируется и можно наблюдать смешанные игры, объединенные одним сюжетом. Педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей разного пола для того, чтобы в процессе игры ребенок мог отрабатывать различные модели взаимодействия. У девочек и мальчиков среднего и старшего дошкольного возраста в игре распределение ролей формируется по половому принципу, они не путают половую принадлежность игровых персонажей [1, с. 24].
Рассмотрим особенности игрового материала в играх мальчиков и девочек. Родители и воспитатели с раннего возраста мальчикам и девочкам предлагают разные игрушки, ориентируя их на различные виды деятельности, приписываемые биологическому полу ребенка. Мальчиков и девочек поощряют заниматься видами деятельности, которые традиционно считаются соответствующими полу ребенка и нередко порицают виды деятельности, не соответствующие биологическому полу, считает Н.Л. Иванова [12, с. 45].
Выводы по главе 1
Игра – основной вид деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры занимают исключительное место в социальном и личностном развитии дошкольников. Отличительной спецификой сюжетно-ролевой игры является то, что ее формируют сами дети, а их игровая деятельность имеет ярко выраженный творческий самостоятельный характер. Сюжетно-ролевая игра имеет определенную структуру, которая включает в себя следующие элементы: сюжет, содержание (воображаемая ситуация), выполняемые роли. Включенность в деятельность взрослых ребенка, его ознакомление с жизнью служит ведущим источником игры и составляет в дальнейшем сюжет его ролевой игры. Развитие и изменение сюжета зависит от развития кругозора ребенка. Выполнение роли и содержание игры в ней, развитие игровых и действительных взаимоотношений, подчинение правилам поведения и согласование собственных действий с другими детьми и оказание помощи друг-другу, формирует у детей нравственные качества, дружеские взаимоотношения, что необходимо в дальнейшей учебной деятельности детей при поступлении в школу. Сюжетно-ролевые игры занимают исключительное место в социальном и личностном развитии дошкольников. Отличительной спецификой сюжетно-ролевой игры является то, что ее формируют сами дети, а их игровая деятельность имеет ярко выраженный творческий самостоятельный характер.
В дошкольном возрасте в играх дети подражают взаимоотношениям взрослых. В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Играя, дети группируются по признаку пола. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо проводить игру с учетом особенностей детей и включать ребенка в игровую деятельность, которая отражает его интересы и соответствует гендерным склонностям, с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Игра детей способствует развитию интереса, мужского и женского поведения в семье и обществе, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, умений взаимодействовать с противоположным полом, строить длительные доброжелательные отношении, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
1. Андреева, Н.А. Воспитание полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №1. – С. 20-25.
2. Бабаева, Т. И. Становление позиции игровой деятельности субъекта у ребенка дошкольного возраста / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева // Развитие ребенка младшего школьного и дошкольного возраста, как субъекта деятельности. Коллективная монография. – СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – С.104-145.
3. Белешева А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11. – С. 24-26.
4. Бутырская Е.В. Развитие субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Инновации в образовании. – 2018. – № 11. – С. 88-94.
5. Васильева О.К. Характеристика модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования // Вестник Барановичского государствен-ного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). – 2018. – № 6. – С. 10-17.
6. Градусова, Л. В. Диагностический материал по теме «гендерная социализация дошкольников» // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников / Л. В. Градусова. – М. : Флинта, 2015. – 33-44 с.
7. Гребенкина, Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – С. 166-168.
8. Деркунская, В. А. Маленькие граждане играют в сюжетноролевые игры / В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, А. Н. Харчевникова и др. // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. Деркунская, В. А., Харчевникова А. Н. СПб. : СОЮЗ, 2015. - 206 с.
9. Ермакова, О.С. Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / О.С. Ермакова, О.Ф. Горбунова // Интерактивная наука. – 2016. – №2. – С.45-46.
10. Зотова, И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 5. – С. 57-60.
11. Иванова, Н. В. Детская субкультура, как средство формирования у ребенка-дошкольника ценностно-смысловой сферы / Н. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – Т. 2 – № 4. – С. 48-52.
12. Иванова, Н. Л. Социальная идентичность. Теория и практика / Н. Л. Иванова. – СПб. : СГУ, 2015. – 456 с.
13. Игра и дошкольник. Развитие в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сборник / Науч. ред.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
14. История и современность отечественной педагогики. Т. 4 / под общ. ред. В. В. Рубцова. - М.: Аспект пресс, 2017. – 316 с.
15. Каган, В. Е. Половое воспитание детей / В. Е. Каган. – М. : Academia, 2015. – 58 с.
16. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2015. – 176 с.
17. Короткова, Н. А. Сюжетная игра дошкольников / Н. А. Короткова. – М.: «Линка-Пресс», 2016. – 211 с.
18. Мазовко, М.И. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М.И. Мазовко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. – Минск: Изд-во БГПУ, 2015.
19. Михайленко, Н. Я. Организация в детском саду сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: «Линка-Пресс», 2015. – 160 с.
20. Новосёлова, С. Л. Метод комплексной поддержки самодеятельных игр / С. Л. Новоселова [и др.]. – М. Норма. 2017. – 230 с.
21. Развитие игры детей 5-7 лет : метод. пособие / под ред. Е.В. Трифоновой. – М.: Сфера, 2015. – 207 с.
22. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябикова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 42-48.
23. Старжинская, Н.С. Теоретические основания построения культуросозидательной модели дошкольного образования / Н.С. Старжинская // Детский сад: теория и практика: сборник научных работ. – Минск: ИД «Эдисьон Пресс», 2015. – 186 с.
24. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека / Н. Е. Татаринцева. - Ставрополь, 2015. – 346 с.
25. Татаринцева Н.Е. Поддержка и развитие инициативности в игре у детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева, М.Г. Зелинская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. – № 10. – С. 67-73.
26. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. Методическое пособие / Под ред. Е.В. Трифоновой– М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.
27. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
28. Фоминых, А. Я. Представления старших дошкольников о гендерных ролях / А. Я. Фоминых // Воспитание и обучение детей старшего возраста. – 2016. – № 5. – С.60-62.
29. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.
30. Яппарова, Г. М. Игровые технологии, как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников / Г.М.Яппарова // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика - 2016». – Наука и образование, 2016. – Т. 2. Педагогические науки. – С. 105-108.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты