Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом и юношеской возрасте
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом и юношеской возрасте»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом и юношеской возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Средняя школа №16, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник состояния агрессии Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности
(В.В. Бойко).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
1.2 Характеристика подросткового и юношеского возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков
2.2 Основные направления социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема девиантного поведения личностей подросткового возраста является одной из самых актуальных для современного мирового сообщества. Слабая статистика свидетельствует о росте девиантного поведения среди подростков, от деструктивного поведения до тяжких преступлений.
Подростковый возраст в первую очередь связан с физиологическими и анатомическими изменениями в организме ребенка – половым созреванием. Линии умственного и физиологического развития не идут параллельно, и границы этого периода значительно различаются. Начиная с кризиса, весь этот период обычно проходит с трудом как для ребенка, так и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый период и подростковый возраст иногда называют продолжительным кризисом.
Проявляя повышенный интерес к действительности, подросток ищет свое место в окружающем его мире, очень тонко чувствуя все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и социальных институтов.
Девиантное поведение может быть необоснованным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (отсутствие материальных ресурсов, противоречивые ожидания близких, слабое освоение нормальных путей социальной адаптации) не может этого сделать. Это отражается в его самоощущении и подталкивает его к поиску самореализации в других направлениях.
Девиантное поведение у личностей подросткового возраста – это система действий или отдельных действий, противоречащих правовым и моральным нормам, принятым в обществе.
Проблема девиантного поведения широко освещается в зарубежной и отечественной социологической и психологической литературе. Важно отметить, что девиантное поведение среди подростков и молодых взрослых личностей, как категория, было изучено в незначительной степени. Девиантное поведение среди подростков и юношеских личностей является сложным явлением, поэтому изучение данной проблемы носит междисциплинарный и многомерный характер. Все вышеперечисленные условия обусловили актуальность данной работы.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом и юношеской возрасте.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Сегодня в современной научной литературе существует большое количество определений понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение (социальное отклонение) – это поведение, отличающееся от общепринятых, наиболее распространенных и установленных норм в определенных сообществах на определенном этапе их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание правонарушителя) [6, с. 165].
Проблема девиантного поведения актуальна с самого начала развития социологии. Считается, что одним из основоположников современной девиантологии является французский социолог Эмиль Дюркгейм, который в 1897 г. написал работу «Самоубийство», в которой ввел новое понятие – аномию.
Аномие – это состояние растерянности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных изменений [12, с. 86].
Дюркгейм объяснял это понятие на примере увеличения числа самоубийств во время внезапных экономических спадов и подъёмов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон, в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.
С точки зрения психологического подхода девиантное поведение определяется как отклонение от социально-психологических и моральных норм, представляемое как ошибочная антисоциальная модель разрешения конфликта, которая проявляется в нарушении социально принятых норм. Этот тип поведения также заключается в нанесении ущерба благосостоянию общества, окружающих и себе самому [22, с. 67].
В современной психологической науке существуют различные классификации девиантного поведения. Девиантное поведение Е.В. Змановская условно делится на три группы:
– антисоциальное (преступное) поведение – это поведение, противоречащее правовым, культурным, а также морально-этическим нормам конкретного общества (преступность).
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Диагностика девиантного поведения подростков
Целью эмпирического исследования являлось провести исследование особенностей диванного поведения личностей подросткового возраста.
Описание выборки. Всего в исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте от 12 до 16 лет (10 девушек и 10 юношей).
База исследования: ГУО «Средняя школа № 16 г. Гродно».
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы девиантного поведения подростков.
2. Проведение опроса агрессивности подростков.
3. Опрос склонности к отклоняющемуся поведению подростков.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Методики исследования. В данном исследовании использовались следующие методики:
1. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки. «Данный опросник состоит из 75 утверждений и помогает рассмотреть агрессию как комплексный феномен (Приложение А). Ответы оцениваются по восьми шкалам:
– физическая агрессия;
– косвенная агрессия;
– раздражение;
– негативизм;
– обида;
– подозрительность;
– вербальная агрессия;
– чувство вины.
Опросник позволяет вывести индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной), а также индекс враждебности».
2. Методика «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко).
Отличительной особенностью этой техники является не только доступность, но и широта и целостность диагностического диапазона. Она позволяет определить не только тонкие формы агрессии, потребность в ней, но и степень агрессивной заразности, способность к ингибированию, способы переключения агрессии. Анкета состоит из 55 утверждений и позволяет диагностировать несколько уровней агрессии: очень низкий, невысокий, средний, повышенный, очень высокий (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение представляет собой устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Для девиантного поведения характерно то, что личность, его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей, так как сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит асоциальный или антисоциальный характер. Провоцирующими предпосылками девиантного поведения являются: нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим предпосылкам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: увлечения, и формирующимися сексуальным влечениям. Воспитание подростка в неблагополучной, дисфункциональной семье отражается на всех сферах его развития: на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом. Девиантное поведение особенно ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. Девиантное поведение подростков представляет собой устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение в зависимости от направленности негативного воздействия может носить деструктивный или аутодеструктивный характер.
Подростковый и юношеский возраст – это определенные этапы созревания и развития человека, лежащие между детством и взрослостью. В отличие от подростков молодые люди уже не только включают в свое сознание взрослую жизнь, но и реально в ней участвуют. Основным содержанием кризиса встречи со взрослостью, также как и в подростковом кризисе, является кризис идентичности. Особое значение в этот период приобретает чувство одиночества. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания в этот период становятся глубже, проявляются более стойкие чувства. Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп физиологических и психологических изменений. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активизацией вегетативной нервной системы. В юности, по сравнению с подростковым возрастом, эмоциональные реакции более устойчивы и осознаны. В этом возрасте происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархии ценностей различных переживаний.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
4. Беседина, О.В. Профилактика аддиктивного поведения / О.В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16 – 36.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: Генезис, 2009. – 470 с.
6. Гриценко, Л.И. Педагогика и психология: теория и технологии. Курс лекций. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Планета, 2012. – 300 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
10. Капустина, А.Н. Социальная психология личности. Ч. 1: учеб. пособие / А. Н. Капустина. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2012. – 144 с.
11. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 416 с.
12. Ковтун, Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л.О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81 – 88.
13. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
14. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2008. – 272 с.
15. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с.
16. Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149 –153.
17. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92 – 102.
18. Пашкова, Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности / Е.Н. Пашкова Е.Н., В.П. Михайлова // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. – Кемерово: Полиграф, 2004. – 284 с.
19. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
20. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск: УГУ, 2004. – 140 с.
21. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И.А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
22. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
23. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник состояния агрессии Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности
(В.В. Бойко).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты