Воспитание доброты у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание доброты у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание доброты у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад № 21, ГУО (г. Молодечно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей «Воспитание чувств».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уроки доброты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Что такое доброта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пословицы и поговорки о доброте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Комплекс совместных игр для детей дошкольного возраста для развития доброты и доброжелательных отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пословицы и поговорки о доброте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Комплекс совместных игр для детей дошкольного возраста для развития доброты и доброжелательных отношений.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания доброты у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Воспитание доброты как психолого-педагогическая проблема нравственного воспитания дошкольников
1.2 Игра как средство воспитания доброты у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению игр, направленные на воспитание доброты у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика затруднений и проблем родителей в воспитании доброты у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс игр по воспитанию доброты у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Доброта и доброжелательность – это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброта означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим [1].
Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему. В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы.
Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения [2].
Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило оснащение в работах психологов и педагогов (Л.В. Артемовой, В.Г. Нечаевой и др.). В ряде исследований (В.С. Мухина, С.Г. Якобсон) обнаружилось, что у дошкольников имеются определенные нравственные представления, но они не оказывают должного влияния на взаимоотношения между детьми. Отмечается несоответствие вербального усвоения детьми нравственных норм их реальному поведению. В реальной обстановке, при возникновении конфликта, большинство детей предпочитает уклониться от выполнения известных им правил поведения или нарушает их. Дошкольный возраст характеризуют новообразования в виде осознаваемых мотивов (А.Н. Леонтьев), первичных этических инстанций (Д.Б. Эльконин), эмоциональной отзывчивости (А.В. Запорожец), пластичности психики (Л.С. Выготский и др.), что оказывается благодатным для воспитания доброжелательных отношений.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания доброты у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Воспитание доброты как психолого-педагогическая проблема нравственного воспитания дошкольников
В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатические чувства.
Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема современности, когда материальные ценности превалируют над духовными. Дети искажают представления о добре, милосердии и справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – высшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. Они проявляют гармонию чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всякому злу, борьбу со злом; готовность помочь кому-то или простить кого-то из сострадания. Основу этих отношений следует закладывать еще в дошкольном возрасте, когда все человеческое начинает формироваться в ребенке. На это указывает В.А. Сухомлинский: «Хорошие чувства должны иметь свои корни в детстве…».
Прежде чем углубиться в данную темы, хотелось бы дать определение доброте. В общепризнанном понимании, доброта есть проявление искренних, теплых чувств относительно кого-либо или чего-либо, именно она делает нас отзывчивыми и терпимыми, а также способными подарить окружающим нас людям (и не только) часть заботы и любви [20].
Таким образом, доброта — это проявление искренних чувств человека, которые полезны другим, но в то же время, не требуют вознаграждения либо некого ответного действия, это чистый альтруизм и в делах, и в эмоциях. Доброта – это полностью самоотверженный поступок.
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека» (М. Пришвин). Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей? [21, с. 63].
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению игр, направленные на воспитание доброты у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика затруднений и проблем родителей в воспитании доброты у детей старшего дошкольного возраста
Для исследования процесса развития доброты и доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ГУО «Ясли-сад № 21, г. Молодечно». Так, в педагогическом эксперименте принимали участие дети 5-6 лет (24 воспитанника), а также родители воспитанников (24 человека).
Методы исследования:
– анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме воспитания;
– педагогическое наблюдение за деятельностью педагогов, воспитанниками экспериментальной группы и их родителями;
– анкетирование родителей с целью выявления уровня педагогических знаний по воспитанию доброты и отношение к этим понятиям в целом;
– количественно-качественный анализ полученных результатов.
В ходе исследования использовали следующие диагностические методики:
– методика «рассказ о друге» Е.О. Смирновой.
Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой [14]. Цель: выявление характера восприятия и видения сверстника.
Педагог индивидуально с каждым ребенком проводит беседу, в ходе которой выясняет, кто с кем дружит, а с кем нет. Далее детей просят дать характеристику каждому из названных ребят. Анализируя ответы, выделяют два типа высказываний:
– характеристики самого ребенка и указание на его способности;
– характеристики сверстника, которые опосредованы его отношением к испытуемому.
При обработке результатов подсчитывается процентное соотношение высказываний этих двух типов.
Преобладание высказываний первого типа говорит о том, что ребенок внимателен к сверстнику и воспринимает его как независимую, самоценную личность. Преобладание высказываний второго типа свидетельствует о том, что ребенок воспринимает сверстника не как личность, а как носителя оценочного отношения к самому себе.
Заключение
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Воспитание доброты является одним из важнейших аспектов воспитания детей. Оно связано с пробуждением у ребенка сострадания, сочувствия в горе, в беде и способности наслаждаться и сопереживать успеху другого, как своего собственного. Важнейшим педагогическим требованием для воспитания доброты является: способность не только брать, но и отдавать. Формирование у детей дошкольного возраста чувства доброты и отзывчивости происходит постепенно. Значительная роль в развитии и воспитании отзывчивости у ребенка дошкольного возраста принадлежит семье.
Игра является наилучшим средством воспитания детей, т.к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Маленькие дети в первую очередь стремятся к добрым делам ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка делать добро, творить добро развивается в их чувстве заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выраженное в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, в отказе от личного в пользу другого человека, является одним из первых гуманных чувств, пробуждаемых в дошкольниках.
Для исследования процесса развития доброты и доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа. По результатам исследования было выявлено, что у основной массы детей старшего дошкольного возраста установлен средний уровень доброжелательных отношений по отношению к окружающим людям. А у родителей в основном наблюдается высокий уровень педагогических знаний по воспитанию доброты и отзывчивости, и отношения к этим понятиям, однако эти знания не применяются родителями на практике. Так, есть дети, по словам родителей, которые заставляют их переживать из-за плохого поведения в садике, некоторые дети иногда используют физическую силу во время ссоры с другими детьми. Не у всех родителей получается привлекать своего ребенка к участию в будничных делах семьи, а также не все дети проявляют заботливое отношение к своим родителям и другим членам семьи.
1. Алиева Ш.Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников / Ш.Г. Алиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov
2. Антамошкина З.С. Размышляя о доброте и милосердии / З.С. Антамошкина // Филология и литературоведение. – 2012. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2012/12/391
3. Антонова Е.А. Особенности представлений о добре и зле у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Антонова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – №129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-o-dobre-i-zle-u-doshkolnikov-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 321 с.
5. Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2004. – 328 с.
7. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова. – М.: Просвещение, 2002. – 283 с.
8. Гармаева Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы / Т.В. Гармаева, О.А. Пестерева // Вестник БГУ. – 2017. – №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-opyt-problemy-sovremennye-podhody
9. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Академия, 2008. – 355 с.
10. Дубинина А.И. Воспитание доброты / А.И. Дубинина // Вопросы науки и образования. – 2018. – №17 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-dobroty
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 638 с.
12. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №9. – С. 45-49.
13. Коломинский, Я.Л. Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 2008. – С. 37-50.
14. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 2010. – № 2-3. – С.15-18.
15. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М.В. Крулехт. – С.Пб.: Питер, 2005. – 184 с.
16. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
17. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006. – 467 с.
18. Макарова, Н. А. Как воспитать доброту / Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63623
19. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Педагогика, 2002. – 184 с.
20. Мордовина Л. В. Природа и сущность доброты // Аналитика культурологии. 2014. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-i-suschnost-dobroty
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Просвещение, 2001. – 455 с.
22. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новосёлова. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.
23. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Мысль, 2010. – 219 с.
24. Сілівон, В.А. Сумесная дзейнасць дашкольнікаў / В.А. Силивон. – Мн.: Народная асвета, 2012. – 89 с.
25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Академа, 2003. –198 с.
26. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009. – 67 с.
27. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 2011. – 284 с.
28. Теленченко, В.М. Учимся понимать ребёнка / В.М. Теленченко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 97 с.
29. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 284 с.
30. Финькевич, Л.В. Мировосприятие детей дошкольного возраста как фактор психологического здоровья личности // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2013. – C.167-170.
31. Финькевич, Л.В. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в эпоху смены научных парадигм // Дошкольное детство: наука – практике. Материалы международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2006). – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2006. – С. 25-28
32. Финькевич, Л.В. Формирование духовности личности в процессе социального развития на этапе дошкольного детства // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. трудов. В 2 ч. – Минск: БГПУ, 2009. – Ч. 1. – С. 146-149
33. Чепчугова К.С. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе образовательной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-doshkolnikov-v-protsesse-obrazovatelnoy-deyatelnosti
34. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребёнка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
35. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2000. – 285 с.
36. Юдина, Л.А. Уроки вежливости / Л.А. Юдина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 54-56
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей «Воспитание чувств».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уроки доброты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Что такое доброта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пословицы и поговорки о доброте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Комплекс совместных игр для детей дошкольного возраста для развития доброты и доброжелательных отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пословицы и поговорки о доброте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Комплекс совместных игр для детей дошкольного возраста для развития доброты и доброжелательных отношений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты