Социальные причины и психологические особенности проявления суицида в юношеском возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальные причины и психологические особенности проявления суицида в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология активности и поведения»
2021
45.00 BYN
Социальные причины и психологические особенности проявления суицида в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология активности и поведения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИНЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТА
1.1 Понятие суицида в психологии
1.2 Социальные факторы суицида в юношеском возрасте
1.3 Психологические факторы суицида в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования психологических особенностей суицидального поведения в юношеском возрасте
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день одной из наиболее острых социальных проблем проблема самоубийства среди молодых людей. Согласно статистическим данным ВОЗ, в третьем тысячелетии от суицида погибает больше людей, чем из-за всех войн и насильственных убийств вместе взятых. В большинстве высоко экономически развитых странах, самоубийство входит в первую десятку причин смерти [7]. Проблема суицида особенно актуальна в подростковом и юношеском возрасте. Лишь за последние 15 лет число самоубийств среди лиц 14–24 лет увеличилось в 2 раза [27, с. 630].
В юношеском возрасте желание лишить себя жизни может быть вызвано различными причинами и факторами. Деформации типологической структуры личности, деструктивные микро- и макросоциальные отношения являются важнейшими предпосылками, которые способствуют проявлению суицидального поведения в молодежной среде. Они активизирует психологические переживания, которые способны интегрироваться в нечто глобально-значимое и глубоко психотравмирующее.
Юноши и девушки сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они переживают. У подростков, не имеющих поддержки самых близких людей - родителей, возникнуть мысли о суициде. К нему могут привести негативные тенденции в форме деформации моральных устоев, напряженности социальных отношений, конфликтных отношений с родителями. Молодые люди именно в суициде видят решение сложившейся трудной ситуации.
Юноши и девушки в силу своих психологических особенностей наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. В этом возрасте еще ярко выражается впечатлительность и чувствительность, недостаточно развита стрессоустойчивость, которая выступает барьером для суицидального поведения. Потому изучение социальных причин и психологических особенностей суицидального поведения в юношеском возрасте позволит определить уровень суицидального риска среди молодежи.
Степень разработанности проблемы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения в молодежной среде. Проблемами суицидального поведения молодых людей занимались отечественные психологи, педагоги, социологи: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко.
Основу исследований суицидального поведения подростков заложили такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИНЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТА
1.1 Понятие суицида в психологии
В настоящее не существует единого определения понятия «суицид», как и общепринятой концепции, объясняющей природу суицидального поведения. В психологической литературе различают понятия суицида и суицидального поведения. Под суицидом понимается осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение же является более широким понятием, включающим кроме суицида, все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь [9, с. 41].
При анализе суицидов, кроме мотива, необходимо различать следующие понятия. Причина суицидального поведения – это все то, что вызывает и обусловливает суицид. Кроме основной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и др.). Повод суицидального поведения – в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Как правило, анализ поводов самоубийств не выявляет их причины. Условия – это совокупность явлений, которые хотя и не порождают конкретные действия, но выступают необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Анализ причин суицидов показывает повсеместную зависимость их от условий [2, с. 88].
В современной психологии выделяются отдельные теоретические подходы к изучению суицидального поведения, среди которых можно назвать: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы.
Психопатологическая концепция основана на положении о том, что самоубийцы являются душевнобольными людьми, а суицидальные действия являются проявлением острых или хронических психических расстройств. Представители данной концепции психиатры Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров предпринимали попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (суицидомания), а саму проблему изучали медицинскими методами. В настоящее время психопатологическая концепция вызывает только исторический интерес, одно некоторыми исследователи поддерживается идея о том, что суицидальные действия являются формой проявления психических заболеваний [5, с. 87].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических особенностей суицидального поведения в юношеском возрасте нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление психологических особенностей суицидального поведения в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие 30 студентов 1 курса УО «(Белорусский государственный педагогический университет» в возрасте 18-19 лет, из них 15 юношей и 15 девушек.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в факторах риска суицидального поведения в юношеском возрасте в зависимости от пола.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы:
1. Опросник суицидального риска А.Г. Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой [16]. С помощью опросника можно выявить суицидальный риск, уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов. Опросник включает в себя 9 шкал – факторов суицдального риска, среди которых: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор.
2. Методика «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой [28]. Методика разработана для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Количество баллов до 50 указывает на состояние без депрессии; количество баллов более 50 и менее 59 баллов свидетельствует о состоянии легкой депрессии ситуативного или невротического генеза; количество баллов от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия; истинное депрессивное состояние диагностируется более 70 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировано понятие суицида в психологии. Суицид представляет собой осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение представляет собой сложное многоплановое явление, феномен человеческого поведения, который представляет собой следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Суицидальное поведение является аутодеструктивным набором действий, суицидальной активности, возникающим как результат личных трагедий, разногласий между личностью и социальной средой, уход от субъективно невыносимых переживаний. На суицидальное поведение оказывают влияние экстраперсональные и интраперсональные факторы.
Охарактеризованы социальные факторы суицида в юношеском возрасте. Социальными факторами суицида в юношеском возрасте являются: неблагоприятное воздействие СМИ и современной литературы, вынужденная частая смена окружающей обстановки, подверженность влиянию асоциальных групп, вовлечению в деструктивные группы в социальных сетях, семейное неблагополучие, деструктивный характер детско-родительских отношений, трудности, связанные с учебой, исключение из ВУЗа, несчастная любовь, употребление алкоголя и наркотиков.
Рассмотрены психологические факторы суицида в юношеском возрасте. Психологическим факторами суицидального поведения являются: дезадаптация, связанная с нарушением социализации, при которой отмечается расхождение между уровнем притязаний юноши и реальным его положение в социуме; преобладание чувств безнадежности и беспомощности, когда любые проблемы выступают перед ними как непреодолимые; стремление к уединению и одиночеству. Риск возникновения суицидального поведения связан с такими личностными особенностями, как: впечатлительность, неадекватная самооценка, замкнутость, незрелость суждений, уход от неблагоприятных стрессогенных ситуаций, низкая толерантность к фрустрациям, внутренние конфликты.
Эмпирическим путем выявлены психологические особенности суицидального поведения в юношеском возрасте. В юношеском возрасте преобладающее место среди факторов суицидального риска занимают: демонстративность, аффективность, максимализм, временная перспектива. Уникальность и социальный пессимизм в юношеском возрасте также являются факторами суицидального риска, н они менее выражены. Несостоятельность и слои культурных барьеров в юношеском возрасте не являются значимыми факторами суицидального риска. Антисуицидальный фактор в юношеском возрасте находится на среднем уровне.
1. Аблам, О. Э. Причины суицидального поведения молодежи / О. Э. Аблам // Научные труды РИВШ (г. Минск). – 2015. – № 15. – С. 3-9.
2. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
4. Бутрим, Г. А., Профилактика юношеского суицида: пособие / Г. А. Бутрим, А. А. Колмаков, Н. П. Благенкова, А. А. Урбанович. – Минск : «Пачатковая школа», 2012. – 392.
5. Визель, Т. Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М. : ФПКМУ, 2007. – 425 с.
6. Войцех, В.Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи / В.Ф. Войцех, Е.В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009. – № 2. – С. 17-25.
7. Группой максимального риска суицида в Беларуси являются мужчины старше 50 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mogilevnews.by/news/03-09-2020-13-31/66075.
8. Дормидонтов, Р.А. Социально-психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе / Р.А. Домидонтов // Гаудеамус. – 2017. – № 1. – С. 90-95.
9. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения: метод. рекомендации / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. – Самара, 2005. – 120 с.
10. Калинина, Т. В. К проблеме суицида в юношеском возрасте / Т. В. Калинина, Д. А. Кудачкин // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – С. 98-100.
11. Кибрик, Н.Д. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи: Методические рекомендации / Н.Д. Кибрик, В.М. Ковалев. – М.: Смысл, 1988. – 21 с.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
13. Куркина, О.В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида / О.В. Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 8. – С. 168-172.
14. Литмен, Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Р. Литмен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1. – С. 84-90.
15. Мельникова, А. Ю. Влияние детско-родительских отношений на склонность к суициду в юношеском возрасте / А. Ю. Мельникова // Психология, образование : актуальные и приоритетные направления исследований. – Тверь, 2020. – С. 373-377.
16. Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/09.html.
17. Перфилов, Ю. А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю. А. Перфилов, Н. В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
18. Руженков, В. А. Концепции суицидального поведения / В. А. Руженков, В. В. Руженкова, А. В. Боева // Суицидология. – 2012. – № 1. – С. 52-60.
19. Сергиенко, В. В. Одиночество как фактор суицидального риска в юношеском возрасте / В. В. Сергиенко, Е. Н. Ткач // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт : современное состояние и перспективы. – Хабаровск, 2019. – С. 214-219.
20. Скачкова, В. А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В. А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 11-17.
21. Созаев, К.Г. Социально-психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников в процессе обучения / К.Г. Созаев // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 1. – С. 128-132.
22. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2005. – 222 с.
23. Султанов, А. А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста / А. А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидологии : сб. науч. трудов. – М., 2003 – С. 95-99.
24. Тараненко, О. Н. Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества / О. Н. Тараненко, Я. А. Идрисова // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 710-713.
25. Тетерина, Т. Л. Проблема суицида в юношеском возрасте / Т. Л. Тетерина // Школьный психолог. – 2007. – № 13. – С. 25-34.
26. Усова, Е.Б. Возрастная психология : учебно-методический комплекс /. Авт.-сост. Е.Б. Усова. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – 56 с.
27. Шатаева, Д. А. Проблема суицида в подростковом и юношеском возрасте / Д. А. Шатаева // Наука и молодежь : материалы научной конференции. – Грозный, 2018. – С. 630-633.
28. Шкала депрессии (адаптация Т.И.Балашовой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/231/. - Дата доступа: 19.02.2021.
29. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2001. – 132 с.
30. Шолохова, Г.П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г.П. Шолохова, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2014. – № 3(164). – С. 103-107.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты