Дидактические игры как средство развития способностей детей дошкольного возраста
УО ГГУОР ( Гомельское государственное училище олимпийского резерва)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактические игры как средство развития способностей детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Дидактические игры как средство развития способностей детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Солнце в комнате».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Солнце в комнате».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и значение дидактической игры в образовательном процессе детей дошкольного возраста
1.2 Виды дидактической игры
1.3 Дидактическая игра в развитии дошкольников в разных видах деятельности
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Исследование способностей старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в педагогике, как и во многих других областях науки, происходит реструктуризация практики и методов работы, в частности, все большее распространение получают различные игры. Внедрение игровых методов в практику непосредственно связано с рядом образовательных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организации и культуры отношений между преподавателем и учащимися. Необходимость повышения уровня общения учащихся в дидактическом процессе продиктована необходимостью повышения познавательной активности школьников, развития способностей, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Решение этой проблемы заключается в использовании методов обучения младших школьников, основанных на лучших идеях детской психологии. И здесь на помощь педагогам должна прийти игра – одна из старейших и, тем не менее, наиболее актуальных методик обучения.
В настоящее время в педагогической науке существует целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому акцент на игру (игровые занятия, формы, приемы) является важнейшим способом включения детей в учебно-воспитательную работу, способом обеспечения эмоциональной реакции на воспитательное воздействие и нормальные условия жизни.
В дошкольном возрасте игра является неотъемлемой частью формирования и развития способностей детей, а также имеет особое содержание и направление игры. В результате все большее значение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры. Дидактические игры позволяют учащимся развить случайность в таких процессах, как внимание и память. Игровые упражнения положительно влияют на развитие изобретательности, изобретательности и мастерства. Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организации, выносливости и умения соблюдать правила игры. Следует отметить, что в игре учащиеся охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои действия и возможности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и значение дидактической игры в образовательном процессе детей дошкольного возраста
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игра – одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением [11, с. 121].
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Дидактическая игра, как разновидность игры для детей дошкольного возраста, давно заняла основное место среди методик воспитателя детского сада в воспитании и обучении детей в возрасте от 3 до 8 лет. В своих работах А.К. Бондаренко отмечает, что дидактическая игра является сложным педагогическим проявлением, которое воспринимается не только как метод работы, но и как форма воспитательного процесса в дошкольном учреждении [6, с. 92].
По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра, как основная игровая форма воспитания детей дошкольного возраста, очень сложна в организации образовательного процесса. В отличие от образовательной основы классов, дидактическая игра имеет два абсолютно одинаковых начала одновременно: образовательное (или можно назвать его познавательное (познавательное)) и игровое. Таким образом, педагог является одновременно и педагогом, и участником игры, т. е. возможность играть увеличивается в несколько раз: он обучает детей и одновременно играет с ними, а дети учатся по игре [2, с. 322].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
Исследование у детей дошкольного возраста уровня творческих способностей было проведено в детском саду № … города …..
Для исследования нами были выбраны две методики, основанные кандидатами психологических наук В. Кудрявцевым и В. Синельниковым.
Для проведения методики «Солнце в комнате» необходимо предварительно подготовить стимульный материал, который включает в себя картинку с изображением комнаты и находящимися в ней человеком, солнцем, стулом и столом (приложение А).
Данная методика по завершению позволяет выявить способности ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в контексте заданной ситуации.
Ребенку показывается картинка со словами: «Я даю тебе эту картинку. Внимательно посмотри и скажи, что на ней нарисовано». Когда ребенок перечислит основные детали изображения (стол, стул, человек, солнце), ему дается следующее задание: «Правильно. Молодец. Но, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, может ли так быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку таким образом, чтобы она стала правильной». В процессе проведения методики ответы ребенка фиксируются.
В методике «Как спасти зайку» также заранее готовится стимульный материал, включающий в себя фигурку зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочку и лист бумаги.
Основная цель этой методики заключается в оценке способности и превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагается стимульный материал. Взяв в руки зайчика, необходимо обратиться к ребенку со словами: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов». Далее необходимо обратить внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, которое воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферу детей, стимулирует их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельное принятие решений, усваиваются и закрепляются приобретенные знания, развиваются навыки сотрудничества, формируются социально значимые черты личности. Основными структурными составляющими дидактической игры являются: план игры, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задания, оснащение и результат игры. В процессе дидактической игры развивается умственная деятельность ребенка, происходит последовательное наращивание у ребенка запаса знаний, его упорядочение, прояснение, систематизация, развитие познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, речи; развитие любопытства и умственных способностей; первичные интеллектуальные навыки.
В современной педагогике существует огромное количество дидактических игр, способных развивать сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка. Дидактические игры отличаются по следующим критериям: вид деятельности, содержание, степень активности, характер используемого материала. Дидактические игры делятся на следующие виды деятельности: игры путешествия, обучающие игры, гипотетические игры, головоломки, весёлые игры (диалоги). С точки зрения содержания дидактические игры подразделяются на: игры по ознакомлению с окружающим миром; игры по развитию речи; игры по формированию математических представлений, музыкальные игры и т.д. С точки зрения деятельности детей и воспитателей дидактические игры подразделяются на занятие и аутодидактические игры. По характеру используемого материала: игры с предметами (игрушки, натуральный материал); настольные игры и игры с печатными изданиями; игры со словами.
1. Абраменкова, В. В мире детских игр / В. В. Абраменкова // Воспитание школьников. – 2000. – № 7. – С.16-19.
2. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. – Москва: Просвещение, 2009. – 480 с.
3. Астахова, Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников / Н.И. Астахова // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75267.htm.
4. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Смысл, 2006. – С. 190-196.
5. Божович, Л.И. Познавательные интересы школьников и пути их изучения / Л.И. Божович // Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. – М., 2005. – 342 с.
6. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – С. 91-101.
7. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2011. – № 3. – С. 72-74.
8. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5. – М. – С. 14-24.
9. Жуйкова, Т.П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т.П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952–954.
10. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх/ Р. И. Жуковская // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 10. – С. 24.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
12. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев. – М., 2006. – 355 с.
13. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2011. – № 1. – С. 72-82.
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – М.: Логос, 2007. – 220 с.
15. Михневич, Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка / Т. П. Михневич. – Минск, 2009. – 168 с.
16. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 61-65.
17. Ребутовская, Е. Возрастная динамика познавательного интереса / Е. Ребутовская. – М., 2008. – 231 с.
18. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина – М., 2002. – 347 с.
19. Теряева, И.П. Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / И.П. Теряева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №2. – С.74-76.
20. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2010. – 142 с.
21. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2001. – 140 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Солнце в комнате».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Солнце в комнате».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты