Конкуренция как главный элемент рыночного механизма
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конкуренция как главный элемент рыночного механизма»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Конкуренция как главный элемент рыночного механизма
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Сущность и основные типы современной конкуренции
2 Оценка состояния конкуренции на рынке продукта
3 Основные направления развития конкуренции в условиях экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конечная цель любой организации – победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами – продуктами других организаций.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция, хотя и связана с определёнными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Объектом исследования является конкуренция в рыночной экономике.
Предметом исследования является конкуренция как главный элемент рыночного механизма.
Цель курсовой работы: понять, при каких условиях возникает конкуренция, какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают, и как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция, а также ее действие в Республике Беларусь. В соответствии с целью были сформированы следующие задачи:
– изучить сущность и основные типы современной конкуренции;
– оценить состояния конкуренции на рынке продукта;
– рассмотреть основные направления развития конкуренции в условиях экономики Республики Беларусь.
1 Сущность и основные типы современной конкуренции
В трудах экономистов было множество понятий, определяющих термин «конкуренция». Одни ученые понимали под конкуренцией соперничество (борьбу) между юридическими или физическими мыслями. Так А. Смит трактовал конкуренцию как борьбу между индивидуальными товаропроизводителями и покупателями за более выгодные продажи и покупки. Г.Л. Азоев предлагает воспринимать конкуренцию как соперничество на каком-нибудь месте между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) ради достижения одной и той же цели. В.Н. Иванов и И.А. Фокина под конкуренцией понимают соперничество, соревнование между предприятиями на рынке за более выгодные условия воспроизводства товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Эти определения понятия «конкуренция» дают понять, что первоначальным этапом для зарождения конкуренции на рынке должно быть представлено достаточное количество продавцов и покупателей товара.
Сам рынок, по представлениям экономистов, это то место, где происходит купля-продажа определенного вида товара, которая осуществляется в заданных напряженных условиях конкуренции, с соблюдением основных норм и правил. По форме рынок предоставляется как совершенный и несовершенный.
Модель совершенного рынка базируется на основе, что в торговых сделках происходит за счет участников, которые, в свою очередь, руководствуются всеми доступными экономическими принципами. Вместе с тем характерными условиями для формы совершенного рынка являются:
– однородность качества, внешнего вида и упаковки, цены для определенных видов товара;
– все продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях конкурентной борьбы, а какие-либо предпочтения, особенно личностные, временные и пространственные, отсутствуют;
– продавцы и покупатели получают полную информацию о всех подробностях сделок и способны полностью обозреть рынок, то есть прозрачность рынка [1].
Развивая понятие конкуренции, М. Портер высказывает мнение о том, что конкуренция является главным фактором, который определяет успешность компании.
Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию на рынке, на котором конкурируют множество независимых единиц.
2 Оценка состояния конкуренции на рынке продукта
Изменения, произошедшие в экономике Республики Беларусь – ослабление прямого государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, развитие рыночного механизма распределения ресурсов, разгосударствление и приватизация, включение страны в систему международного разделения труда и снижение торговых барьеров, развитие региональной и субрегиональной интеграции, которая принимает форму институциональных образований, таких как Союзное государство Республики Беларусь и России, Евразийское экономическое сообщество и другие, предлагаемый вступление Беларуси и ее основных торговых партнеров в ВТО и т. д. – привели к обострению конкурентного соперничества.
Однако инициативы по созданию справедливой конкурентной среды всегда лидируют среди предложений белорусского бизнеса по реформированию бизнес-климата в стране.
Деловое сообщество постоянно жалуется на распространение монополистической практики со стороны государственных предприятий и организаций.
Несмотря на функционирование отечественного антимонопольного органа, бизнес по-прежнему недоволен тем, как страна контролирует развитие добросовестной конкуренции и выступает против монополистической деятельности.
Однако, как отмечают эксперты, если около 60% активов отечественной экономики принадлежит одному собственнику – государству, которое также участвует в законотворческой деятельности, Беларусь, скорее всего, обречена на монополистическую модель экономики.
Для оценки конкуренции на рынке Беларуси воспользуемся данными Национального статистического комитета.
3 Основные направления развития конкуренции в условиях экономики Республики Беларусь
Бренд «Сделано в Беларуси» широко известен в мире еще с 1960-х гг. Уже в то время тракторы и грузовые автомобили, произведенные в БССР, поставлялись не только в республики Советского Союза, социалистические и народные республики, но и экспортировались в капиталистические страны. В настоящее время продукция многих белорусских предприятий стала конкурентоспособной на рынках России и других стран СНГ благодаря льготным условиям их деятельности в статусе резидентов белорусских свободных экономических зон, созданных во всех областных центрах Республики Беларусь и г. Минске. Например, за пределами нашей страны стали широко известны такие торговые марки, как «Гефест», «Санта Бремор», «Конте» и др.
В последние годы конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках также стали белорусские услуги, в первую очередь транспортные, туристические, строительные, а также услуги связи. В настоящее время почти половина белорусских услуг экспортируется в страны вне СНГ. Сегодня Республика Беларусь торгует со 171 страной мира, поставляя свои товары на рынки 152 государств. При этом по отношению к 1995 г. объем экспорта Беларуси (вне стран СНГ) увеличился более чем в 6 раз. Реализация стратегии продвижения белорусской продукции на основе прямых связей дала свои положительные результаты в России.
Наиболее конкурентоспособными отраслями нашей экономики являются химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. В последнее время стала востребованной и продукция предприятий, которые выпускают продовольственные товары. Предприятия этих отраслей располагают значительным экспортным потенциалом, их продукция составляет основные статьи национального экспорта и занимает достаточно емкие сегменты рынков стран ближнего и дальнего зарубежья.
Республика Беларусь придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
Были определены 13 конкурентных преимуществ Беларуси, на развитие и максимальное использование которых нужно сделать ставку.
Заключение
В трудах экономистов было множество понятий, определяющих термин «конкуренция». Одни ученые понимали под конкуренцией соперничество (борьбу) между юридическими или физическими мыслями. Так А. Смит трактовал конкуренцию как борьбу между индивидуальными товаропроизводителями и покупателями за более выгодные продажи и покупки. Г.Л. Азоев предлагает воспринимать конкуренцию как соперничество на каком-нибудь месте между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) ради достижения одной и той же цели. В.Н. Иванов и И.А. Фокина под конкуренцией понимают соперничество, соревнование между предприятиями на рынке за более выгодные условия воспроизводства товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Оценка конкуренции на рынке продукта или отрасли предполагает наличие как количественных, так и качественных показателей. Основными из них являются пороговая доля рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера и др. Среди методов измерения степени экономической концентрации в последние годы используются методы прогнозирования: метод экспертных оценок, метод статистическая экстраполяция, методы экономико-математического моделирования. Однако, как показали теоретические и практические исследования, самое сложное при анализе рыночных структур – это не выбор показателя (индекса, коэффициента), а определение границ рынка в пространстве товаров.
Официальная информация об уровне конкуренции на рынке Республики Беларусь представлена для отраслей промышленности в виде коэффициента концентрации, однако данный коэффициент не рассчитывается для других отраслей. Анализ значений коэффициента концентрации показал, что наиболее высокой концентрацией обладает горнодобывающая отрасль, где 3 организации производят 96 % от общего объема продукции страны. Отраслями с низкой концентрацией являются обрабатывающая промышленность, где 3 организации производят 22,3 % от общего объема продукции, и сфера водоснабжения, где 3 организации производят 30 % от общего объема выпуска рынка. В целях контроля за конкуренцией на рынках в Республике Беларусь формируются Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
1 Аналитическая информация Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/analitics.html.
2 Бурук А. Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения / А. Ф. Бурук // Мир экономики и управления. – 2016. – №. 3. – С. 84-97.
3 Политика в сферах естественных монополий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/antimonopoly_reg/natural_monopolies.htm. 4 Правоприменительная практика МАРТ в сфере пресечения нарушений антимонопольного законодательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belta.by/onlineconference/view/pravoprimenitelnaja-praktika-mart-v-sfere-presechenija-narushenij-antimonopolnogo-zakonodatelstva-1129/.
5 Промышленность Республики Беларусь 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_14088/.
6 Алманова, Н.Д. К вопросу о взаимосвязи понятий «конкуренции» и «конкурентоспособность» / Н. Д. Алманова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 176–180.
7 Байнев, В.Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / Валерий Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59–65.
8 Басовский, Л.Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 224 c.
9 Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. – М.: Юрайт, 2013. – 263 c.
10 Важенина, И. Конкуренция за доверие в экономике: сущность и перспективы развития / И. Важенина, С. Важенин, В. Сухих // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 7. – С. 78–86.
11 Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2015. – № 5. – С. 55.
12 Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2012. – 464 c.
13 Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – №2. – С. 20–29.
14 Жмыхов, А. Конкуренция платформ и экосистем: новые стратегические решения компаний / А. Жмыхов // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 7. – С. 61–69.
15 Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник / Е.Н. Клочкова [и др.]. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
16 Корсак, А.С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57–61.
17 Новицкий, А.А. Общие правила конкуренции Евразийского экономического союза / А.А. Новицкий // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 9. – С. 51–54.
18 Сиводедов, С. Соответствовать законам рынка / С. Сиводедов, Е. Ковалева // Директор. – 2016. – № 3. – С. 38–41.
19 Тарануха, Ю.В. Глобальная конкуренция: истоки и последствия / Ю.В. Тарануха // Экономист. – 2014. – № 11. – С. 58–72.
20 Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 573 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты