Гендерные различия ценностных ориентаций детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерные различия ценностных ориентаций детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Гендерные различия ценностных ориентаций детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Организация: Ясли-сад №1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные баллы по методике изучения ценностных ориентаций дошкольников (ИЦОД) (С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Первичные баллы по методике «Интервью полоролевой идентификации» А.А. Чекалиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Первичные баллы по детскому опроснику гендерной идентичности Д.Холла, Х Халберштата (адаптация Н.Г. Смольникова, Н.А. Шинкарева).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Содержание понятия «гендер» в психологии
1.2 Характеристика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика гендерных различий в ценностных ориентациях детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста
2.2 Изучение гендерных различий детей старшего дошкольного возраста
2.3 Характеристика взаимосвязи гендерных различий и ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Произошедшие за последние десятилетия изменения в общественной жизни страны существенно повлияли на социальную ситуацию развития детей дошкольного возраста. Как отмечают многие авторы (В.В. Абраменкова, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Осорина, Е.О. Смирнова и др.), в первую очередь, эти изменения повлияли на развитие ценностной и мотивационно-потребностной сфер.
Ценности выступают в качестве социальных образований, которые в процессе их присвоения и превращения в собственные диспозиции, в элементы внутренней организации личности выполняют функцию регуляции поведения и деятельности человека. Следовательно, формирование ценностных ориентаций индивида напрямую зависит от тех ценностей, которые культивируются на данный момент в обществе. Ценностные ориентации современные детей напрямую зависят от системы ценностей взрослых.
Характеризуя результат, уровень личности, ценностные ориентации одновременно являются базовым образованием, обеспечивающим ее дальнейшее развитие. Поэтому изучение характера изменений ценностных ориентаций, их особенностей и закономерностей, присущих дошкольному детству, необходимо как для более глубокого проникновения в механизм формирования личности, так и для научно обоснованного совершенствования процесса воспитания детей.
В дошкольном возрасте формируются не только ценностные ориентации, но и гендерная идентичность. Становление полноценной личности невозможно без осознания себя, подобно представителю обусловленного пола. Ребенок развивается, как мальчик или девочка, под воздействием различных социальных факторов, что накладывает отпечаток на его личностное развитие.
В последнее время повышается интерес исследователей к ценностным ориентациям детей (Ю.С. Шевченко, В.А. Корнеева, М.Г. Нестерова и др.). Ценностные ориентации детей иногда рассматриваются в контексте с ценностными ориентациями их родителей (М.Р. Битянова, Д.В. Шатров и др.). Изучаются нравственные представления (В.О. Голубков, А.В. Кузнецова) и ценность семьи в сознании детей (О.И. Горшкова, В.В. Ступенко).
Однако, открытым остается вопрос, каковы гендерные различия ценностных ориентаций детей дошкольного возраста. Недостаток исследований по данной проблематики актуализирует необходимость проведения теоретического и эмпирического исследования. Это позволить расширить представления о гендерных различиях ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Содержание понятия «гендер» в психологии
Представление о гендере как о сложной самоорганизующейся системе начинает формироваться в 90−е годы ХХ века в рамках гендерных теорий. Среди таких теорий следует назвать: теорию социального конструирования гендера, теория гендера как стратификационная категория, теория гендера как культурного символа [5, с. 13].
Теория социального конструирования гендера была разработана в начале 90-х годов ХХ века на Западе. Согласно этой теории, гендер моделируется с помощью повседневной социальной практики, в результате чего человек конструирует образ и представление о мужской и женской идентичности и поведении. Под гендером в этой теории понимают организованную модель социальных отношений между женщиной и мужчиной. При этом, гендер конструируется в процесс социализации, а также самим индивидом на уровне сознания.
Широко известна теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, основанная на представлении, что социальная реальность носит и объективный, и субъективный характер. Независимое положение социальной реальности, ее существование независимо от представления о ней – говорит об объективности. Феномены социальной реальности являются систематизированным в образцах поведения. Реальность же создается индивидом в процессе повседневного взаимодействия – это и придает реальности субъективный характер. Каждый индивид способен конструировать собственное представление окружающего мира, формировать собственные образы реальности [2, с. 149],
В теории социального конструирования активно используются такие понятия как гендерная идентичность, гендерная дифференциация, гендерная стратификация, гендерная роль, гендерная идеология, которые представляют собой основные элементы гендера как системы. В качестве ключевого элемента субъективной реальности П. Бергер и Т. Лукман называют идентичность, под которой понимают самосознание личности, тождественность человека самому себе, выражающуюся в субъективном ощущении целостности собственного образа. Понятие идентичности занимает важное место в системе проблемы гендера [2, с. 151].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления взаимосвязи гендерных различий и ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи гендерных различий и ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшей группы ГУО «Ясли-сад №1 г. Минска» в возрасте 5-6 лет (Приложение 1).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь гендерных различий и ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика изучения ценностных ориентаций дошкольников (ИЦОД) (С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова) [4].
Цель: диагностика ценностных ориентаций детей дошкольного возраста.
С помощью методики можно вывить следующие ценности детей дошкольного возраста: игра, здоровье, общение, получение удовольствия, духовно-нравственные и познавательные ценности.
Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются 10 фотографий предметов, отражающих те или иные ценности. Уточняется, понимает ли ребенок правильно, что изображено на фото. Далее ему предлагается выбирать наиболее понравившиеся ему предметы. Психолог дает ребенку следующую инструкцию: «Выбери то, что нравится тебе больше всего» – и откладывает выбранную ребенком фотографию; затем повторяет инструкцию и точно так же откладывает следующую выбранную ребенком фотографию, продолжая до тех пор, пока не закончатся все фотографии. В результате исследования получается набор проранжированных по степени важности ценностей, что позволяет судить об отношении к ним ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме гендерных различий в ценностных ориентациях детей дошкольного возраста показал, что в современной психологии гендер рассматривается как сложная система, которая конструируется обществом в качестве социальной модели женщины и мужчины, определяющей их социальный статус и роль. Понятие «гендер» отражает социокультурные различия через маскулинные и феминные характеристики. Гендер, будучи сложной системой, состоит из культурных символов, норма и правил, принятых в обществе, самоидентификации личности и понимание индивидом своего места в обществе в связи со своим полом.
Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста являются результатом присвоения личностью ценностей общества. Они формируются влиянием социального опыта, общения с родителями, взаимодействия со сверстниками, возрастных и типологических особенностей. В старшем школьном возрасте интенсивно развивается самосознание ребёнка, умение выделять свое «Я» и свою позицию в системе общественных отношений, активно вырабатывается собственное отношение к явлениям окружающей действительности.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что преобладающими ценностными ориентациями детей старшего дошкольного возраста являются: игра, общение и гедонизм. В первую очередь, они ценят возможность игровой деятельности и стремятся к ее реализации. Для них важно общаться со сверстниками и взрослыми. Дети стремятся удовлетворить свои потребности, получить удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Дети старшего дошкольного возраста обладают преимущественно средним уровнем полоролевой идентификации – у них сформированы представления о необратимости пола, о нормах поведения мальчиков и девочек, их отличительных признаках в поведении, внешности и характера. У них имеются некоторых представления о ролях мужчины и женщины в семье. Дети старшего дошкольного возраста проявляют преимущественно эмоционально-положительное отношение к себе, как к определенного пола гендеру, к свойственным гендеру стереотипам, к социальной роли в настоящем и будущем, к внешним признакам, интересам, особенностям поведения, а также к выполнению в будущем семейным ролям и положительным отношением к сверстникам. Большая часть детей старшего дошкольного возраста обладают маскулинным типом гендера – они склонны проявлять типичные мужские качества – настойчивость, целеустремленность, доминантность, независимость в поступках.
1. Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем // Пер. с англ. − М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. − 336 с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 563 с.
3. Буланова, Д.Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности / Д.Д. Буланова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – № 2. – С. 95-96.
4. Валявко, С.М. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования / С.М. Валявко, Е.В. Аверьянова // Экспериментальная психология. – 2012. – Том 5, № 2. – С. 83–95.
5. Воронова, А.В. Гендерная психология: некоторые проблемы и перспективы / А.В. Воронова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 11-19.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2010. – 671 с.
7. Гасанова, П.А. Особенности формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к социальному миру / П.А. Гасанова // Стриж. – 2016. – № 5. – С. 23-28.
8. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В.О. Голубков, А.В. Кузнецова, М.Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). – С. 14-17.
9. Горшкова, О.И. Воспитание у дошкольников ценностного отношения к семье / О.И. Горшкова // Педагогические и социальные вопросы образования. – Чебоксары, 2020. – С. 47-50.
10. Данилюк С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома: автореферат дис. ... канд. псих. наук / С.Б, Данилюк. - Москва, 1993. -14 с.
11. Егорычев, А.М. Формирование семейных ценностей у детей младшего школьного возраста / А.М. Егорычев // Профилактика зависимостей. – 2019. – С. 3 (19). – С. 73-76.
12. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
13. Иванова, О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.И. Иванова, А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с.
14. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб .: Питер, 2003. – С. 277-280.
15. Клопотова, Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников / Е.Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Том 9, № 1. – С. 96–105.
16. Кон, И.С. Мужская роль и гендерный порядок / И.С. Кон // Вестник общественного мнения. – 2008. – № 2 (94). – С. 37-43.
17. Кудрявцев, К.Н. Ценности и ценностные ориентации как социально-педагогический феномен / К.Н. Кудрявцев // Научный альманах. – 2020. – № 1. – С. 234-241.
18. Лопсонова З. Б. Ценностные ориентации современных дошкольников / З. Б. Лопсонова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 46-51.
19. Лунин, И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка / И.И. Лунин // Психиатрический аспект педиатрии. – СПб., 2005. – 153 с.
20. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1997. –688 с.
21. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия (Справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
22. Наконечных, В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) / В.Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369.
23. Николаева, Л.Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л.Ю. Николаева, Е.А. Николаева// Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 25–29.
24. Пашукова, Т. И. Теоретический анализ становления понятий генлера и гендерной идентичности в психологии / Т. И. Пашукова, А. С. Теракопова // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 7 (640). – С. 26-32.
25. Романовская, В. С. Гендерная идентичность и гендерные стереотипы / В. С. Романовская // Теория и практика общественного развития. – 2005. – № 2. – С. 63-66.
26. Сайко, В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1986/862/862067.htm.
27. Ступенко, В.В. Формирование эмоционально-ценностных отношений дошкольников в семье / В.В. Ступенко // Молодежная наука как фактор и ресурс опережающего развития. – Петрозаводск, 2019. – С. 25-29.
28. Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2006. – 256 с.
29. Шинкарева, Н.А. Особенности развития полоролевого самосознания детей пятого года жизни / Н.А. Шинкарева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. - № 2 (23). – С. 363-370.
30. Шинкарева, Н.А. Формирование основ гендерной культуры у воспитанников детского дома:. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Шинкарева. – Улан-Удэ, 2010. – 208 л.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Список детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные баллы по методике изучения ценностных ориентаций дошкольников (ИЦОД) (С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Первичные баллы по методике «Интервью полоролевой идентификации» А.А. Чекалиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Первичные баллы по детскому опроснику гендерной идентичности Д.Холла, Х Халберштата (адаптация Н.Г. Смольникова, Н.А. Шинкарева).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты