Подростковая преступность как социально-педагогическая проблема
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Подростковая преступность как социально-педагогическая проблема»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Подростковая преступность как социально-педагогическая проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа №54, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по опроснику рискованного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для подростка с отклоняющимися формами поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты внеклассных занятий для подростков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1. Делинквентное поведение подростков как социальное явление
1.2. Нормативная правовая база, регламентирующая деятельность в области профилактики преступлений несовершеннолетних в Республике Беларусь
1.3. Направления, методы и технологии профилактики противоправного поведения подростков
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №54 Г. ГОМЕЛЯ»
2.1. Диагностика причин совершения преступлений несовершеннолетними
2.2. Организация профилактики делинквентного поведения подростков
2.3. Методические рекомендации по организации профилактики подростковой преступности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост асоциальных проявлений, особенно среди молодежи и несовершеннолетних. В Республике Беларусь несовершеннолетними ежегодно совершается более 10 тысяч преступлений, за совершенные противоправные действия осуждается более 6,5 тысячи. Около 1000 подростков в год уходят из дома, на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состоит около 18 000 подростков [19]. Поэтому в связи с увеличением количества подростков актуальной является разработка профилактических и коррекционно-реабилитационных программ для лиц с противоправным поведением.
Степень разработанности проблемы. Среди исследований, выполненных на стыке педагогики и криминологии, следует назвать работы Ю. М. Антоняна, Я.Г. Анапреенко, А. С. Белкина, К. Е. Игошева, Г. М. Миньковского, А. Н. Литвинова, Д. В. Гурова, Т. С. Барило и др. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути ее формирования отражены в трудах таких ученых, как С. А. Беличева, Е. В. Змановская, А. И. Захаров, Ю. А. Клейберг и др. Отдельные направления профилактики правонарушений среди школьников раскрыты в исследованиях Т. С. Шестаковой (профилактика правонарушений в сфере свободного времени), Н. Г. Тищенко (профилактическая работа с детьми в общеобразовательной школе). Изучение преступного поведения как социального явления занимались В.Н.Кудрявцев, В.С. Собкин и др. В соответствии с теориями, в основе которых лежат социальные факторы преступного поведения, существенными причинами являются деформации нравственного и правового сознания отдельных субъектов, что связано с противоречивостью положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой, из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью. Это вносит сумятицу в сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм. Также причиной деформации нравственного и правового сознания является устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных индивидов [20]. А.Е. Личко описаны личностные факторы преступного поведения среди подростков. В работах Г.В. Бархерит. С.А. Беличевой, Л.М. Семенюк, А.Г. Ковалева, раскрыты особенности работы по предупреждению преступного поведения подростков. В работах Т.Н. Матафоновой, И.А. Фрманова и др. описаны особенности развития в подростковом возрасте. Несмотря на то, что преступное поведение среди подростков как понятие и явление в настоящее время широко исследуется в научной литературе, в настоящее время недостаточно исследований посвящено деятельности социального педагога по профилактике подростковой преступности. Следовательно, актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, широкой распространенностью и серьезными последствиями преступного поведения среди подростков, а с другой стороны – недостаточно исследований посвящено деятельности социального педагога по профилактике преступного поведения подростков. Вышеперечисленные аспекты данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1. Делинквентное поведение подростков как социальное явление
Делинкветное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно-наказуемое деяние либо административно-наказуемое деяние. Делинквентное поведение – это повторяющиеся, асоциаль¬ные по своей направленности проступки, нарушающие правовые нормы [2, с. 72].
Понятие «деликвентное поведение» применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, угон транспортных средств, хулиганство и т.д.
Делинквентное поведение является одним из видов девиантного поведения подростков. Девиантное поведение - это:
- поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
- социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [9].
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь число преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в январе - феврале 2020 года снизилось на 17,8%. Целенаправленный межведомственный подход в организации профилактической работы с несовершеннолетними позволил по итогам января - февраля 2020 года снизить число преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием. Количество таких преступлений уменьшилось на 17,8% - с 241 до 198. В 2019 году наблюдался рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием. При этом удалось не допустить увеличения количества особо опасных преступлений. Одним из факторов, которые позволили исправить ситуацию с преступностью названа эффективная совместная работа учреждений образования и здравоохранения по комплексной реабилитации несовершеннолетних, употребляющих алкоголь [40].
Актуальность вопроса и причина его вынесения на координационное совещание связаны с увеличением за 9 месяцев 2019 года числа преступлений несовершеннолетних в районе в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – с 17 до 37. Зафиксирован и рост с 16 до 31 количества участников преступлений, более половины из которых – учащиеся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования г. Минска.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №54 Г.ГОМЕЛЯ»
2.1. Диагностика причин совершения преступлений несовершеннолетними
Основной целью исследования было выявление отношения подростков к правонарушениям, правонарушителям, и причин совершения несовершеннолетними преступных деяний.
Описание выборки исследования: выборку исследования составили 23 подростка, учащиеся пятых-одиннадцатых классов общеобразовательной школы 54 г. Гомеля, которые состоят на внутришкольном учете и ИДН по факту совершения ими противоправных деяний, им назначены штрафы или меры условного наказания либо были осуждены к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора). Возраст подростков составил от 11 до 18 лет.
Среди противоправных деяний в выборке исследования подростками совершены следующие преступные деяния:
- умышленная порча чужого имущества, вандализм (3 человека – 13%);
- кражи, мелкое хищение (12 человек – 53%);
- вымогательство (4 человека – 17%);
- умышленное причинение вреда здоровью другого человека (нанесение телесных повреждений) (4 человека – 17%).
В качестве методов сбора эмпирических данных применялось анкетирование, а также психодиагностическое тестирование. В анкете подросткам необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся их правового самосознания, а также причин совершенных преступных деяний.
В качестве психодиагностических методик применялась «Шкала поиска острых ощущений». Автор: М.Цукерман. Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном счете ведет к его личностному росту. Однако слишком высокий уровень потребности в острых ощущениях может служить диагностическим признаком склонности к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению, проявлению антисоциального поведения. Высокий уровень потребностей в ощущениях (11 - 16 баллов) обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. От 6 до 10 баллов - средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны - об открытости новому опыту, с другой стороны - о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни. Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни [13, с.45]. Выбор именно этой диагностической методики обусловлен тем, что она относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки склонности к риску подростков. Методика обладает валидностью, а также надёжностью отражения изучаемого признака.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы по проблеме исследования, понятие делинквеное поведение трактуется как отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно-наказуемое деяние либо административно-наказуемое деяние. Изучение статистики правонарушений среди подростков позволяет констатировать, что в основном делинкентное поведение подростков представляет собой совершение менее тяжких преступлений. Однако большая роль в совершении преступлений отводится употреблению алкоголя подростками. В этой связи необходимо активно разрабатывать меры по профилактике делинквентного поведения подростков в прямой взаимосвязи с проведение антиалкогольных мер профилактики. Подростковая преступность рассматривается в рамках изучения делинквеного поведения и анализируется как социальное явление рассматривается как следствие нарушения социализации, воздействия примера асоциальных групп, деформации семейного воспитания, деформация ценностей в обществе и т.д.). Понятие «подростковая преступность» можно определить, как акт участия в противоправном поведении в качестве несовершеннолетнего или лица моложе установленного законом возраста совершеннолетия. В соответствии с социологическими теориями индивиды становятся преступниками, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера асоциальных групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного социального фактора преступности среди подростков.
В Республике Беларусь разработана нормативная правовая база, на основании которой осуществляется превентивная деятельность в области профилактики преступлений несовершеннолетних. В основном профилактическая работа проводится в отношении профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. В нормативно-правовых актах определены основные направления социальной политики в отношении несовершеннолетних. Деятельность социальных институтов по профилактике и коррекции преступного поведения среди подростков регулируется законодательно нормативно-правовыми актами и указами. Профилактика предполагает комплексное взаимодействие различных социальных институтов, непосредственно взаимодействующих в подростками.
1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно-методический комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В.Василькова. - М.: Изда¬тельский центр «Академия», 2004. - 160 с.
3. В помощь социальному педагогу / Сост. Н. С. Криволап. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 128 с.
4. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2010. – №20. – С. 33-38.
5. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я.И. Гилинский // Социологические исследования. - 2001. - № 4. - С. 72-78.
6. Долгова, А.И. Социально психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова. – М.: Юрид. Лит., 2001. – 212 с.
7. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – СПб.: Питер, 2015. – 167 с.
8. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-З (с изменениями и дополнениями Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 250-З)
9. Змановская, Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 312 с.
10. Карпенко, А.В. Методическое обеспечение преодоления девиантного поведения / А.В. Карпенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 121–125.
11. Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 2008. – 136 с.
12. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л.Григоренко, С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
13. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн. - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 520 с.
14. Лакреева, А.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков / А.В. Лакреева, Л.. Варуха // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 141–146.
15. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 522 с.
16. Маслихина, Н.В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Н.В. Маслихина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – Выпуск 1. – М.: МиЭм, 2008. – 212 с.
17. Матафонова, Т.Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 4-6.
18. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования» от 22 мая 2008 г. № 12-01-05/3871-2 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2008. – № 11. – С. 7.
19. Никончук, А. С. Девиантность в контексте социально-педагогической работы / А.С. никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2006. - № 1. – с.13-20.
20. Плесюк, Л.П. Особенности организации профилактики аддикции среди детей и подростков / Л.П. Плесюк // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. - № 6. – с.25-29.
21. Раттер, М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С.Нуровой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009.— 432 с.
22. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 276 с.
23. Сенько, В.Г. Проблемы делинквентного поведения подростков / В.Г.Сенько, В.М. Мазовко // Праблемы выхавання. – 2008. – № 4. – С. 50-59.
24. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии.- 2002. - №1. с.91-98.
25. Собкин, В.С. Социальная дезорганизация и делинквентное поведение / В.С. Собкин // Журнал практического психолога. – 2010. - №3. – С. 3-18.
26. Соловьянюк-Кротова, В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников / В.Г. Соловьянюк-Кротова // Журнал практического психолога. – 2010. - №2. – С. 45-52.
27. Социальная адаптация подростков / Авт.-сост. Л.В.Астапович. - Мн: Красико-Принт, 2008. - 176 с.
28. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2009. – 213 с.
29. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
30. Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Режим доступа: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/27.htm
31. Усенков, Е.В. Деструктивные изменения личности в генезисе аддиктивного поведения подростков / Е.В. Усенкова // Научно-практический журнал. Махачкала. – 2013. – №6 (9). – С. 83–86.
32. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2016. – 256 с.
33. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 351 с.
34. Шапарь, В.Б. Методы социальной психологии / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.
35. Шмырева, О.И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Моногра¬фия / О.И. Шмырева. — Воронеж: Изд-во «АИСТ», 2007. — 176 с.
36. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
37. Ящук, И.Ф. Причины роста количества подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, табак / И.Ф. Ящук // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. - № 7. – с.20-22.
38. Яковук, Т.И. Меняющаяся молодежь в меняющем¬ся обществе / Т.И.Яковук, ЕМ. Бабосов ; под науч. ред. Е.М. Бабосова. - Брест : БГТУ, 2012. -354 с.
39. Якунькова, А.В. Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства / А.В. Якунькова // Молодой ученый. – 2017. – №11. – С. 120 – 129.
40. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты подростков по опроснику рискованного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для подростка с отклоняющимися формами поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты внеклассных занятий для подростков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты