Банкротство предприятия и механизмы его разрешения
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Банкротство предприятия и механизмы его разрешения»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Банкротство предприятия и механизмы его разрешения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Понятие, сущность и функции банкротства
1.1 Понятие и причины банкротства предприятий
1.2 Функции и этапы банкротства
1.3 Процедуры принимаемые предприятием при наступлении банкротства
2 Анализ нормативно-правового регулирования процедур банкротства в РБ
2.1 Нормативно-правовое регулирование банкротства в Республике Беларусь
2.2 Анализ динамики субъектов банкротства в Республике Беларусь
3 Рекомендации по финансовому оздоровлению предприятий РБ
3.1 Правовое регулирование финансового оздоровления предприятий РБ
3.2 Реструктуризация как форма финансового оздоровления предприятий РБ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня в Республике Беларусь очень актуален вопрос о признании банкротом предприятий (организаций), что связано с определенными проблемами экономики. Мировая экономика показывает, что банкротство –неизбежное явление любого современного рынка, использующего банкротство как рыночный инструмент перераспределения капитала.
Важно отметить, что значительная часть предприятий, дела о банкротстве которых находятся на рассмотрении, - это те, которые временно находятся в бедственном положении. Таким образом, законодательство предусматривает эффективный инструмент предупреждения банкротства-санацию.
В настоящее время само предприятие объявляет себя банкротом, так как хозяйственный суд признает предприятие банкротом и в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности создает для него систему сохранения условий для дальнейшей деятельности. Во многих случаях это позволяет улучшить ситуацию, в которой оказываются компании.
Отсутствие комплексных исследований по совершенствованию методики анализа финансового положения Республики Беларусь и выявления неплатежеспособных предприятий также очень важно для организации. Все больше и больше людей говорят, что финансовый анализ должен фокусироваться на управленческих целях. Уровень достоверности информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и полезность ее анализа будут определять дальнейшее решение руководителя организации о поиске резервов для укрепления своего финансового положения.
Изучение теории и практики финансового анализа и вероятности банкротства, изучение его методов позволяет определить значимость его теории и практики в эффективном функционировании организации для укрепления своего финансового положения.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятия и механизмов его разрешения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие, сущность и функции банкротства;
- провести анализ нормативно-правового регулирования процедур банкротства в РБ;
- привести рекомендации по финансовому оздоровлению предприятий РБ.
Предметом исследования является механизм банкротства.
Объектом исследования предприятие банкрот.
Теоретической и методологической основой исследования являются действующие нормативные правовые документы Республики Беларусь по исследуемой проблеме, труды отечественных и зарубежных экономистов и другие публикации. В работе использованы интернет-ресурсы, статьи, опубликованные в периодической печати, а также учебные издания.
Работа состоит из введения, трех разделов разделенных на параграфы, заключения, а так же списка использованных источников.
1 Понятие, сущность и функции банкротства
1.1 Понятие и причины банкротства предприятий
Существуют различные подходы к использованию терминов «несостоятельность» и «банкротство», в рамках которых эти термины можно рассматривать как синонимы.
Одни авторы считают эти термины синонимичными и упрощают их употребление, другие придерживаются иного понимания двух понятий: несостоятельность означает неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, в том числе по заработной плате, и неспособность обеспечить принудительную выплату бюджетных и внебюджетных средств за счет принадлежащего ему имущества.
Банкротством считается несостоятельность должника, признанное решением суда или официально объявленное соглашением с кредиторами, которое является основанием для его ликвидации [1].
На практике принято выделять следующие виды банкротства:
- реальное банкротство, которое отличается тем, что организация не имеет возможности восстановить свою платежеспособность из-за потери ею собственного и заемного капитала;
- банкротство бизнеса, когда речь идет о прекращении организацией своих операций, в результате чего она приносит убытки для своих кредиторов; такого рода бизнес получает определение как несостоятельного, даже если он не прошел процедуру банкротства;
- временное банкротство наступает, когда активы баланса превышаю его пассивы;
- преднамеренное банкротство организации имеет место быть в случае специального формирования ее руководителем состояния неплатежеспособности: в данном случае осуществляются процессы хищения денежных средств и наносится существенный экономический вред организации;
- фиктивное банкротство чаще всего используется как уловка, чтобы ввести в заблуждение кредиторов с целью получения от них дополнительных льгот по уплате обязательств [2].
Как видно, существуют различные типы организаций, которые обанкротились. Из определения этих типов ясно, что, когда они независимы от желаний руководства, они могут быть созданы полностью сами по себе и могут быть специально созданы самим руководством для получения различных выгод от кредиторов.
2 Анализ нормативно-правового регулирования процедур банкротства в РБ
2.1 Нормативно-правовое регулирование банкротства в Республике Беларусь
Вопрос о законах и нормах хозяйственного банкротства (банкротства) учреждений не теряет своей актуальности, несмотря на бурное развитие законодательства.
По данным ежегодного международного рейтинга Всемирного банка, оценивающего ключевые аспекты правового регулирования в сфере экономического банкротства предприятий, Беларусь в 2015 году заняла 68-е место из 189 стран по показателю «разрешение банкротства».
Можно сделать вывод, что уровень развития национального законодательства в области общественных отношений достаточно высок. В то же время в последние годы попытки реформирования законодательства о несостоятельности, к сожалению, не решили многих проблем законодательства о несостоятельности.
В целях исключения правовой неопределенности в ряде терминов института экономической несостоятельности (банкротства) целесообразно внести изменения в Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», в частности, ст. 1 представляется возможным изложить следующим образом:
- банкротство – устойчивая неплатежеспособность, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя;
- экономическая несостоятельность – устойчивая неплатежеспособность, признанная решением экономического суда об экономической несостоятельности с санацией должника;
- неплатежеспособность – неспособность полностью или частично удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;
- устойчивая неплатежеспособность – неспособность полностью или частично удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
3 Рекомендации по финансовому оздоровлению предприятий РБ
3.1 Правовое регулирование финансового оздоровления предприятий РБ
Правовое регулирование финансового оздоровления организаций в рамках Указа № 399 осуществляется на основе норм, установленных в упомянутом указе и в утвержденных им Положении о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных организаций (далее – Положение о реструктуризации), Положении об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными организациями (далее – Положение о мерах по повышению эффективности управления), а также постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2018 г. № 913 «Об утверждении Положения о порядке формирования перечней неплатежеспособных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению» (далее – постановление № 913) и от 18 марта 2019 г. № 167 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399» (далее – постановление № 167).
К основным нормам, установленным Указом № 399, следует отнести:
- требование к облисполкомам утверждать перечни неплатежеспособных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению (далее – перечень) в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь;
- определение способов реструктуризации задолженности неплатежеспособных организаций, включенных в перечень;
- приостановление начисления процентов, пеней (штрафов) по всем видам задолженности (кроме задолженности, возникшей после включения в перечень, а также процентов, начисляемых Агентством, банками и Банком развития) с даты включения неплатежеспособной организации в перечень, а также возможность снижения процентной ставки за пользование кредитами, выданными банками и Банком развития, до 1,5% годовых;
- возможность преобразования неплатежеспособной организации, включенной в перечень, в хозяйственное общество с разрешением осуществить государственную регистрацию принадлежащего такой организации недвижимого имущества после завершения реорганизации на основании технических паспортов и передаточного акта;
- меры по повышению эффективности управления в отношении государственных и с долей государства в уставном фонде неплатежеспособных организаций, включенных в перечень;
- возможность безвозмездной передачи акций (доли в уставном фонде) в размере не более 25% плюс одна акция (25,0 % уставного фонда) в собственность
Заключение
Банкротство – это неплатежеспособность должника, которая официально объявлена во внесудебном порядке по решению суда или по соглашению с кредиторами, что является основанием для его ликвидации.
Современное состояние экономического развития оказывает значительное влияние на деятельность организации. Все факторы, влияющие на деятельность организации, стали для нее серьезными проблемами, с которыми порой трудно справиться самостоятельно.
Причины банкротства разнообразны – это результат взаимодействия многих факторов, как внешних, так и внутренних. Их можно разделить на: внешние и внутренние факторы.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в процедурах банкротства, является закон РБ от 13 июля 2012 г. № 415-з «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Главной особенностью банкротства предприятия является невозможность выплатить долги всем кредиторам. Долговые компании могут выплачивать заработную плату своим сотрудникам, кредиты выплачиваются банкам и государственному бюджету без необходимости уплаты необходимых налогов, штрафов, таможенных пошлин, штрафов или других кредиторов.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что если организация не в состоянии погасить свои долги и возвратить инвестиционные средства своим кредиторам, она может быть признана банкротом или экономически несостоятельной по решению суда.
Последняя редакция закона о банкротстве была принята в 2013 году. Нововведение несет подчиненную ответственность, которую несут должностные лица, несвоевременно подавшие заявки участникам. Кроме того, файл ужесточает существующие условия для таких приложений.
Согласно данным ежегодного международного рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса», который оценивает ключевые аспекты нормативно-правового регулирования в сфере экономической несостоятельности предприятий, в 2015 г. по индикатору «Разрешение неплатежеспособности» Беларусь заняла 68-е место среди 189 стран.
В свою очередь, основанием для подачи кредитором заявления о банкротстве должника должно быть определено то обстоятельство, что все участники рынка не получили от должника денежных средств в течение одного квартала со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении долга, а также то, что долг не являлся предметом спора или зачета.
По упрощенной процедуре суд не может назначать судебного администратора (в Республике Беларусь-антикризисного управляющего), но позволяет должнику представлять свои интересы, сохраняя при этом контроль над бизнесом.
1. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
2. Базюк, Н. Ю. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия на основе оценки его финансового состояния / Н. Ю. Базюк // Российское предпринимательство. – 2015. – № 19. – С. 140-146.
3. Бочаров В. В. Абсолютные показатели финансовой устойчивости [электронный ресурс]. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
4. Гасанова, Н. М. Повышение эффективности государственного регулирования развития строительного комплекса на основе программно-целевых методов / Н. М. Гасанова // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 2. – С. 21-26.
5. Загидуллина, Л. В. Диагностика вероятности банкротства, как основа управления финансовой устойчивостью организации / Л. В. Загидуллина // Инновационная наука. – 2015. – № 6. – С. 103-108.
6. Файнова, Н. А. Диагностика банкротства и антикризисное управление на предприятии / Н. А. Файнова // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 488-490.
7. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.П. Гарнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 365 с.
8. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник / Т.И. Григорьева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 486 c.
9. Закон Республики Беларусь 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»
10. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
11. Шибеко А.Э. Антикризисное управление: Курс лекций / А. Э. Шибеко. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 188 с.
12. Быков А.А., Ноздрин–Плотницкий М.И. Структурные преобразования и модернизация экономики: монография / под ред. д– ров экон. наук, профессоров А.А. Быкова и М.И. Ноздрина– Плотницкого. – Минск: ООО «Мисанта», 2016. – 210 с.
13. Ширинкина Е.В., Валиуллина Л.А. Формализация модели прогнозирования риска несостоятельности предприятия. Актуальные проблемы экономики и права / Е.В. Ширинкина, Л.А. Валиуллина // 2015. – №4. – С. 169–180.
14. Жебрикова Е.А. Методы оценки вероятности наступления банкротства / Е.А. Жебрикова // Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова Ивановский филиал – 2019. – №1.10 – С. 131-133.
15. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты