Развитие активной речи у детей раннего возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие активной речи у детей раннего возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие активной речи у детей раннего возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики развития активной речи детей раннего возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолингвистические и онтолингвистические основы развития речи у детей раннего возраста
1.2 Виды деятельности детей раннего возраста и их влияние на развитие речи
1.3 Состояние проблемы активизации речи детей раннего возраста в теории и практике дошкольного образования
ГЛАВА 2. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ
2.1 Уровень развития активной речи у детей раннего возраста
2.2 Цикл занятий с дидактической куклой как средством развития активной речи детей раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное уменьшение общения родителей и детей; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В игре воспитанники реже стали вступать в диалог. А ведь речь - это основное средство общения с окружающими. Поэтому, начинать эту работу необходимо уже в раннем возрасте. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Степень разработанности темы. В психолого-педагогической литературе проблема развития активной речи у детей раннего возраста достаточно полно изучена. Среди исследователей данной тематики выделяются А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, Е.Е. Вьюнова, И.И. Ермакова, Г.Р. Зайнуллина и др. В книге А.Г. Арушановой представлен опыт воспитания языковой личности дошкольника в условиях диалогического общения с взрослыми и сверстниками. Раскрываются методика диагностики коммуникативной компетенции, содержание, формы и методы развития диалогического общения детей [1]. Признание психологами и педагогами особого значения дошкольного детства для становления личности определяют основные принципы воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста: дифференциальный подход к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей, своевременное выявление проблем в развитии и их коррекцию в сенситивные срок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолингвистические и онтолингвистические основы развития речи у детей раннего возраста
Современное состояние методики развития речи характеризуется не только использованием данных лингвистики и психологии, но и связью с такой современной наукой, как психолингвистика. Специалисты, занимающиеся развитием детской речи, должны быть хорошо знакомы с общими моделями активизации речи, основными этапами и особенностями формирования речи. Принцип развития речи в онтогенезе был назван онтогенетическим. Этот принцип особенно важен в коррекционной педагогике, так как диагностика типа и степени речевых нарушений и методика коррекционной работы основана на моделях формирования речевой способности в процессе общего онтогенеза. Одним из важнейших понятий, рассматриваемых в психолингвистике, является понятие речевой деятельности. По определению Н.В. Микляевой, «речевая деятельность – это процесс активного, целенаправленного вербального взаимодействия, обусловленного ситуацией общения между людьми, взаимодействия» [12, с. 40].
Речевая деятельность, будучи одним из видов деятельности человека, представляет собой совершенно особую деятельность, не сравнимую с работой, игрой и т. д. Выделяется ряд отличительных черт речевой деятельности: объективность, целенаправленность, мотивация; иерархическая («вертикальная») и фазовая («горизонтальная») организация. Совершенно очевидно, что развитие речи ребенка – это обучение его речевой деятельности, имеющей все вышеперечисленные характеристики. Остановимся подробнее на таком свойстве речевой деятельности, как фазовая организация.
Понятие «фазовая структура» акта деятельности определяет следующие этапы человеческой деятельности: мотивация, ориентировочные действия, планирование деятельности, выполнение плана и этап контроля [18, с. 98].
В развитии речи подчеркиваются такие связи, как связь мотивации и формирования речевого намерения, связь ориентации, связь планирования, исполнительной власти и связь управления. И.А. Зимняя разработала трехфазную модель структуры речевой деятельности, которая является наиболее приемлемой с точки зрения методики речевой работы [6].
ГЛАВА 2. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ
2.1 Уровень развития активной речи у детей раннего возраста
Цель экспериментального исследования: выявить уровень развития активной речи у детей раннего возраста.
В исследовании приняли участие шесть детей – Таня А., в возрасте 2 лет и шести месяцев, Ира П. в возрасте 2г. 3 мес., Артем в возрасте 2 г. 3 мес, Кирилл в возрасте 2 г.4 мес, Алина в возрасте 2 г.5 мес, Аня в возрасте 2 г.5 мес. Все дети посещают учреждение дошкольного образования.
Длительность педагогического наблюдения составила неделю. Экспериментальное исследование носило констатирующий характер, так как проводилась оценка исходного уровня развития активной речи детей. Диагностика была направлена на выявление показателей развития активной речи в общении со взрослым, в общении со сверстниками, общего уровня речевого развития, а также активной речи в предметной деятельности (по критериям, выделенным Е.А. Стребелевой).
При диагностике активной речи оценивались следующие показатели:
1 Употребляет лепетные и аморфные слова
2 Употребляет односложные слова
3 Употребляет двухсложные слова
4 Употребляет слова со стечением согласных
5 Употребляет слова с суффиксом уменьшительности
6 Употребляет трехсложные слова без стечения согласных типа: машина, собака, молоко
7 Использует фразу-слово
8 Использует двухсловные фразы
9 Использует трехсловные фразы
10 Использует многословные фразы (более 3 слов)
11 Употребляет существительные именительного падежа множественного числа
12 Употребляет родительный, дательный, творительный падеж
13 Употребляет единственное и множественное число существительного и глагола
14 Употребляет единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Современное состояние методики развития речи характеризуется не только использованием данных лингвистики и психологии, но и связью с такой современной наукой, как психолингвистика. Одним из важнейших понятий, рассматриваемых в психолингвистике, является понятие речевой деятельности. В ходе обучения нужно развивать потребность в речевой коммуникации, формировать мотивы к использованию речи в различных формах деятельности ребенка. Особое значение для развития инициальных и реактивных видов речевой деятельности имеет проговаривание ребенком слов во время их написания, а также во время чтения текста педагогом вслух. Педагог должен формировать у ребенка навыки полного, точного, ясного выражения мысли. Речевая деятельность имеет сложную операционную структуру, составляющими которой являются такие элементы, как действие, операция, навык и умение. Формирование речи есть обучение ребенка различным видам и формам речевой деятельности.
2. Ведущим видом деятельности для каждого возраста является тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в психике. Основными видами деятельности в дошкольном детстве является общение, предметная деятельность и игра. Овладевая использованием предметов, ребенок становится самостоятельным, учится подражать действиям взрослого, действовать вместе с ним, стимулировать определенное отношение к своим действиям и себя. В ведущих видах деятельности выявляются основные потребности и интересы детей, происходит формирование важнейших для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности.
1. Арушанова, А.Г. Истоки диалога: книга для воспитателей / Л.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 208 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 406 с.
4. Добронравова, О.В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / О.В. Добронравова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – №4. – С. 271-273.
5. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
6. Зимняя, И.А. Речевая деятельность и психология речи / И.А. Зимняя. – Москва // Основы теории речевой деятельности / ред. А.А. Леонтьев. – Москва: Наука, 1974. – С. 64-72. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=379447.
7. Зайнуллина, Г.Р. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста / Г.Р. Зайнуллина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №4. – С. 15-21.
8. Казгунова, А.С. Развитие речи дошкольников / А.С. Казгунова // Ученые записки. – 2017. – №2. – С. 188-191.
9. Карпова, Н.Л. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей / Н.Л. Карпова // Комплексные исследования детства. – 2019. – №1. – С. 65-72.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1986. – С. 79-80.
11. Малкова, Е.Е. Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов / Е.Е. Малкова, Е.М. Машнина // Педиатр. – 2019. – №10. – С. 117-126
12. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 287 с.
13. Недорезова, Н.А., Губайдуллина Е.В. Речевое развитие дошкольников в детском саду / Н.А. Недорезова, Е.В. Губайдуллина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2014. – № 1. – С. 23-25.
14. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика Синтез, 2003. – 168 с
15. Печера, К.Л. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста / К.Л. Печера, Г.В. Пантюхина, Н.М. Аксарина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4. – с.80-83.
16. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – М.: Каро, 2014. – 64 с.
17. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2005. – 322 с.
18. Старжинская, Н.С. Детская речь / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Пачатковая школа, 2016. – 167 с.
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
20. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
21. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 347 с.
22. Чистович, Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Л.А. Чистович – М.: Книга по требованию, 2012. – 388 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики развития активной речи детей раннего возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты