Календарно-обрядовые праздники Купалле
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Календарно-обрядовые праздники Купалле»
по дисциплине: «Социально-культурная деятельность»
2021
45.00 BYN
Календарно-обрядовые праздники Купалле
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-культурная деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы календарно-обрядового праздника «Купалье»
1.1. История и традиции праздника «Купалье»
1.2. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста
1.3. Проведение праздника «Купалье» на современном этапе в Республике Беларусь
Глава 2. Влияние праздника «Купалье» на развитие патриотических чувств школьников
2.1. Диагностика изучения интереса к празднику «Купалье»
2.2. Разработка сценария праздника «Купалье» для детей среднего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Развитие внутреннего и международного событийного туризма в настоящее время – первоочередная задача любого государства, желающего восстановить и сохранить свою истинную культуру. Древние национальные праздники служат мощным инструментом для формирования высокого спроса, как на внутреннем, так и на международном туристском рынке. Республика Беларусь может удивить своей культурой любого даже самого искушённого туриста. В нашей стране широко празднуется праздник Ивана Купалы, который не только является одним из самых любимых праздников русского народа, но и привлекает множество зрителей-иностранцев. Поэтому проведение данного праздника очень актуально в наши дни.
Степень разработанности. История и традиции празднования «Купалья» достаточно полно изучены в научной литературе. Среди исследователей, занимающихся изучением данной тематики стоит выделить Т.А. Агапкину, А.Н. Афанасьева, О.Г. Баранову, Л.Н. Бибалаеву, В.А. Василевич, А.Н. Веселовского, Н.В. Володомонова, В.В. Грищенко, П.А. Гуда и др.
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и разработать сценарий «Купалья».
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть историю и традиции праздника «Купалье».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
3. Изучить проведение праздника «Купалье» на современном этапе в Республике Беларусь.
4. Провести диагностику изучения интереса к празднику «Купалье».
5. Разработать сценарий праздника «Каляды» для детей среднего щкольного возраста.
Объект исследования: календарно-обрядовые праздники, а предмет – праздник «Купалье».
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез), эмпирические (анкетирование) и статистические (обработка полученных данных).
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать при проведении учебных занятий, а также при разработке сценария проведения праздника «Купалье».
Глава 1. Теоретические основы календарно-обрядового праздника «Купалье»
1.1. История и традиции праздника «Купалье»
Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде). Иван Купала и Петров день считались единым праздником летнего цикла.
Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.
По мнению Н. М. Гальковского, «в купальском празднике соединилось два элемента: языческий и христианский». Точку зрения о дохристианских истоках праздника критикуют историк В. Я. Петрухин и этнограф А. Б. Страхов. По мнению этнографа В. К. Соколовой, «Купала» — название более позднее, появившееся у восточных славян, когда праздник был приурочен ко дню Иоанна Крестителя [2, с. 313-314].
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель». Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.
В графитти № 78 в Софийском соборе Новгорода, датируемой концом XI — началом XII века, имеется надпись: «На Купалиѧ». В Ипатьевской летописи под 1262 годом имеется запись: «Литва же изъгнаша Єздовъ на каноунъ и Иванѧ дн҃и на самаѩ коупальѩ» [4, с. 54].
В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.
Глава 2. Влияние праздника «Купалье» на развитие патриотических чувств школьников
2.1. Диагностика изучения интереса к празднику «Купалье»
В исследовании приняли участие 20 учащихся 5-7 классов _________ средней школы. В ходе исследования нами установлено, что 85% учащихся, знают, что есть такой праздник как Купалье, еще 15% слышали, но подробно не осведомлены. Также нами установлено, что 70% опрошенных хотели бы подробнее узнать о традициях празднования Купалья на белорусских землях, 15% хотели бы всё узнать о традициях, так как знают только название праздника, но не его содержание, и ещё 15% могут сами рассказать о традициях празднования Купалья. Более половины участников опроса (55%) слышали о празднике от родственников, 40% узнали о нём из телепередач и рекламы, а 5% от друзей и сверстников. Большая часть участников опроса (65%) знают такие купальские традиции как плетение венков, 50% выделяют прыжки через костры, еще 30% опрошенных среди традиций выделяют вождение хороводов и гадания, что говорит о том, что большинство учащихся знакомы с традициями праздника, в то же время 10% учащихся не смогли назвать ни одной купальской традиции. 85% учащихся знают, что праздник происходит летом, еще 10%, что в июле, а 5% не смогли назвать время празднования. Главным элементом купальских празднований 55% опрошенных считают поиск цветка папоротника, 30% выделяют прыжки через костёр, а 15% затрудняются с ответом.
Таким образом, в ходе опроса установлено, что в целом дети знакомы с традициями праздника Купалье, однако в их знаниях существуют некоторые пробелы.
2.2. Разработка сценария праздника «Купалье» для детей среднего школьного возраста.
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам белорусской народной культуры.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Праздник Купалье (Иван Купала) уходит своими корнями к древним славянам, у которых он был приурочен к солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечался 24 июня (7 июля). В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю. В наиболее традиционной форме празднование Ивана Купалы сохранилось у белорусов. Историки связывают праздник с культом солнца. Купалье справляли ночью — повсюду жгли костры и водили хороводы, плели венки и собирали лекарственные растения, которые в это время обладают особой силой. Обязательным обрядом на Ивана Купалу всегда было и купание — оно очищало тело, а прыжки через костер очищали душу.
2. Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Одна из психологических особенностей данного возраста – избирательность внимания. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы.
3. Купалье считается одним из самых популярных праздников у белорусов. Купалье отмечают во всех областных и районных городах Беларуси, в деревнях. Самый масштабный праздник «Купалье» – «Александрия собирает друзей» – проходит в Шкловском районе Могилевской области.
1. Агапкина, Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т.А. Агапкина. – М.: Индрик, 2002. – 816 с.
2. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. – М.: Индрик, 1994. – 840 с.
3. Баранова, О. Г. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря / О.Г. Баранова, Т.А. Зимина, Е.Л. Мадлевская. – СПб.: Искусство-СПБ, 2001. – 668 с.
4. Бибалаева, Л.Н. Влияние земледелия на религиозную обрядность и языческие праздники древних славян / Л.Н. Бибалаева // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2011. – № 2. – С. 53-57.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Васілевіч, У.А. Беларускі народны каляндар / У.А. Васілевіч // Паэзія беларускага земляробчага календара. – Мн.: Навука і тэхніка, 1992. – 613 с. – С. 554-612.
7. Веселовский, А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура / А.Н. Веселовский. – М.: РОССПЭН, 2009. – 624 с.
8. Володомонов, Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее / Н.В. Володомонов. – М.: Наука, 1987. – 83 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С Выготский. – М: Эксмо, 2004. – 512с.
10. Грищенко, В.В. Календарь и трудовая деятельность человека / В.В. Грищенко // Аналитика культурологии. – 2009. – № 6. – С. 12-20.
11. Гуд, П.А. Народные традиции в современной праздничной культуре Беларуси / П.А. Гуд // Вестник культуры и искусств. – 2008. – № 3. – С. 38-44.
12. Зайкоўскі, Э. Купалле // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. – Т. 4: Кадэты –Ляшчэня / рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) і інш. – Мн.: БелЭн, 1997. – 432 с.
13. Климишин, И.А. Календарь и хронология / И.А. Климишин. – М.: Наука, 1990. – 320 с.
14. Коргожа, И.С. Досуг древних славян: социально-исторические предпосылки и особенности развития / И.С. Коргожа // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 4. – С. 91-97.
15. Ліс, А.С. Купалле / А.С. Ліс // Этнаграфія Беларусi. Энцыклапедыя / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1989. – 578 с. – С. 280-281.
16. Лозка, А. Беларускі народны каляндар / А. Лозка. – Мн.: Полымя, 2002. – 240 с.
17. Никольская, Т.М. Технология изучения обрядового комплекса (на примере купальского обряда) / Т.М. Никольская // Неофилология. – 2015. – № 5. – С. 16-26.
18. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
19. Титовец, А. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве / А. Титовец, Е. Фурсова, Т. Тяпкова. – Мн.: Беларуская навука, 2013. – 579 с.
20. Хухлаева, О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты