Правительство и кабинет Великобритании
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правительство и кабинет Великобритании»
по дисциплине: «Конституционное право зарубежных стран»
2021
45.00 BYN
Правительство и кабинет Великобритании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1 Формирование высших органов исполнительной власти в Великобритании
1.2 Формирования высших органов исполнительной власти в США
1.3 Формирования высших органов исполнительной власти в ФРГ и Италии
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ГЛАВА 3 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
3.1 Монарх, как высший представитель исполнительной ветви власти
3.2 Правительство – главная ветвь исполнительной власти Великобритании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных черт парламентской формы правления Великобритании заключается в парламентском контроле за деятельностью исполнительной власти. В период дуалистической монархии вся полнота исполнительной власти находилась в руках короля. Зависимость исполнительной власти от палаты общин была достигнута в XVIII в. в результате появления кабинета министров, который стал формироваться политическим руководителем партии, победившей на выборах и имеющей большинство мест в палате общин. Был установлен принцип парламентской ответственности.
С этого времени, по мнению британских юристов, кабинет стал комиссией законодательного учреждения, выбранной в качестве исполнительного органа. Взаимоотношения парламента Великобритании с органами исполнительной власти включают в себя и взаимоотношения с монархом, формально обладающим широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.
Положение монарха в системе органов государственной власти и, в частности, его взаимоотношения с парламентом в период конца XIX – начала ХХ в. практически не изменились по сравнению с периодом становления парламентской формы правления. Осталось оно практически тем же самым и в настоящее время. Формально король (королева) созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы и право вето на принятые парламентом законы, однако практически эти права король никогда не использует, причем это установлено обычаями, составляющими значительную часть британской неписаной конституции.
Итак, объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института Правительство и кабинет Великобритании.
ГЛАВА 1 МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1.1 Формирование высших органов исполнительной власти в Великобритании
Великобритания. По форме правления является парламентарной монархией. Формально главой государства является монарх, де-юре он обладает определенными государственными полномочиями, но де-факто ими не пользуется. Законодательную власть осуществляет Парламент, нижняя палата которого – Палата общин – избирается непосредственно народом. Исполнительная власть принадлежит Правительству, которое формируется каждый раз заново после парламентских выборов из числа наиболее влиятельных членов партии парламентского большинства. Политическую ответственность Правительство несет перед Палатой общин, которая может выразить недоверие Правительству. Система сдержек и противовесов проявляется в том, что и сама Палата может быть распущена.
Как отмечает И.А. Алебастрова, исполнительная власть и ее глава – Премьер-министр – занимают лидирующее положение в механизме государства. Объясняется это жесткой внутрипартийной дисциплиной, вследствие которой парламентское большинство, и, соответственно, весь Парламент фактически оказываются подконтрольными Правительству, состоящему из лидеров правящей партии [1, с. 420].
Однако партийный состав Правительства делает его ответственность перед британцами достаточно ощутимой: поражение правящей партии на парламентских выборах влечет за собой изменение персонального состава Правительства. Правительство Великобритании имеет сложную структуру. Оно состоит из Премьер-министра и около сотни министров, которые делятся на четыре группы. Первая группа – государственные секретари, руководящие наиболее крупными сферами государственного управления, и министры – главы министерств. Вторая группа – министры «без портфеля» и носители традиционных должностей (например, лорд-хранитель печати).
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
За последние двадцать лет политическая система Великобритании уже не может выразить то, чем ранее характеризовалась так называемая «вестминстерская модель» разделения властей, которая базировалась на сильном правительстве, парламентской суверенности, «оппозиции Ее Королевского Величества» и министерской ответственности.
Теоретические основы «вестминстерской модели» были четко представлены в трудах английских юристов. В своем наиболее авторитетном труде – «Введение в изучение права конституции» – А. Дайси сформулировал три руководящих принципа (guiding principles) английской конституции: законодательный суверенитет парламента (the legal sovereignty of parliament); всеобщее правило верховенства права – конституции обычного права (the rule of supremacy of law); зависимость обычаев от конституционного права. Первый принцип указывает на решающую роль в изменении конституции и сохранении единства империи парламента, понимаемого как единство трех институтов – Палаты общин, Палаты лордов и монарха (британская формула суверенитета – «король в парламенте») [18, с. 40].
Второй принцип, по Дайси, означает, что индивиды должны иметь равное положение по отношению к закону и не должны подвергаться воздействию слишком широкой трактовки дискреционных полномочий власти (при верховенстве права широкой трактовки этих полномочий быть не должно).
Принцип верховенства права служит так называемой «институциональной моральности», то есть направляет все формы создания и применения закона, а также выступает фактором, сдерживающим чрезмерную самостоятельность государственной власти в его осуществлении. Согласно третьему принципу, не существует отдельного писаного конституционного кодекса; конституционное право – результат судебных решений, определяющих права частных лиц.
ГЛАВА 3 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
3.1 Монарх, как высший представитель исполнительной ветви власти
Характеризуя полномочия монарха, Б. А. Стародубский пишет: «Король созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц государства, считается верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и в качестве такового имеет право издавать различные распоряжения, касающиеся вооруженных сил, ратифицирует международные договоры и осуществляет право помилования. Перечислять все полномочия короля – дело не простое: только часть из них основывается на нормах статутного права, а другая часть – на нормах прецедентного права; эта вторая часть королевских полномочий как бы непроизводна от власти парламента, составляет так называемую королевскую прерогативу».
Далее Б. А. Стародубский, отметив, что «король не может по своему усмотрению иметь ни статутные, ни прерогативные полномочия», делает вывод: «Именно об английском короле было когда-то сказано, что “он царствует, но не правит». Следует отметить еще одну особенность правового статуса монарха в Великобритании. Как уже отмечалось выше в связи с рассмотрением вопроса о включении в состав верхней палаты духовных лордов, британский король является главой англиканской церкви. Англиканская церковь – это государственная церковь Великобритании, протестантская по вероучению, но в культе и организации сохранившая многое от католицизма [15, с. 32].
Он появился в шестнадцатом веке. В Реформации в результате реформы церкви. Причиной реформы стала ссора между королем Генрихом VIII и папой римским, который отказался признать законным развод короля с первой женой Екатериной Арагонской. В 1534 году король объявил себя главой церкви специальным актом гегемонии: монастыри были упразднены, реликвии и иконы сожжены, церковные земли конфискованы и проданы; все папские привилегии в Англии были уничтожены. Впоследствии король сменил папу, парламент неоднократно подтверждал королевское верховенство Англиканской церкви, а также право официально назначать епископов. Все основные акты Англиканской церкви еще не утверждены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модели формирования персонального состава высшего исполнительного органа власти – правительства демонстрируют ряд закономерностей. Первая: степень участия парламента в формировании правительства определяется положением главы государства в системе разделения властей и объемом его реальных полномочий.
В президентских республиках парламент отстранен от формирования правительства, в парламентарных республиках и монархиях он играет решающую роль в этом процессе. Вторая: в смешанных республиках парламент оказывает косвенное влияние на процесс формирования правительства.
Реформы в Великобритании, хотя непосредственно не ведут к созданию федеративного государства, но включают некоторые его характеристики: формальное разделение властей между двумя уровнями управления в деволютивном режиме; резервированные и переданные полномочия; совместная юрисдикция центрального и региональных правительств в международных делах (включая ЕС); новый конституционный суд в форме Судебного комитета Тайного совета (Judicial Committee of the Privy Council); новая структура межправительственных отношений, определяемая договорами (concordats) между центральными правительственными департаментами и ассамблеями.
Структура управления выражается в периодических саммитах премьер-министров, регулярных встречах министров и чиновников одного профиля, введении двойного гражданства и своеобразном феномене «мультиидентичности».
Понятие «деволюция» означает передачу центром некоторых важных прерогатив (в том числе законодательных полномочий в определенном объеме) в регионы, которые именуются государствами. Различие между федерализмом и деволюцией определяется природой государства, которое продолжает оставаться унитарным, а отличие от понятия «децентрализация» состоит в том, что речь идет не о создании автономий, а о более высоком статусе.
1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Проспект, 2008. С. 419-420.
2. Арзамасов Ю.Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конституционное право зарубежных стран. М.: Москва, 2009. 140 с.
3. Базина О. О. Конституционно-правовой статус главы государства в Китае в XX веке. М.: МГИМО-Университет, 2018. 230 с.
4. Бэджмен В. Государственный строй Англии. М., 1905. С. 71. 2 См.: Стародубский Б. А. Основы государственного права Великобритании // Государственное право буржуазных стран…. С. 203.
5. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2015. 560 с.
6. Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка. М.: РИОР, 2012. 24 с.
7. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. С. 468-469.
8. Конституционный контроль в зарубежных странах. М.: МГИМО-Университет, 2015. 342 с.
9. Крылова Н. С. Парламент Великобритании. С. 290. 11 Крылов Н. С. Указ. соч. С. 340.
10. Маклаков В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 896 с.
11. Нечкин А. В. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для СПО. М.: Юстицинформ, 2019. 180 с.
12. Род Роудс. Исполнительная власть Британии. От теории к практике. Санкт-Петербург. 2018. С.84.
13. Род Роудс. Новый метод управления: управление без правительства//Публичная политика. От теории к практике. Санкт-Петербург. 2008. с.52
14. Салыгин Е. Н. Теократическое государство (теоретико-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. – 987 с.
15. Стародубский Б. А. Основы государственного права Великобритании. С. 204.
16. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2010. 336 с.
17. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Калуга, 1998. С. 199.
18. Johnson N. Parliamentary Questions and the Conduct of Administration // Public Administration. 1961. Vol. 39. Summer. P. 136.
19. Luhmann, N. The Differentiation of Society. New York: Columbia University Press. 1982, р. Xv
20. Rhodes R. Understanding Governance.Policy Network, Governance, Reflexivity and Accontabilility. Buckiingham, Philadelphia: Open University Press,1997.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты