Возмещение вреда, причиненного транспортным средствам
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возмещение вреда, причиненного транспортным средствам»
по дисциплине: «Гражданское право»
2021
45.00 BYN
Возмещение вреда, причиненного транспортным средствам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
Введение
Глава 1. Субъекты ответственности за вред, причиненный транспортным средствам
Глава 2. Особенности возмещения вреда, причиненного транспортным средствам в результате их взаимодействия (при их столкновении)
Глава 3. Условия и размер возмещения вреда, причиненного транспортному средству, в форме стразового возмещения в связи с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Столкновение транспортных средств в процессе их использования в качестве способов передвижения может вызвать причинение ущерба имуществу участников общественных отношений, возмещение которого регламентируется гражданско-правовым институтом обязательств из причинения вреда. Обязательства из причинения вреда не теряют актуальности, поскольку жизнь выдвигает новые вопросы, требующие научного осмысления и нормативного урегулирования.
Причинение вреда в результате взаимодействия транспортных средств –наиболее распространенный случай нарушения имущественных прав граждан и организаций. Особенности возмещения вреда, причиненного транспортному средству в ДТП, рассматривались в работах С.В. Рабецкого [22], В.П. Мороза [11; 12], Т.Н. Горнаевой [6], А.В. Чигилейчика [27; 28], М.П. Басова [5] и др. Вместе с тем в настоящее время комплексного исследования требует порядок определения размера такого вреда, в частности возмещение вреда, в случае если фактические расходы, затраченные на ремонт транспортного средства, превышают сумму страхового возмещения, выплаченного на основе расчетного метода.
В качестве объекта курсовой работы выступает совокупность общественных отношений в сфере гражданско-правовых обязательств по возмещению вреда транспортным средствам в результате дорожно-транспортных происшествий.
Предметом исследования являются общая и специальная научная литература, действующее законодательство Республики Беларусь, регулирующее отношения по возмещению вреда, причиненного в результате взаимодействия транспортных средств их владельцам, а также материалы судебной практики по применению правовых институтов возмещения вреда.
ГЛАВА 1 СУБЪЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
В соответствии с подп. 2.69 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – ПДД) транспортным средством является устройство, предназначенное для движения по дороге [18], при этом наземное транспортное средство (автомобиль) – наиболее часто встречающееся средство передвижения. С одной стороны, автомобиль – это наиболее доступный и удобный вид транспорта, а с другой – опасный, поскольку представляет реальную угрозу участникам дорожного движения в силу не всегда имеющейся у водителя, управляющего им, возможности контролировать действия последнего, вследствие чего признается законодательством источником повышенной опасности (ст. 948 ГК).
Транспортное средство само достаточно часто становится объектом повреждения, в силу чего возникает право у его владельца на возмещение ущерба, причиненного его имуществу – транспортному средству.
Право на возмещение имущественного вреда является конституционным правом (ст. 60 Конституции Республики Беларусь), в силу которого граждане вправе в установленном законодательством судебном порядке взыскать имущественный вред. Определение и возмещение имущественного вреда, причиненного транспортным средствам имеют широкую практическую основу, которую мы подробнее проанализируем в рамках следующих глав настоящей курсовой работы.
Специфика владельцев транспортных средств на нормативном уровне сформулирована в ч. 1 п. 1 ст. 948 ГК, в соответствии с которой обязанность возместить вред возложена на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источниками повышенной опасности на законном основании.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ПРИ ИХ СТОЛКНОВЕНИИ)
Неоспоримо, что вред транспортным средствам в большинстве случаев причиняется в ходе их непосредственной эксплуатации, то есть участия последних в дорожном движении. Из смысла вышеприведенных норм ГК в случае причинения вреда транспортному средству другим транспортным средством обязанность возмещения вреда возлагается не на водителя, а на юридическое или физическое лицо, которые владеют источником причинения вреда.
В соответствии с законодательством владельцы обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ч. 1 п. 1 ст. 948 ГК).
Статья 933 ГК определяет общие основания ответственности за причинение вреда имуществу гражданина. Так, в соответствии с ч. 1 п.1 указанной статьи вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В тоже время закон допускает и возмещение вреда лицом, не являющимся непосредственно причинителем последнего (ч. 2 п.1 ст. 933 ГК). Существует в законодательстве и возможность избежать такого возмещения (п.2-3 ст. 933 ГК).
Общим нормам, регулирующим возмещение вреда корреспондирует и специальная норма, регулирующая вопросы возмещения вреда, причиненного в результате использования источника повышенной опасности, которым исходя из понимания п. 1 ст. 948 ГК является транспортное средство.
ГЛАВА 3 УСЛОВИЯ И РАЗМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ, В ФОРМЕ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ В СВЯЗИ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СТРАХОВАНИЕМ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Более двадцати лет назад Декретом Президента Республики Беларусь от 19.02.1999 № 8 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 01.07.1999 в Республике Беларусь введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный в результате ДТП [13]. В настоящее время данный нормативный правовой акт утратил силу, и правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Указ № 530) и утвержденным данным Указом Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее – Положение) [15].
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств называют стратегическим видом страхования [2, c. 6-8]. Очевидно, такое определение объясняется общественной значимостью отношений, опосредованных данным договором. Действительно, сегодня в дорожном движении участвует большое количество транспортных средств.
Несмотря на то, что уже достаточно длительный период времени применяется данный вид обязательного страхования, законодательство, регулирующее данные отношения, не отличается своим постоянством, нет единства в понимании ряда вопросов и в правоприменительной практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование и анализ действующего законодательства позволил прийти к следующим теоретическим выводам и разработать некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
1) Субъектный состав обязательства по возмещению вреда состоит из причинителя вреда, лица, обязанного к возмещению вреда и потерпевшего.
2) Субъектом ответственности за вред, причиненный транспортным средствам является причинитель вреда – юридическое или физическое лицо, обладающее объектом причинения вреда на законном основании – на праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения, в силу договора аренды, проката, по доверенности на управление транспортным средством и ином законном основании.
3) В случае причинения вреда должностными лицами органов публичных образований, которые по своей природе являются «составными субъектами», применяются правила об ответственности юридического лица за вред, причиненный его работниками, представителями, участниками.
4) Недоказанность виновности совершения ДТП одним из его участников (равно как и доказательства его невиновности) не может являться доказательством виновности второго участника ДТП.
5) Если вред в результате ДТП причинен обоим участникам, вина в причинении вреда друг другу изначально лежит на обоих участниках, пока кто-либо из участников либо оба не докажут свою невиновность.
6) Подпункт 9.10 п. 9 ПДД изложить в следующей редакции:
«9.10. покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя;».
7) Применение расчетного метода определения размеров страхового возмещения для целей страхования ответственности не препятствует взысканию фактических затрат на восстановление транспортного средства со страховщика, если данные затраты не превышают лимита его ответственности.
1. Абрамов, В.Ю. Комментарий судебной практики к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / В.Ю. Абрамов, Ю.Б. Фогельсон. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 336 с.
2. Авсейко, А. Мера ответственности / А. Авсейко // Страхование в Беларуси. – 2009. – № 1. – С. 6-8.
3. Архив Минского городского суда за 2010 г. – Дело № 33-1235-2010.
4. Архив суда Фрунзенского района г. Минска за 2010 г. – Дело № 2-223/10.
5. Басов, М.П. Возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП: судебная практика / М.П. Басов // Судовы веснiк. – 2003. – № 1. – С. 29-33.
6. Горнаева, Т.Н. Практика возмещения вреда при ДТП / Т.Н. Горнаева // Юрист. – 2011. – № 2. – С. 59-66.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.06.2020 г., № 33-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г., № 276-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Козлова, Н.В. Правосубъектность юридического лица / Н.В. Козлова. – М., 2011. – 220 с.
10. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
11. Мороз, В.П. Об определении размера вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств / В. Мороз // Судебный вестник. – 2010. – № 1. – С. 65-69.
12. Мороз, В.П. Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и его реализация при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств / В.П. Мороз // Правосудие и прокурорский надзор в Республике Беларусь: законодательство и практика применения: сб. науч. трудов / редкол.: А.В.Барков [и др.]. – Минск: БГУФК, 2010. – С. 368-378.
13. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Декрет Президента Респ. Беларусь, 19 февр. 1999 г., № 8: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 16.02.2004 г. [утратил силу] // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 531: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 11.05.2019 г. // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. О страховой деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 530: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 11.05.2019 г. // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 24 июня 2004 г., № 9: в ред. постановления Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь от 29.06.2018 г. // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Плотников, А. О вопросах применения суброгации / А. Плотников // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2007. – № 21. – С. 7-11.
18. Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2005 г., № 551: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30.12.2019 г. // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Правил проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию, 1 авг. 2019 г., № 31-од // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г., № 276-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Путеводитель по кадровым вопросам «Водители легковых автомобилей» // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Рабецкий, С.В. О возможности возмещения вреда по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств исходя из фактической стоимости нормо-часа работ по восстановлению транспортных средств / С.В. Рабецкий // Бюл. белорус. бюро по транспорт. страхованию. – 2007. – № 4. – С. 2-5.
23. Смирнов, В.Т. Обоснование деликтной ответственности юридических лиц / В.Т. Смирнов // Проблемы гражданского и административного права. – 2011. – № 12. – С. 270-271.
24. Соломин, С.К. К вопросу о понятии источника повышенной опасности / С.К. Соломин, Н.Г. Соломина // Закон. – 2014. – № 12. – С. 82.
25. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2019 г., № 219-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Черепахин, Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица / Б.Б. Черепахин // Труды по гражданскому праву. – 2012. – № 3. – С. 229-306.
27. Чигилейчик, А.В. Возмещение вреда, причиненного транспортному средству (часть 1) / А.В. Чигилейчик // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Чигилейчик, А.В. Возмещение вреда, причиненного транспортному средству в ДТП / А.В. Чигилейчик // КонсультантПлюс: Беларусь: [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты