ООН и его роль по защите прав человека в современном международно-политическом развитии
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «ООН и его роль по защите прав человека в современном международно-политическом развитии»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
ООН и его роль по защите прав человека в современном международно-политическом развитии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ООН
2.1. Миротворческая роль ООН в урегулировании конфликтов в современном мире
2.2. Деятельность ООН в сфере экономики, культуры, образования
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В ПОСТБИПОЛЯРНОМ МИРЕ: АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вторая Мировая война, без сомнения, вошла в историю как одна из наиболее масштабных гуманитарных катастроф, показав мировому сообществу недостатки действующей системы принципов и норм международного права, ее бессилие перед той агрессией, какую продемонстрировали страны оси Рим – Берлин– Токио и их союзники. Осознание необходимости кардинального пересмотра этой системы, разработки международно-правовых гарантий прав человека, а также комплекса превентивных мер – системы коллективной безопасности, – способных предотвратить катастрофу, подобную той, что на протяжении шести лет разворачивалась практически на всей территории поверхности земного шара, появилось еще на первом этапе войны, в 1941 году, когда начала складываться коалиция союзников – СССР, Великобритании и США. Необходимость решения вопроса о юридическом закреплении союза противоборствующих Оси государств привела к подписанию 1 января 1942 года в Вашингтоне представителями 26 стран декларации, вошедшей в историю как Декларация Объединенных Наций.
Данный международный договор включал в себя лишь два обязательства, которыми связывали себя его участники: каждое из договаривающихся государств должно было применить все имеющиеся у него ресурсы, будь то военные и экономические, против участников Тройственного пакта, а также их союзников – Румынии, Венгрии, Болгарии и Финляндии; вторым обязательством был запрет заключения сепаратного перемирия, либо мирного договора с названными государствами. Тем не менее, в соответствии с декларацией не предоставлялся статус одной из «Объединенных Наций» государствам, лишь оказавшим материальную помощь и содействие в борьбе за 8 победу, при этом не объявившим войну названным странам (как, например, Исландия), что прямо оговаривалось в последнем абзаце документа.
Лаконичность Декларации Объединенных Наций можно объяснить ссылкой на подписанную ранее, 14 августа 1941 года, США и Великобританией Атлантическую Хартию, содержавшую те принципы, на которых, по мнению ее участников, должно будет основываться послевоенное мироустройство.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования функционирования ООН и его роль по защите прав человека в современном международно-политическом развитии.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В восьми пунктах Хартии Атлантической Хартии были изложены основные постулаты создания ООН:
1. отказ от стремления к территориальным либо иным приобретениям;
2. возможность территориальных изменений только с согласия и по желанию заинтересованных народов;
3. свобода суверенных стран в выборе формы правления, а также восстановление суверенитета наций, его лишенных;
4. установление равных экономических возможностей для всех государств (не подлежал распространению на Германию и Японию);
5. глобальное сотрудничество в экономических и социальных целях;
6. установление мира (в том числе, внутри государств);
7. свобода морского передвижения для всех; 8. отказ государств от применения силы и вооружений. Видоизмененные, впоследствии эти принципы легли в основу устава будущей Организации Объединенных Наций, хотя стоит отметить, что Атлантическая Хартия умалчивает о таком очевидном пережитке прошлого, как колониальные империи, а также не содержит упоминаний о необходимости создания объединенных международных вооруженных сил с целью обеспечения мира, а также о системе мирного урегулирования международных конфликтов (например, о создании международного суда) [4, с. 92].
Вопросы грядущего наказания военных преступников и суда над ними также остались незатронутыми. Тем не менее, Атлантическая Хартия и ее принципы нашли поддержку также у Советского Союза. Подписанные Атлантическая Хартия, а затем Декларация Объединенных Наций, несмотря на свое основополагающее значение, не стали символом рождения будущей ООН, в отличие от принятой в 1943 году в Москве Декларации о всеобщей организации безопасности. Помимо ориентации на еще более тесное сотрудничество союзников и безоговорочную капитуляцию стран Оси декларация уделяла особое внимание послевоенному устройству, в частности, созданию для поддержания мира международной организации, основанной на членстве всех существующих государств.
Именно на Московской конференции впервые получила выражение идея об ответственности ведущих мировых держав за поддержание мира и безопасности. Дальнейшая разработка концепции международной организации продолжалась государствами-участницами Декларации 1943 года как самостоятельно, так и в ходе дипломатических контактов, что получило подтверждение также в рамках Тегеранской конференции, однако официальный этап подготовки к образованию данной организации стартовал 21 августа 1944 года с началом переговоров в Думбартон-Оксе (США).
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ООН
2.1. Миротворческая роль ООН в урегулировании конфликтов в современном мире
Датой рождения миротворческих организаций можно считать середину ХХ века, конец холодной войны ускорил резкий сдвиг в ООН и многостороннем миротворчестве. В новом духе сотрудничества Совет Безопасности учредил более крупные и более сложные миротворческие миссии ООН, часто для содействия осуществлению всеобъемлющих мирных соглашений между воюющими сторонами во внутригосударственных конфликтах и гражданских войнах.
Кроме того, миротворчество стало привлекать все больше невоенных элементов, обеспечивающих надлежащее функционирование гражданских функций, таких как выборы. Департамент операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира был создан в 1992 году для поддержки возросшего спроса на такие миссии. Операции ООН по поддержанию мира не предусмотрены ни Уставом ООН, ни любым другим юридически обязывающим актом. Четкое юридическое обоснование и даже упоминание механизмов миротворчества ООН отсутствует как в главе 6, так и в главе 7 Устава ООН [2, с. 202].
Миротворческая деятельность – в международном праве это действия государств по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, региональными органами (либо в рамках региональных соглашений, либо на основании двусторонних и 62 многосторонних международных договоров) и не являющиеся (согласно 44 Уставу ООН) принудительными. Правой основой для миротворческих операций служат резолюции Совета Безопасности ООН, санкционирующие их проведение и определяющий мандат. Сейчас институт миротворчества представляет собой все формы международного коллективного вмешательства для урегулирования конфликтов:
• операции по поддержания мира ООН;
• силовые миротворческие операции региональных организаций;
• операции, проводимые коалициями государств от имени и по мандату международных организаций международных организаций или по собственному решению при отсутствие официального мандата.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В ПОСТБИПОЛЯРНОМ МИРЕ: АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
В 1990-м году произошло подписание Парижской хартии для новой Европы, которое фактически провозгласило окончание полувековой «холодной войны» и ознаменовало начало новой демократической эры. Очевидно, что страны капиталистического лагеря были вполне удовлетворены сложившимся статусом-кво, однако, нельзя было сбрасывать со счетов и их оппонентов – страны социалистического лагеря, которые, несмотря на стремление к соответствию демократическим идеалам, все же не хотели терять своего международного влияния. Ключевой проблемой, стоявшей на тот момент, был вопрос о новой системе международных отношений. С распадом СССР и уничтожением социалистического полюса, у второго лагеря пропал и прежний ограничитель.
И пока посткоммунистические страны ослаблены, демократические государства становились более решительными и жесткими в ведении международной политики, фактически не раздумывая применяя такие ее инструменты как война и санкции, что и склоняло мир к одному центру. После окончания «холодной войны» под влиянием столкновения различных интересов, конфликтов формируется новая система международных отношений, которая еще не имеет официального названия. Она образуется в условиях процесса глобализации, стимулируется технологическими изменениями, совершенствованием транспортных и информационных коммуникаций.
Типологическим признаком формирования новой системы международных отношений является противоречивый процесс поиска новой идентичности многими народами, которые получили независимость. Взаимодействуют и конкурируют между собой тенденции, с одной стороны, направленные на неимпериалистические консолидации различных культур и этнических идентичностей под поводом социокультурной глобализации, а с другой, на контрнаступление старых и новых культурных идентичностей. Ведь каждое общество формирует собственный тип культуры, зависящий от уровня его развития.
Французский исследователь Р. Арон следующим образом дифференцирует многополюсную и биполярную системы международных отношений: «В первом случае дипломатическое соперничество разворачивается между несколькими политическими образованиями, которые принадлежат к одному классу, здесь возможны различные комбинации равновесия, разрывы отношений альянса относятся к нормальным процессам дипломатии. Во втором случае, два политических образования настолько выше классом всех остальных, что равновесие возможно только в форме двух коалиций, причем большинство средних и малых государств вынуждены присоединяться к лагерю любого из двух больших государств»2 . Баланс интересов различных субъектов международных отношений всегда является временным. Вследствие каждой новой смены наступает период относительного баланса сил, который сохраняется до следующего радикального изменения, ведь международные отношения остаются подчиненными деятельности суверенных государств, руководствующихся собственными интересами [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация Объединенных наций представляет собой уникальный субъект международного права, и этот статус придает ей как история ее создания, так и роль, отведенная в международно-правовом поле.
Создание ООН, происходившее в самые тяжелые годы прошлого века на фоне тяжелейшей гуманитарной катастрофы – Второй Мировой войны, представляло собой беспрецедентную ситуацию общемирового консенсуса государств, вне зависимости от их уровня развития, политического устройства и идеологии, объединившихся для разработки системы, позволившей бы не допустить подобных катастроф в будущем.
Так, в целях осуществления коллективной безопасности и поддержания международного мира, 26 июня 1945 года был подписан Устав новой организации, объединившей под своей эгидой страны, в результате упорной борьбы одержавшие победу в войне с агрессорами. 24 октября 1945 года, день вступления Устава в силу, отмечается в качестве Дня Организации Объединенных Наций.
За десятилетия своего существования ООН столкнулась с множеством трудностей, поскольку стремительное развитие мирового сообщества невозможно без возникновения новых вызовов и угроз.
Тем не менее, организация стала символом новой эры, в том числе, международного права, основанного на принципах, закрепленных в Уставе ООН, международных договорах, заключенных при ее участии, международных обычаях, сформировавшихся в ходе ее деятельности, решениях самой организации и ее органов.
Тем не менее, структура ООН, которая в настоящем году должна отметить свое семидесяти трехлетие, ни разу не претерпевала изменений с момента подписания Устава, что заставляет задумываться об актуальности существующих механизмов в мире, значительно отличающемся от послевоенного устройства.
Так, под вопросом находится сообразность современным реалиям статуса пятерки «великих держав», их гегемонистское положение относительно прочих членов организации с архаичным «полицейским» правом вето в Совете Безопасности.
Также необходимо отметить фактическое бесправие главного представительного органа ООН, Генеральной Ассамблеи, вынужденной оставаться безучастным наблюдателем в ситуациях, требующих слаженного коллективного реагирования всех стран-участниц организации, тогда как предоставление обязательной силы резолюциям Ассамблеи смогло бы коренным образом изменить ситуацию, позволив всему мировому сообществу влиять на текущие международные процессы, по крайней мере, в вопросах, затрагивающих международный мир и безопасность, связанных с преступлениями против мира, против человечности.
1. Административные вопросы/ ООН как универсальная организация защиты прав человека// [Электронный ресурс]. — URL: http://russiaun.ru/ru/un_financing/zakupochnaja_dejatelnost_oon
2. Акаев А. Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве. – M: Международные отношения, 2004, 405 С.
3. Аннан К. При большей свободе, 2005 (A/59/2005) // [Электронный ресурс]. — URL: https://documents-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/270/80/PDF/N0527080.pdf?OpenElement
4. Атлантическая хартия 1941 г. Сборник «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной Войны. Документы и материалы». Т. 1 // ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1944, 791 С.
5. Бударагина Л.В. Повышение эффективности деятельности ООН. «Российский судья», 2016, N 8, C. 52-54
6. Бутрос Бутрос Гали. Повестка дня для мира // Департамент общественной информации ООН. Нью-Йорк, 1995, 98 С. 16. Взносы государств-членов ООН/ Вопросы финансирования ООН//[Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/aboutun/finance/contrib.shtml
7. Вето в Совете Безопасности// URL: http://www.un.org/ru/sc/meetings/veto/ussr_russia.shtm
8. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, – М.: Госюриздат, 1949. — 419 c.
9. Гришаева Л.Е. Системный кризис ООН // Дипломатическая служба - 2015. - № 2, C. 37-53
10. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М.: Наука, 1988, 192 С.
11. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Принята 14.12.1960 Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН) / Организация Объединенных Наций// [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml
12. Декларация Объединённых Наций. Документы внешней политики. 22 июня 1941 года — 1 января 1942 года. Т. XXIV. / Министерство иностранных дел Российской Федерации. — М.: Междунар. отношения, 2000, 632 С.
13. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года)/Организация Объединенных Наций// [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
14. Доклад Генерального секретаря о работе Организации А/72/1/Генеральная ассамблея. Официальные отчеты. Семьдесят вторая сессия, Нью-Йорк, 2017, 48 С.
15. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Organization for Security and Cooperation in Europe // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true
16. Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. ООН: организация, цели, практика. М.: Международные отношения, 1971, 160 с.
17. Кожеуров Я.С. О международной правосубъектности индивида/ Lex Russica (Научные труды МГЮА), 2004, №2, C. 489-513.
18. Крылов С.Б. История создания ООН. – М.:Изд-во ИМО, 1960, 344 с.
19. Лукашук И. И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М.: Спарк, 1997, 332 С.
20. Лукьянов В.Ю. ООН в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы // Научно -технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - № 2 (220), С. 35-44
21. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956, 199 С.
22. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. СанФранциско 26.06.1945)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956, 199 С.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты