Психологические особенности поведения старших дошкольников имеющих различный статус в группе сверстников
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности поведения старших дошкольников имеющих различный статус в группе сверстников»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности поведения старших дошкольников имеющих различный статус в группе сверстников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Организация: Ясли-сад № 141, УО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики агрессивного поведения детей (Г. П. Лаврентьева)
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения поведения старших дошкольников с различным социальным статусом в группе
1.1 Понятие социометрического статуса
1.2 Агрессивное поведение старших дошкольников как форма отклоняющегося поведения
1.3 Влияние статуса дошкольника в группе на его личностные особенности и поведение
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи статуса дошкольника в группе и проявления агрессивного поведения
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по повышению социометрического статуса старших дошкольников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок – взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок – сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.
В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом.
Большое значение и актуальность имеет изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В этом возрасте у ребенка появляются устойчивые потребности и чувства, происходит становление детской деятельности.
Однако процесс развития личности, формирования черт характера находится, как известно, в прямой зависимости от существующих межличностных отношений. Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей можно выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ
1.1 Понятие социометрического статуса
Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.
Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого- либо одного или нескольких общих для них признаков. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяю по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей [12, с. 34].
Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (что есть на данный момент) и динамике (изменении и развитии).
В группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация – это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция – сплочение и объединение группы.
Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТАТУСА ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ И ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе учреждения образования «Ясли - сад № 141 г. Гомеля».
Количество испытуемых: 14 детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
– изучить межличностные отношения старших дошкольников по методике Т.А. Репиной «Секрет».
– определить уровень агрессивности старших дошкольников методом наблюдения по методике Г. П. Лаврентьевой «Изучение агрессивного поведения детей» (см. Приложение 2).
1. Методика «Секрет» (Т. А. Репина)
Цель: методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере [15].
Инструкция: Психолог находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирование статуса старшего дошкольника в группе сверстников и влияние его на психологические особенности поведения дошкольников является значимой для изучения межличностных отношений воспитанников и оптимизации их взаимодействия а также профилактики различных поведенческих девиаций.
В результате исследования нами решены следующие задачи:
– раскрыто понятие социометрического статуса;
– охарактеризовано агрессивное поведение старших дошкольников как форма отклоняющегося поведения;
– рассмотрена взаимосвязь статуса дошкольника в группе и психологических особенностей поведения;
– организовано эмпирическое изучение влияния статуса в группе на формирование агрессивного поведения дошкольников;
– подготовлены психолого-педагогические рекомендации по повышению социометрического статуса старших дошкольников.
В опытно-экспериментальной части работы нами было проведено исследование с использованием методик «Секрет» Т. А. Репиной и Г. П. Лаврентьевой «Изучение агрессивного поведения детей».
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. – М. : Инфра-М, 2002. – 86 с.
2. Веракса, А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте / А. Н. Веракса // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. – 2006. – № 4. – С. 4 –19.
3. Волкова, Е. О. Агрессивный ребенок. Трудные дети или трудные родители / Е. О. Волкова. – М. : Проспект, 2002. – 545 с.
4. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; под ред. Б.С. Волкова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : КНОРУС, 2017. – 270 с.
5. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 45 – 49.
6. Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика : Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия. – 2004. – 288 с.
7. Коломинский, Я. JI. Психологи я детского коллектива : Система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. – Минск : Народная асвета, 1984. – 239 с.
8. Кочубей, Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? Б. Кочубей // Семья и школа. – 2001. – №7. – С.12 – 15.
9. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : НПЦ, 1996. – 40 с.
10. Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В. К. Котырло. – Киев : Высшая школа, 1997. – 120 с.
11. Кравцов, Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцов. – М. : Академия, 1991. – 145 с.
12. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Социальная психология малой группы : учебное пособие для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
13. Кузченко, О.А. Педагогические условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / О.А. Кузченко. – Волгоград, 2006. – 90 с.
14. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольников / Т. А. Маркова. – М. : Норма, 2014. – 97 с.
15. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология : учебник / Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, – 2000. – 255 с.
16. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения /А. В. Никитин. – М. : Генезис, 2006. – 250 с.
17. Реан, А. А. Психология детства / Под редакцией А. А. Реана. – М. : Педагогика, 2003. – 368 с.
18. Сенько, Т. В. Успех и признание в группе : старший дошкольный возраст / Т. В. Сенько. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 109 с.
19. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
20. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. – М. : Генезис, 1998. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика диагностики агрессивного поведения детей (Г. П. Лаврентьева)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты