Социальная политика государства :межстрановые различия в подходах
МИУ (Минский университет управления)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная политика государства :межстрановые различия в подходах»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Социальная политика государства :межстрановые различия в подходах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Занятое население по видам экономической деятельности за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Занятое население по видам экономической деятельности за 2019г.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого ряда сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований. Благосостояние граждан, качество их жизни – это не только вопрос социальной справедливости, но и социальной стабильности, согласия в обществе, экономической эффективности.
Социальная политика в современном обществе направлена на решение целого ряда сложных и противоречивых задач. Ее результативность во многом определяет успех социально-экономических преобразований.
Цель курсовой работы является, исследование подходов к изучению социальной политики, оценка развития социальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы социальной политики;
- провести сравнительный анализ моделей социальной политики развитых стран;
- рассмотреть особенности социальной политики в Республике Беларусь и её совершенствование в контексте мирового опыта.
Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава рассматривает теоретические основы социальной политики. Вторая глава рассматривает модели социальной политики разных стран. Третья глава посвящена характеристике социальной политики, реализуемой непосредственно в Республике Беларусь.
Методологической и информационной базой при написании курсовой работы послужили, статистические сборники Республики Беларусь, а также учебная литература авторов, таких как Самойлов И.В., Стешенко В.А., Гончарова Т.М. и другие.
Так, например, Гренадерова М.В. и Борисова С.С. в своей работе обсуждают социальную политику разных стран и в отдельности России, а также проводят сравнительный анализ социальных выплат в этих странах. Гончарова Т.М. и Кент А. в своей работе рассматривают социальную политику США и Германии и также проводят сравнительный анализ системы социального обеспечения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах – одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Функция социальной политики как государства и гражданского общества, а также как научной теории родилась совсем недавно, но в настоящее время существует множество способов объяснения этой концепции.
В современной литературе существует довольно много определений социальной политики.
В широком смысле слова «социальная политика» – это система отношений, возникающих между социальными субъектами для достижения основных целей общества, главными целями которых являются человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность [7, с. 17].
В узком смысле слова под социальной политикой понимают систему конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения.
Социальная политика – это деятельность государства по управлению социальными процессами, обеспечению материальных и культурных потребностей, регулированию процесса социальной дифференциации, с тем чтобы каждый член общества мог реализовать социально-экономические права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности [6, с. 95].
Под социальной политикой понимается также комплекс мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении, предоставление социальных услуг, социальное обеспечение [1, с. 93].
Социальная политика государства – это деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан [3, с. 23].
На основе анализа взглядов авторов на сущность вышеназванной социальной политики нами было разработано определение, согласно которому под социальной политикой следует понимать совокупность социальных идей и состояний по достижению целей социального развития и мероприятий по достижению социальных показателей для их достижения.
2 МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Раскрывая категории социальной политики, следует рассмотреть ее модели. В литературе дан анализ основных моделей социальной политики, в основе классификации лежат такие критерии, как:
- место социальной политики среди национальных приоритетов;
- распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;
- масштабы государственного сектора в экономике страны;
- определение целей и инструментов социальной политики в зависимости от отношения государства к экономическим и социальным проблемам [7, с. 117].
На основании вышеперечисленных критериев выделяют:
- англосаксонскую модель (характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере);
- континентальную модель (характеризуется жесткой связью между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности; в ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных);
- скандинавскую модель (основывается на принципах равенства возможностей, справедливом распределении богатств, общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себя минимальным набором для достойной жизни, содействия социальной мобильности, стремления к всеобщей занятости, гендерному равенству);
- южно-европейскую модель (направленность на помощь социально-уязвимым категориям граждан) [5, с. 199].
Сравнительный анализ моделей социальной политики представлен в таблице 2.1.
Применение англосаксонской модели находит отражение в Великобритании, Ирландии, Канаде. Континентальная модель характерна для Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Франции, Швейцарии. Скандинавская модель используется в Дании, Финляндии, Швеции. Южно-европейская модель применяется в Греции, Испании, Италии, Португалии.
Комиссия Европейского сообщества (ЕС), чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для «Общеевропейского дома», выделяет две основные модели:
1. «Бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права определяются отчислениями, выплачиваемыми в течение всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенного дохода (страховых взносов). Страховые фонды, управляемые работодателями и работниками (предпринимателями и наемными работниками) на равных или разделенных началах, обычно удерживают установленную сумму из заработной платы по коллективному договору, формируют различные профессиональные страховые фонды и уплачивают социальные взносы. Комитет по управлению кассой (фондом) отвечает за финансовый баланс и сохранность средств. Они не должны получать дотации из бюджета любого уровня, поскольку перераспределение налогов, осуществляемое через универсальный бюджетный метод, противоречит логике трудового (страхового) участия [15].
3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА
Социальной политикой в Республике Беларусь является комплекс осуществляемых им мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере нашей страны.
В социальной политике Республике Беларусь своё отражение находит уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения личных и общественных потребностей, которые постоянно растут, и социально–политической стабильности в обществе.
Задачи социальной политики в Республике Беларусь:
1. Осуществление социальной защиты человека, реализация его основных социально-экономических прав.
2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.
3. Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества.
4. Развитие отраслей социальной инфраструктуры, объем, качество и характер которой должен обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения.
5. Создание условий для всестороннего развития человека [16].
В условиях трансформационной экономики действует объективное противоречие между средствами и целями. Так, с одной стороны, обострение социальных проблем, возникших перед государством, требует увеличение государственного бюджета на расширение социальных программ, а с другой стороны – решение этой задачи наталкивается на очень скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества.
Для трансформационной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов, то есть различие в уровне доходов на душу населения. Помимо различия в степени адаптации государства к рыночным условиям, а именно различных групп населения, неравенство в доходах усиливается высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, что приводит к значительному снижению уровня жизни преобладающей части населения.
Особенно это наблюдается в самом начале трансформационного периода.
В таких условиях государство вынуждено активно участвовать в перераспределении доходов. В этом случае главными средствами перераспределения доходов населения являются система трансфертных платежей и налогообложение личных доходов граждан. Однако возможности государства в переходный период весьма ограничены. Во-первых, в ходе приватизации происходит сокращение доходов государства. Во-вторых, значительный рост налоговых ставок ведет к ослаблению стимула к получению более высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов тоже ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в период трансформационной экономики направлена на сокращение разрыва в доходах различных категориях населения, не подорвав при этом заинтересованности людей в труде, включая предпринимательскую деятельность [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного автором исследование можно сделать выводы.
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Социально-ориентированная модель характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования системы рыночных отношений; активного сотрудничества с развитыми и развивающимися странами, особенно в области инвестиционной политики; осуществляющих активную деятельность, с одной стороны, по развитию индивидуальных, интеллектуальных и предпринимательских способностей, а с другой - по выравниванию возможностей для каждого жителя страны получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и достижениям НТП.
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.
Главная цель развития страны на 2016-2020 годы – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, активизации рыночных институтов и инновационного развития.
При этом белорусская модель социального развития базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязка благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Основная цель осуществляемых реформ в первую очередь – повышение уровня и качества жизни населения путем построения демократических рыночных обществ. Большинство стран, осуществляющих переход к рынку, отразили это в своих Конституциях, провозгласив себя социальными государствами, программная цель которых – обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех его граждан.
1. Актуальные проблемы социальной политики Германии, США, Китая и России / Самойлов И.В., Стешенко В.А., Александров И.О., Белик В.В. 2018. – С. 130-134.
2. Валовой национальный доход на душу населения Республики Беларусь 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Беларусь/topics/Экономика/Национальные-счета-Валовой-национальный-доход/ВНД-на-душу-населения-ППС.
3. Дахин, А.В. Основы социального государства: учеб. пособие/ А.В. Дахин, С.А. Воробьев. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. – 102 с.
4. Макроэкономика : учебник для бакалавриата и специалитета / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 527 с.
5. Макроэкономика : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 375 с.
6. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 171 с.
7. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
8. Механизмы социальной политики [Электронный ресурс] / Социальная политика. Учебное пособие, С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина – Режим доступа: https://studfile.net/preview/4363972/page:18/.
9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf
10. Основы современной микро- и макроэкономики / Антипина О.Н., Миклашевская Н.А.: Материалы межфакультетского учебного курса МГУ имени М.В. Ломоносова. Учебное пособие. – ТЕИС Москва. 2019 г.– 180 с.
11. Особенности социальной политики Республики Беларусь / Григорьева С.П., Панкевич Д.С., 2020. – С. 113-114.
12. Приоритеты социальной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pac.by/press-center/news/the-social-policy-priorities-of-the-republic-of-belarus/.
13. Республика Беларусь – социальное государство: сущность и основные направления государственной социальной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://giprosvjaz.by/ru/news/respublika-belarus--2652/.
14. Система социального обеспечения США и Германии: сравнительный анализ / Кент А., Гончарова Т.М., 2019. – С. 279-288.
15. Современная социальная политика стран Европейского Союза: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Доренко Ксения Сергеевна, Юридическая наука. 2017. №3 – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/bf1/sovremennaya-socialnaya-politika-stran-evropejskogo-soyuza.pdf/.
16. Социальная политика государства в переходной экономике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.docsity.com/ru/socialnaya-politika-gosudarstva-v-perehodnoy-ekonomike-1/1292040/.
17. Социальная политика зарубежных стран и ее влияние на развитие системы социального инвестирования [Электронный ресурс] / Журнал: Вестник КазЭУ – 2011г. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/13980/.
18. Социальная политика социального государства: уроки развитых стран [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7300375/page:11/.
19. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/statisticheskie-izdaniya/index_14044
20. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/statisticheskie-izdaniya/index_7735
21. Сравнительный анализ отчислений на социальные нужды в России, в США и в Европе / Гренадерова М.В., Борисова С.С., 2020. – С. 226-232.
22. Указ Президента Республики Беларусь 15 декабря 2016 г. № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы»
23. Уровень и качество жизни в Республике Беларусь / Ариненко А.Ю., Пирогова Ю.М., 2020. – С. 412-417.
24. Экономическая теория : учеб. пособие / В. Л. Клюня [и др.] ; под. ред. В. Л. Клюни, Н. В. Бордачёвой. – Минск : БГУ, 2016. – 143 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Занятое население по видам экономической деятельности за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Занятое население по видам экономической деятельности за 2019г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты