Граффити как визуальная практика коммуникации: городской опыт
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Граффити как визуальная практика коммуникации: городской опыт»
по дисциплине: «Информация и коммуникация»
2021
45.00 BYN
Граффити как визуальная практика коммуникации: городской опыт
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Информация и коммуникация
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рисунок 1.1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тема осмысления места человека в современном мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тема осмысления места человека в современном мире.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты визуальной культуры городской среды
1.1 Сущность граффити. Исторические примеры граффити
1.2 Визуальная коммуникация в городской среде
2 Эволюция граффити в городской среде во второй половине X – начало XXI веков
2.1 Функции и визуальная составляющая граффити в городской среде XVIII-XX веков
2.2 Функции и визуальная составляющая граффити в городской среде в XX – XXI веков
2.3 Эволюция граффити за 10 веков
3 Роль граффити в реализации просветительских задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ.
Граффити - неотъемлемая часть ландшафта современных городов и деревень, а также внутреннее убранство общественных зданий. Их можно встретить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспортных средствах, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на партах и столах, на памятниках культуры. Для создания граффити используются различные средства: мел, ручки, карандаши, фломастеры, краски. Иногда граффити царапают.
Изначально уличные рисунки – граффити воспринимались как что-то сиюминутное и вызывающее, ассоциируясь, прежде всего, с облаченным в капюшон подростком, размалевывающим на свой хулиганский вкус краской из баллона серую стену на городской окраине. Вместе с тем, забава городской молодежи уже давно превратилась в профессиональное взрослое искусство, с вытекающей отсюда коммерческой составляющей. Сложно найти в современном мире город, где не было бы хотя бы одной стены, не покрытой аляповатыми рисунками и затейливыми надписями.
Превратившееся во второй половине ХХ века в массовое искусство, граффити разделилось на законное и незаконное. Городские власти, понимая, как сложно что-то противопоставить этому явлению, научились извлекать из стрит-арта пользу: крупнейшие города мира имеют целые улицы, разукрашенные известными граффитистами, и являющиеся достопримечательностью. Неформальное явление вписалось в городской ландшафт и стало привлекать туристов.
Объект исследования – граффити как визуальная практика коммуникации.
Предмет исследования – эволюция граффити в городской среде второй половина XX – начало XXI в.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность граффити как визуальной практики коммуникации в городских условиях.
1 Теоретические аспекты визуальной культуры городской среды.
1.1 Сущность граффити. Исторические примеры граффити.
Понятие граффити представляет собой изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской либо чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от просто написанных слов до изысканных рисунков [12].
Граффити в современном мире можно рассматривать как один из видов медиатекста, поскольку ему свойственны функции визуальной коммуникации с людьми, которые воспринимают заложенные автором идеи и смысл. Современный художник создает поле для осмысления городского пространства, моделирует различные сюжетные программы, пытается адаптировать изображаемые образы для публики, наделяя их определенным эмоциональным зарядом, удобочитаемым на ходу.
Самым известным граффити в мире является знаменитый «братский поцелуй» Л. Брежнева и Э. Хонеккера - репродукция художником Д. Врубелем фотографии Б. Клемма 1979 года, появившейся в 1990 году на останках Берлинской стены (приложение 1)
Эта картина - один из самых известных символов крушения биполярного мира и центр берлинской выставки под открытым небом East Side Gallery, находящейся под охраной государства с 1992 года.
Стена Цоя появилась в Москве после гибели в автокатастрофе кумира поколения 80-х, поэта, певца и композитора Виктора Цоя. «Цой жив» - одна из поклонниц певца написала на этой стене знаменитые слова. Подобные стены были построены в Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Свердловске и многих других городах бывшего СССР. Эти стены существуют до сих пор и напоминают о легендарном рок-музыканте и о тяжелом переходном периоде, который удалось пережить не всем молодым людям. (См. приложение 1)
Конкретное историческое событие, зафиксированное уличной живописью на улице, где все произошло - пример такой композиции можно найти в Лондоне в Ист-Энде. (См. приложение 1)
На этом месте 4 октября 1936 года были устроены баррикады, и начались уличные бои между левыми демонстрантами, с одной стороны, и британскими фашистами, с другой. Сторонники лидера Британского союза фашистов Освальда Мосли отправились бродить по району, населенному еврейскими эмигрантами. На стороне «черных рубашек» Мосли была британская полиция, защищавшая неприкосновенное право официальной политической организации на проведение зарегистрированного марша.
2 Эволюция граффити в городской среде во второй половине X – начало XXI вв.
2.1 Функции и визуальная составляющая граффити в городской среде XVIII-XX вв.
Впервые интерес к граффити возник в рамках археологической и исторической наук. Археологические исследования граффити проводились на территориях древних цивилизаций и средневековых государств, таких как Древний Египет, античные города Греции, Италии и Северного Причерноморья, Руси и др. [2].
Наиболее частыми причинами классификации граффити были его топографические и семантические свойства. В то же время можно использовать данные исследований для выявления типов социальных практик использования граффити. Первые социальные практики были связаны с магико-прагматическим использованием граффити, то есть неинституциональные надписи и рисунки рассматривались в первую очередь как средство воздействия на события и маркировки объектов.
Систематизация историко-психологического материала показала, что большинство исторических граффити - это имена и автографы, магические формулы, молитвы, надписи непристойного и протестного содержания, символы, послания, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги и оценки, портреты и рисунки различные предметы [3].
Анализ ряда археологических и исторических исследований граффити позволил выделить его основные исторические функции: идентификационную, религиозно-магическую, прагматическую, коммуникативную и протестную [17].
Первые попытки научной систематизации и исследования граффити относятся к XVIII веку. В 1731 году англичанин Трумбо опубликовал сборник надписей на зданиях и в общественных местах Лондона. В книге были высказывания о любви, браке, пьянстве, трезвости, скандалах, политике, играх и проповедях.
Настенные росписи и надписи воспринимаются большинством горожан как грязь, как признак вандализма и морального разложения [25]. Вместе с тем, согласно данным исследования А. Мозера и др., по сравнению с другими видами вандализма граффити воспринимаются горожанами как менее значимое явление. При этом оценка серьезности поступка производится, исходя из отношения, установленного между индивидом, реализующим данный вид поведения, и средой. Факторами, влияющими на оценку серьезности явления, служит степень причиненного неудобства, масштабы ущерба и ценность поврежденного объекта. Так, выцарапывание надписей на памятниках расценивается как более серьезный проступок, чем вырезание инициалов на деревьях.
3 Роль граффити в реализации просветительских задач.
В последние годы граффити в Республике Беларусь получило большое развитие. Гигантские, яркие, иногда сюрреалистические образы стали неотъемлемой частью городов Беларуси.
История белорусского граффити началась в 90-е годы. На стенах домов появились первые рисунки автомобильной краской, по стране ездили раскрашенные поезда, а на заборах вдоль железнодорожных путей размещались целые галереи граффити. В начале 2000-х все это закрасили, белорусские города на десять лет стали городами серых стен и чистых улиц. Если что-то и появлялось, то быстро закрашивалось силами коммунальных служб. Увидеть работы этого периода можно только виртуально – в публикациях пользователей профильных групп в социальных сетях [4]. До недавнего времени в Беларуси за такие художества можно было получить солидный штраф. Теперь на стенах рисовать не боятся. Коренные изменения произошли в 2013 году, когда в Беларуси официально легализовали уличное граффити. Планом действий по наведению порядка и обустройству территории Минска на 2013 год было предусмотрено привлечение профессиональных граффити художников на постоянной основе к оформлению подъездов, фасадов и тыльной стороны жилых домов.
Первые шаги по легализации стрит-арта были сделаны в Витебске. Там в 2009 году при поддержке республиканской общественной организации “Будзьма беларусамі!” и Vitebsk4.me прошел первый праздник уличного искусства – стрит-арт-проект «Гравитация». Акция, которая имела лозунг «Европа здесь!», cобрала молодых художников из разных городов Беларуси – Минска, Гомеля, Новополоцка, Бреста. Сегодня проходит уже «Гравитация - 2018».
Первопроходцами согласованного стрит-арта в Минске стали проект художника Мити Писляка, а также фестивали Urban Myths и Vulica Brasil [10]. Для того, чтобы графическая репродукция картины Ивана Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами», исполненная Митей Писляком, появилась в 2015 году на стене одного из минских домов (по адресу улица Карла Маркса, 25), потребовалось три месяца краудфандинговой кампании и согласования с властями – ЖЭУ, Министерством архитектуры, администрацией района, Министерством культуры, Городским художественным советом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Граффити - сложное социально-психологическое явление, изучением которого в настоящее время является отдельная область социально-психологического знания - социальная психология граффити. При этом происходит переход от классификационных и топографических схем к созданию типологии граффити на основе анализа и изучения его социально-психологических особенностей.
Результаты исследований позволяют утверждать, что основными мотивационными тенденциями в создании граффити являются стремление к конституированию психосоциальной идентичности и стремление разрешить конфликт, вызванный несоответствием индивидуальных психологических и социально-психологических характеристик человека.
Развитие граффити в Беларуси приходится на 1990-е гг., что связано с популярностью данной формы современной монументальной живописи в Америке и широким ее распространением в странах Западной и Восточной Европы. Граффити Беларуси последнего десятилетия демонстрируют широкий спектр тематики и техник исполнения граффити, а также наличие сложившихся граффити-художников, работающих самостоятельно либо в составе различных арт-групп. Легитимация граффити в Беларуси осуществляется посредством деятельности различного рода международных фестивалей уличного искусства.
Стрит-арт возникает как естественная реакция на социальные события и в этом смысле имеет своих предшественников. Основная мотивация в творчестве райтеров - вдохновение, творческий азарт и тяга к приключениям, что в основном присуще подросткам. Это запрещенное (а потому привлекательное) занятие имеет прочную техническую базу и благодаря фанатизму своих апостолов распространяется со скоростью эпидемии. Несмотря на кажущуюся безрассудность, он является индикатором очень необычных социальных явлений и предвосхищает перспективы цивилизации. Обращает на себя внимание тренд современного официального искусства к маньеризму уличного искусства, влияющему на эстетический облик городской архитектуры.
1. Бажнова, Е. В. Граффити [Текст] / Е. В. Бажнова, М. Л. Лурье, К. Э. Шумов. – М.: Современный городской фольклор, 2003. – С. 430 – 449.
2. Белкин А. И. Социально-психологический анализ граффити (На материале неинституциональных надписей и рисунков учебных заведений г. Самары): дис. канд. психол. наук. Самара, 2003. – 227 с.
3. Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. Киев, 1985. 224 с.
4. Графова Д. А. Граффити в системе стрит-арта (на примере города Минска) // Национальная культура глазами молодых: сборник материалов XLIII итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (22 марта 2018 г.) / БГУКИ. – Минск, 2018. – С. 361–366.
5. Исторические граффити: шедевры «стрит-арт» как памятники прошлого [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/volensnolens/istoricheskie-graffiti-shedevry-stritart-kak-pamiatniki-proshlogo-5ee61b727036ec19360e82dd.
6. Кузова, Н. В. Граффити: искусство или вандализм? [Текст] / Н. В. Кузова // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 460-462.
7. Кузовенкова, Ю.А. «Право на город»: практики легитимации граффити и стрит-арта / Ю.А. Кузовенкова // Культура и цивилизация. – М.: Аналитика Родис, 2015. – № 4–5. – С. 31–46.
8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 2014. Т. 8.
9. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2014.
10. Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» (21 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] : сборник научных статей / Под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича. Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2019. – 1009 с.
11. Матюшечкина, И. В. Граффити как разновидность стрит-арта / И. В. Матюшечкина, И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 18-20.
12. Медведева О. П. Искусство граффити. М.: Феникс, 2005. 268 с.
13. Медынцева, А. А. Древнерусские надписи новгородского софийского собора. XI–XIV века [Текст] / А. А. Медынцева. – М.: Наука, 1978. – 310 с.
14. Новик, А.Л. Граффити как явление искусства Беларуси конца ХХ - ХХI века // Искусство и культура. – 2020. – №2(38). – С. 5-11.
15. Поносов, И.Г. Искусство и город. Граффити, уличное искусство, активизм / И.Г. Поносов. – М., 2016. – 208 с.
16. Скороходова А.С. Социологический анализ феномена подростковых граффити // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / отв. ред. И.А. Бутенко. М., 2000.
17. Стрыт-арт супольнасць Беларусi [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.facebook.com/signalmag/.
18. Уколов К. Президент считает, что «это творчество». Минские граффити с высоты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by/society/589416.html.
19. Штепа В.В. Динамика субкультуры граффити в современной России: дисс. канд. культ. наук. М., 2010.
20. Цыгина, Н.А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Н.А. Цыгина; Моск. гос. худ.-пром. акад. им. С.Г. Строганова. – М., 2015. – 30 с.
21. Benefiel R.R. Dialogues of Ancient Graffiti in the House of Maius Castricius in Pompeii // Am. J. of Archaeol. 2010. Vol. 114, № 1. P. 59-101.
22. Gastman, R. The history of American graffiti / R. Gastman, C. Neelon. – New York: HarperCollins, 2011. – 100 p.
23. Lachmann R. Graffiti as Career and Ideology // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. No. 2. September. Р. 229−250.
24. Macdonald N. The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London and New York. N.Y., 2002.
25. Schwartzman, A. Street art / A. Schwartzman. – New York: Doubleday, 2011. – 110 p.
26. Stowers, George C. «Graffiti Art: An Essay Concerning The Recognition of Some Forms of Graffiti As Art.» [Electronical Recourse]. – Link: URL: https://www.graffiti.org/faq/stowers.html.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рисунок 1.1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тема осмысления места человека в современном мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тема осмысления места человека в современном мире.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты