Методы и приемы формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке математики
Академия последипломного образования
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы и приемы формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке математики»
по дисциплине: «Методика преподавания»
2021
45.00 BYN
Методы и приемы формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке математики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) (4 класс).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) (4 класс).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Понятие учебных действий
1.2 Особенности формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Методы и приемы формирования познавательных учебных действий
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
3.1 Основные методы формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке математики
3.2 Основные приемы формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке математики
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Математика в специальной коррекционной школе решает одну из важнейших специальных задач – преодоление познавательных недостатков у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.
Развитие психических функций (восприятие, память, внимание, мышление) является необходимым условием формирования интеллектуальных способностей учащихся. Важны не сами психические функции и даже не высокий уровень развития каждой из них в отдельности. Важен их ансамбль или координация при решении познавательных задач, когда учащийся выполняет сложные интеллектуальные действия: кодирование и декодирование зрительной информации в виде знаков (символов), схематизацию и моделирование.
Трудности с усвоением учащимися учебного материала в коррекционной школе часто приводят к снижению их интереса к обучению. Математика становится особенно трудным предметом, так как овладение математическими знаниями требует умения отвлекать, сравнивать, обобщать, а функции абстракции, обобщения у детей с нарушениями интеллекта резко снижаются.
Для успешного обучения и воспитания таких детей необходимо пробудить у них интерес к учебной деятельности, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность [1, с.25].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Понятие учебных действий
Учебная деятельность является основным структурным компонентом учебного процесса. Учебная деятельность образует целостную систему. При освоении научных понятий центральное место в ней занимают конкретные трансформации предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия, и построение предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение и позволяющей изучать его свойства в «чистой» форме.
Контрольная деятельность - особый вид учебной деятельности. Предмет контроля – это не столько конечный результат деятельности, сколько способы его получения. Он осуществляется в основном на основе ожидаемых результатов других образовательных действий, т.е. приобретает характер упреждающего контроля на основе разработанного внутреннего плана действий и их рефлексии. С контролем тесно связана учебная деятельность по оцениванию, функция которой заключается в фиксации соответствия фактического результата учебной деятельности ее конечной цели. Позитивная оценка дает право на переход к новым учебным задачам, отрицательная оценка побуждает вернуться к учебной деятельности и контролю за ней [1, с.48].
Морфологическими единицами любого вида деятельности являются действия. Крупнейший отечественный исследователь психологической теории деятельности А. Н. Леонтьев определил состав деятельности «не иначе как в виде действия или цепочки действий, подчиненных частным целям, которые можно отличить от общей цели». Деятельность в целом определяется мотивом, и каждое действие определяется целью. Таким образом, цели могут по-разному соотноситься с мотивами.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Коррекционная школа № 1» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек в возрасте 10-11 лет. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности развития познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
3.1 Основные методы формирования познавательных учебных действий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке математики
Главная цель, которую ставит перед собой учитель – преподавать уроки, чтобы ученики не теряли интерес к предмету, и, несмотря на сложность заданий и отсутствие уверенности в себе, никто из них не боялся выходить к доске или отвечать со своих мест.
Математика в коррекционной школе является одним из основных академических предметов. Однако для многих детей это сложно, хотя все-таки математика является одним из любимых предметов для учеников. Они с удовольствием идут к доске, выполняют задания на карточках. Однако очень немногие способны работать совершенно самостоятельно, поэтому на своих уроках я часто использую групповой метод работы [15, с.96].
Викторины составляются индивидуально (по уровню). Индивидуальный подход является одним из основных принципов преподавания. Обучение может развиваться только в том случае, если оно соответствует уровню развития учащегося. Индивидуальный подход проявляется также в дозировке домашнего задания, в определении вариантов самостоятельной работы (в зависимости от степени сложности): мало успевающие получают за самостоятельную работу более легкие задания и упражнения, на долю хороших и отличных учеников приходится больше задач.
В целях развития интереса к предмету математики, повышения когнитивной активности и познавательных способностей учащихся я использую тесты по математике для 5-9 классов на уроках и во внеурочное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что учебные действия представляют собой часть учебной деятельности и отличаются определенной осмысленностью и целенаправленностью. Учебные действия разделяются на несколько видов: планирование, самоконтроль, целеполагание и исполнительские действия.
Познавательное развитие детей с нарушениями интеллекта является своеобразным. Неразвитость или аномальное развитие психических процессов усложняет формирование всех видов деятельности, поэтому учебная деятельность ребенка с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит от многих условий.
Мы рассмотрели основные методы и приемы формирования познавательной сферы у детей младшего школьного возраста. Основными методами являются такие как создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, совместная деятельность, многоуровневые задачи, исследовательская деятельность, проектная деятельность и т.д.
С целью определения уровня развития познавательных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Нахождение схем к задачам» А.Н. Рябинкиной.
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что около 47% опрошенных респондентов демонстрируют низкий уровень познавательных навыков, средний уровень – у 33% опрошенных детей, а также 20% детей с интеллектуальной недостаточностью указывают на высокий уровень развития познавательных учебных действий.
1. Волкова, Л.С. Дефектология / Л.С. Волкова. –М.: Академия, 2009. – 258 с.
2. Волкова, Л.С. Хрестоматия по дефектологии / В.И. Селиверстов. –М.: Академия, 2007. – 265 с.
3. Гальперин, П.Я. Формирование начальных математических понятий/ П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев // Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С.33-35
4. Гермаковска, А. Симптоматика дискалькулий // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции: Межвуз. сб. научн.тр. / Под ред. Р. И. Лалаевой. – СПб.: Образование, 1993. – С. 95-108.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 320 с.
6. Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 258 с
7. Колесникова, Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
8. Кондратьева, С.Ю. Профилактика дискалькулии / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2007. – 178 с.
9. Лаптева, В. А. Основы математики в рифмах и звуках / В.А. Лаптева. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
10. Попова, Г.П. Занимательная математика. Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / В.И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.
11. Сай, М.К. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду / Е.И. Усольцева. – Мн.: Академия, 2009. – 145 с.
12. Саламатова, Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики// Начальная школа.– 2004. – № 9. – С.33-35
13. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
14. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики / А.М. Пышкало. – М.: Академия, 2008. – 145 с.
15. Тихоненко, А.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач // Начальная школа. –2007. – № 3. – С.15-22
16. Цветкова, Л.C. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление / Л.C. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
17. Цветкова, Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга / Л.С. Цветкова. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 123 с.
18. Я иду на урок в начальную школу. Математика / Под ред. М.А. Козловой. – М.: «Первое сентября», 2010. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) (4 класс).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) (4 класс).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты