Педагогические условия по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогические условия по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Педагогические условия по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Изучение гендерных установок у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Изучение гендерных установок у детей.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения педагогических условий по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие гендерного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Педагогические условия по формированию гендерного воспитания в условиях УДО
Глава 2 Эмпирическое исследование изучения педагогических условий по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация эмпирического исследования педагогических условий по формированию гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования педагогических условий по формированию гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин следующие: объединение полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин; притупленное чувство гендерной идентичности; рост неадекватных форм поведения среди молодежи; рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью брачных отношений.
Актуальность гендерного образования также обусловлена тем фактом, что отечественная педагогика в основном фокусируется на психологических и возрастных характеристиках ребенка, хотя многие учителя уже начали учитывать разницу в психофизиологических характеристиках, интеллектуальных способностях и способах восприятия, потребности и социальное поведение детей разных полов. Система дошкольного образования сформирована не в лучшей степени, так как значительная часть детей дошкольного возраста растет в неполных семьях. Эта ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.
Проблема гендерной социализации, которая включает в себя формирование психического пола ребенка, различий в психическом поле и гендерно-ролевых различий и лежит на стыке ряда наук (социология, биология, медицина и т. д.), является одной из наиболее важные и актуальные проблемы психологии. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, чтобы сформировать основу для таких качеств, как мужественность и женственность, которые им необходимы для успешного выполнения своих семейных функций в будущем. Долгое время, по ряду объективных и субъективных причин, эта проблема оставалась за рамками исследований советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она долгое время привлекала большое внимание ученых.
Период старшего дошкольного возраста – это тот период, в течение которого родители и педагоги должны понимать ребенка и помогать ему открывать уникальные возможности, предоставляемые ему его полом, если мы хотим обучать мужчин и женщин. Также следует учитывать тот факт, что самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики длительное время в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию [1, с.58].
Глава 1 Теоретические основы изучения педагогических условий по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие гендерного воспитания в психолого-педагогической литературе
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внешних и внутренних, зависимых и независимых от сознания и воли людей, действующих стихийно или в соответствии с определенными целями. Сам человек не определяется как пассивное существо. Он действует как субъект его становления и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В связи с этим воспитание выделяется в широком и узком смысле.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Под опытом, знаниями, умениями, способами мышления, известными людям, понимаются этические, моральные, правовые нормы – словом, все является духовным наследием человечества, созданным в процессе исторического развития.
В узком социальном смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны государственных учреждений для формирования определенных взглядов, знаний и убеждений, моральных ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и контролируемое влияние коллектива педагогов на образованного с целью формирования его заданных качеств, осуществляемое в образовательных организациях и охватывающее весь образовательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных образовательных задач [16, с. 16-20].
Проблема гендерного воспитания для будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение определенных социальных функций в связи с их гендерной идентичностью активно обсуждалась педагогами с начала двадцатого века до 1930-х годов. Однако вскоре идеи бесполой педагогики стали более распространенными. В этот период очень мало внимания уделялось вопросам гендерного воспитания детей и учету их психофизиологических особенностей в образовательном процессе. И только с 1990-х годов гендерное воспитание начинает получать необходимое внимание [3, с. 10-12].
В психологии гендерные признаки относятся к отличительным признакам мужского и женского пола. Гендерное воспитание старших дошкольников – сложный, многогранный процесс. Оно осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества [16, с. 47].
Глава 2 Эмпирическое исследование изучения педагогических условий по формированию гендерного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация эмпирического исследования педагогических условий по формированию гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
База исследования: ГУО «Детский сад №11» г. Гродно. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Выборка составила 5 мальчиков и 5 девочек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: определить особенности гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Проективная методика «Проективный рисунок человека» (Приложение А).
Инструкция: «Процедура теста состоит в том, чтобы дать ребенку средний мягкий карандаш и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (210 x 297 мм) и попросить его создать рисунок: «Пожалуйста, нарисуйте того человека, которого вы хотите».
Если ребенок отказывается, необходимо попытаться его убедить. На всевозможные вопросы, которые обычно носят уточняющий характер («А какой человек?»), следует отвечать уклончиво, например: «любой», «нарисуй, что хочешь». На любые выражения сомнения можно сказать: «ты начинаешь, и тогда будет легче...».
После того, как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к разговору, который строится на рисунке и его особенностях. Во время разговора можно прояснить любые непонятные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время разговора, можно получить уникальную информацию о его эмоциональном, психологическом состоянии.
Заключение
Анализ литературы позволил нам выработать собственное понимание термина «гендерное воспитание», который отражает наши взгляды на образование мальчиков и девочек и, на наш взгляд, более четко отличает его от других педагогических терминов. Таким образом, гендерное воспитание – это целенаправленный, сознательный процесс, сопровождающий развитие человека, способствующий повышению уровня гендерной культуры личности в целях успешной адаптации человека в современном обществе.
Гендерная культура человека понимается нами как уровень формирования норм, ценностей и правил поведения, принятых в данный период времени в обществе для мужчин или женщин, в зависимости от биологического пола «учащегося». Исходя из нашего определения, мы видим цель гендерного образования как успешную гендерную социализацию личности в современном обществе, которая достигается за счет повышения уровня гендерной культуры учащегося. Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1. Формирование гармоничных гендерных представлений, норм и ценностей, повышение уровня гендерной компетентности.
2. Мотивация ученика, создание готовности и отношения к соответствию данным гендерным представлениям, нормам и ценностям.
3. Развитие способностей, навыков поведения, соответствующих гендерным понятиям, нормам и ценностям.
4. Развитие толерантности и способности творчески переосмысливать и гибко адаптироваться к изменениям гендерных представлений, норм и ценностей.
Мы можем утвердительно ответить на вопрос о необходимости гендерного воспитания для дошкольников. Половое воспитание необходимо, и оно должно начинаться с раннего возраста с учетом возрастных особенностей детской сексуальности, формирования и развития психики, сознания, моральных требований.
Педагоги и родители сталкиваются с важной задачей в формировании половой идентификации детей. Знание особенностей дошкольного возраста и использование соответствующих методов и приемов гендерного воспитания может способствовать успешной половой идентификации, а также избежать неправильных методов воздействия. Не исключен и тот факт, что совместная работа родителей и учителей способствует более успешной сексуальной идентификации. Таким образом, педагоги и родители должны иметь определенную систему знаний и специфических навыков, которые позволяют им решать определенные задачи в процессе гендерного воспитания.
1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
2. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: метод. пособие / Н. А. Баранникова. – М. : Творческий центр СФЕРА, 2012. – 128 с.
3. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Берданс. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с.
4. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов / Г. В. Бороздина. – М. : Гриф МО, 2011. – 477 с.
5. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л. В. Астапович. – Мн. : Красико-Принт, 2011. – 128 с.
6. Горбатенкова, Л. М. Отец и семья / Л. М. Горбатенкова. – Мн. : Полымя, 2003. – 127 с.
7. Дошкольная педагогика: Вучэбны дапаможнiк для студэнтоу факультэта дашкольнага выхавання / по ред. Н. У. Лiцвiной, В. I. Мiтраш. – Мн. : БДПУ, 1994. – 168 с.
8. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Ред-сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 554 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
10. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07. – Челябинск, 2008. – 22 с.
11. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
12. Каган, В. Е. Половое воспитание девочки в семье / В. Е. Каган. – М. : Советский спорт, 1990. – 48 с.
13. Как воспитать гражданина: Сб. статей / Ред. – сост И. Д. Чернышенко. – Мн. : Нар.асвема, 1980. – 96 с. – (Родителям о детях).
14. Кувшинова, С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста? / С. Е. Кувшинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – №1. – С. 22-25.
15. Курбатова, С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек / С. Курбатова // Дошкольное воспитание. – №10 – 2012. – С. 10-15.
16. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 411 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
18. Никонова, Л. Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте / Л. Я. Никонова. – Мн. : Просвещение, 1994. – 93 с.
19. Островская, Л. Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
20. Петрище, И. П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн. : Народная асвета, 1990. – 160 с. – (Семейная педагогика).
21. Пономарева, Л. И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста / Л. И. Пономарева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 845-847.
22.Радзивилова, М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 453-456.
23. Санюкевич, Л. И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн. : Народная асвета, 1979. – 48 с.
24. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н. Е. Татаринцева. – М. : Центр педагогического образования, 2012. – 96 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Изучение гендерных установок у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Изучение гендерных установок у детей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты