Социально-педагогическая профилактика вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая профилактика вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая профилактика вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Деструктивность» 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Деструктивность» 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Деструктивность» 2.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
1.1 Сущность социально-педагогической профилактики как явления в исследованиях зарубежных и отечественных учёных
1.2 Деструктивные Интернет-сообщества как социально-педагогическая проблема
1.3 Факторы и причины попадания подростков в деструктивные Интернет-сообщества
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
2.1 Социально-педагогическая диагностика отношения подростков к деструктивным Интернет-сообществам
2.2 Проект социально-педагогической деятельности по профилактике вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества
2.3 Рекомендации специалистов службы СППС по работе над социально-педагогическим проектом по профилактике вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время участились факты вовлечения подростков в различные деструктивные группы в сети Интернет.
В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.
Особую опасность представляет вовлечение молодежи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети.
Дети становятся «зомбированы» группами, становятся депрессивными, безразличными ко многим вещам, происходящих вокруг них. Все это приводит к печальным последствиям.
Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: и поиск информации, и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое — обратная сторона медали существует и несет в себе реальную угрозу. А ведь учитывая, что молодежь очень активно использует телефоны и планшеты с целью посещения сети Интернет, процесс контроля еще более затрудняется. А ведь он необходим, чтобы вовремя распознать опасность.
Цель нашей работы – раскрыть технологии социально-педагогической профилактики вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества.
Объект исследования – деструктивные Интернет-сообщества.
Предмет исследования – социально-педагогическая профилактика вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
1.1 Сущность социально-педагогической профилактики как явления в исследованиях зарубежных и отечественных учёных
В любой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности социальный педагог сталкивается не только с оптимальным и эффективным выбором технологий, методов и приемов решения проблемы, но и с предотвращением или ограничением негативных социальных явлений и их последствий.
Меры по предотвращению возникновения, распространения или обострения проблем и нежелательных событий называются социальной профилактикой. Термин «профилактика» заимствован из медицинских знаний, но часто используется в педагогической науке. Частью социальной профилактики является образовательная, психологическая и оздоровительная профилактика.
Комплекс профилактических мер, реализуемых социальным педагогом для предотвращения появления в обществе патологий (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий (незаконное, вызывающее привыкание, отвлекающее, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, безработица и т.д.) называется превентивной социально-просветительской работой. При этом на превентивном уровне профилактика обеспечивает предотвращение различных отклонений – моральных, физических, психологических и социальных.
Профилактика – это комплекс профилактических мероприятий для поддержания и укрепления нормального состояния [15, с. 191].
Социальная профилактика – это мера предотвращения или удержания социальных проблем и социальных отклонений на социально толерантном уровне путем устранения или нейтрализации причин, их вызывающих.
Социальная педагогическая профилактика оказывает комплексное воздействие на социальную среду, создание продуктивной системы воспитания, основанной на построении оптимальной ситуации для развития ребенка и поддержке его самореализации и проявления деятельности в различных сферах деятельности.
Социально-педагогическая профилактика – это система социально-воспитательных мероприятий, цель которых – создать оптимальную социальную ситуацию для развития детей и молодежи и способствовать проявлению различных форм ее деятельности [19].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
2.1 Социально-педагогическая диагностика отношения подростков к деструктивным Интернет-сообществам
Цель исследования – выявить отношения подростков к деструктивным интернет-сообществам.
Задачи:
1) Подобрать методы для определения отношения подростков к деструктивным интернет-сообществам.
2) Провести диагностику.
3) Описать результаты исследования.
4) Предложить проект социально-педагогической деятельности по профилактике вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества.
5) Дать рекомендации специалистам службы СППС по работе над социально-педагогическим проектом по профилактике вовлечения подростков в деструктивные Интернет-сообщества.
В исследовании приняли участие 50 учеников 8 класса. 24 учащихся 8 «А» класса и 26 учащихся «Б» класса.
Нами были использованы: опрос «Деструктивность», для выявления деструктивного поведения у подростков. И тест на выявление вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества.
Для достижения цели исследования нами был проведен опрос «Деструктивность». В результате проведенного исследования было выявлено, что не все опрошенные знают, что такое деструктивное поведение. Только 38% учащихся 8 «А» класса и 62% учащихся «Б» класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-педагогическая профилактика представляет собой комплексное воздействие на социальную среду, разработку системы продуктивного воспитания, базирующегося на построении оптимальной ситуации для развития ребенка и оказание поддержки в его самореализации и проявлении активности в различных сферах деятельности. Успешность социально-педагогической профилактики зависит от социальной политики, деятельности учреждений образования, здравоохранения, работы правоохранительных органов и работников культуры, средств массовой информации.
В настоящее время фиксируются деструктивные действия сообществ социальной сети «Вконтакте» по распространению мыслей о самоубийстве среди молодежи региона. Специфическими признаками сетевых игр смерти являются: разнообразные изображения китов, бабочек; общение с администраторами чата в 4:20 утра; порезы на руках, имитация повреждения вен; магический знак-анаграмма «ОНО». Соответствующий хештег потенциальная жертва оставляет на страничке своего аккаунта в социальной сети «ВКонтакте», реже в «Твиттере» или «Инстаграме». По мнению психологов, дети и подростки до сих пор не умеют систематизировать опасную информацию, потому что у них плохо развита внутренняя модерация, и любая агитация против «групп смерти» только вызывает у них любопытство. Кроме того, в основе проблем у подписчиков таких групп – недостаток внимания и одиночество.
Выделяют четыре основные группы факторов риска суицидального поведения подростков в социальных сетях: социально-демографические факторы (пол, возраст, семейное положение, профессиональный статус, вероисповедание); медицинские факторы (жертвы насилия, беременные женщины, девочки-подростки, алкогольная и опиатная зависимость, депрессия, расстройства личности, психические расстройства, соматическая патология); биографические факторы (история суицидального поведения, суицидальное поведение родственников); индивидуальные психологические факторы риска.
1. Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков : диагностика, профилактика, коррекция / М. А. Алимова. — Барнаул, 2014. – 100 с.
2. Барановский, Н. А. Введение в виктимологию / Н. А. Барановский. – Минск: Амалфея, 2002. – 186 с.
3. Бедулина, Г. Ф. Технологии моделирования идеологической работы в учебном заведении / Г. Ф. Бедулина, С. В. Лапина ; ред. Е. М. Бабосов, З. И. Волович-Григорьева, Г. М. Грибов. – Минск : ФУАинформ, 2005 – 201 с.
4. Бурдоленко, Ю. Г. Деструктивные религиозные организации в Республике Беларусь на современном этапе / Ю. Г. Бурдоленко, А. А. Голощапов // Материалы докладов 48 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной 50-летию университета : в 2 т. / УО "ВГТУ". – Витебск, 2015. – Т. 1. – С. 50-51.
5. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2001. – 160с.
6. Качан, Г. А. Социальная педагогика и методика работы социального педагога : программа гос. экзамена / Г. А. Качан, С. Д. Матюшкова ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова". – Витебск : Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2006. – 43 с.
7. Крамер, С. 50 дней до моего самоубийства / С. Крамер. – М. : АСТ, 2015. – 576 с.
8. Лаптенок, А.С. Формирование нравственной культуры личности учащегося / А.С. Лаптенок // Образование и педагогическая наука. - Труды Национального института образования. – Выпуск 1. – Серия 4. – Воспитание детей и учащейся молодежи. – Мн.: НИО, 2007. – С. 81 – 91.
9. Лаптенок, А.С. Нравственное воспитание как условие формирования культуры свободного времени / Культура проведения свободного времени молодежью: вчера и сегодня / Под ред. В.П. Люкевича, А.С. Лаптенка и др. / А.С. Лаптенок // Брест, 2009. – с. 55 – 62.
10. Мартинович, В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция : материалы к изучению нетрадиционной религиозности : монография / В. А. Мартинович. – Минск : Мин. духовная акад., 2015. – 560 с.
11. Мартынова, В. В. Социальная педагогика : пособие для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальностям 1-03 04-01 «Социальная педагогика»; 1-03-04-04 «Социальная и психолого-педагогическая помощь» / В. В. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 204 с.
12. Неокульты: «новые религии» века? / Е. С. Прокошина, Т. П. Короткая, И. Ф. Рекуц, А. А. Титовец и др.; Под ред. А.С. Майхровича. – 3-е изд., доп. – Мн.: Изд – во «Четыре четверти», 2000 – 240 с.
13. Орлова, А. П. История социальной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. спец. / А. П. Орлова, Н. Ю. Андрущенко. – Минск : ИВЦ Минфина, 2010. – 384 с.
14. Петров С.В. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие. / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Л. И. Забара – Брест : БрГУ, 2010. – 264 с.
15. Пищова, А. В. Анализ проблем социально-педагогической профилактики вовлеченности молодежи в деструктивные Интернет-сообщества / А.Г. Давыдовский, А.В. Пищова // Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы: сборник материалов республиканской науч.-практ. конф.; Брест, 22 ноября 2017 г. / Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина; Е.А. Бай [и др.]. – Брест : БрГУ, 2018. – 170 с. – С. 40–44.
16. Погодина, Е. К. Социально-педагогическая виктимология : пособие / Е. К. Погодина. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 140 с.
17. Пономаренко, Н. В. Профилактика вовлечения подростков в деструктивные организации : пособие / Н. В. Пономаренко. – Минск : Красико-Принт, 2016. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).
18. Профилактика вовлечения подростков в деструктивные секты / Г. М. Гогиберидзе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. – Выпуск 2. – с. 240-246.
19. Пучкова Е.Б. Вовлеченность в виртуальную среду поколения Z // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015 № 10. – С. 364.
20. Религиозно-политический экстремизм: ретроспектива, современность, прогноз / Г. М. Гогиберидзе // Вестник МГПУ. – № 4. – c. 80–85.
21. Риски интернет-коммуникации детей и молодежи : учебное пособие / под общ. ред. Н. Ю. Лесконог, И. В. Жилавской, Е. В. Бродовской. – Москва : МПГУ, 2019 – 80 с.
22. Социальная педагогика : Учеб.-метод. пособие / УО "Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова "; Авт.-сост. Г.А. Качан. – Витебск : Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2003. – 124с.
23. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций [для студентов педагогического университета, магистрантов, аспирантов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей] / И. В. Журлова. – Мозырь : МГПУ, 2010. – 172 с.
24. Социальные сети и деструктивный контент / А.Г. Остапенко, А.В. Паринов, А.О. Калашников [и др.]; под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. М.: Горячая линия – Телеком, 2017. – 52 с.
25. Cтрeлeнкo, А.А. Дeтскo-пoдрoстковая виктимнocть как социально-психологическое явление / А.А. Cтрeлeнкo // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 5. – с. 222–223.
26. Тесля, А.И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А.И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с.
27. Фатеева И.А. Медиабезопасность личности как теоретико-практическая проблема / И.А. Фатеева // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2012. – № 2. – С. 48–53.
28. Формирование понятия «информационная гигиена»: актуальность и перспективы / А.Л. Еремин, П.Н. Николаевич, Ю.Г. Ананич [и др.] // Гигиена, токсикология, профпатология: традиции и современность / под ред. А.Ю. Поповой, В.Н. Ракитского. – М.: Дашков и К, 2016. – с. С.74–79.
29. Чёрный Ю.Ю. Медиасреда пришла в движение: перспективы медиаобразования в условиях цифровой экономики / Ю.Ю. Чёрный // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2018. – № 27. – с. 23-30.
30. Яценко, Т. Е. Виктимология образования: в помощь практическому психологу : практ. пособие для студентов психолог. специальностей / Т. Е. Яценко, Ж. В. Рзаева. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 365 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Деструктивность» 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Деструктивность» 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Деструктивность» 2.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты