Развитие устной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие устной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности»
по дисциплине: «Начальное образование»
2021
45.00 BYN
Развитие устной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Начальное образование
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рисунок 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Текст 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Текст 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Рисунок 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рисунок 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Текст 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Текст 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Рисунок 2.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Речь как форма общения: понятие, функции, виды
1.2 Особенности развития устной речи в младшем школьном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития устной речи у младших школьников
2.2 Методы развития устной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Приложения
Введение
Значение устной речи в жизни человека является неоспоримым. Эмоционально окрашенное слово является важным средством общения. Ребенок поступает в школу с 6–7 лет. С первых дней становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Одной из детерминант данного явления является воспитание в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, желания и способности заниматься развитием речи своих детей. В связи с этим организация школьного воспитания призвана помочь семье развить в ребенке качества культуры речи, в том числе последовательность, выразительность, аккуратность и эффективность.
Однако в современной методике, посвященной вопросам развития речи, еще до конца не разработана система обучения учащихся разным видам устных высказываний, не решен вопрос о последовательности овладения различными конструктивными элементами устного рассказа; не определены уровни развития связной устной речи учащихся не разработаны детально критерии и оценки устного рассказа для каждого года обучения.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способность общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. В этом контексте тема курсовой работы представляется актуальной.
Цель исследования: выявить специфику развития устной речи у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Речь как форма общения: понятие, функции, виды
Язык – это естественная система знаков, которая служит целям общения и является средством мышления человека. Это социальный элемент речевой деятельности, внешний по отношению к человеку.
Улучшение речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике следует понимать, как формирование языковых способностей.
В позиции психолингвистического направления языковая способность изучается как один из элементов языковой модели наряду с речевой деятельностью и языковой системой. А.А. Леонтьев характеризует его как сложную психолого-физиологическую среду, определяющую понимание, развитие и адекватное восприятие языковых символов участниками языковой группы [17, с. 26].
Развитие языковых навыков взаимодействует с развитием правильной речи и когнитивных способностей. Со временем у ребенка проявляется способность идентифицировать высказывания (правильные / неправильные), соотносить суть высказываний, осознавать неясности, различать рифмы / глупости и тому подобное. Это демонстрирует, что формирование языковых способностей следует не столько за счет физического усиления и расширения, сколько за счет обогащения доступных компонентов.
По мнению, Михайловой О.А. языковая способность человека – это специфический объект, который постепенно выстраивается, состоящий из ряда компонентов: фонетического, лексического, морфологического (в том числе словообразования), синтаксического, семантического [17]. Компоненты, а также их составные части взаимодействуют друг с другом в соответствии с определенными принципами. Эти принципы характеризуются предписывающим характером (то есть их определяет носитель конкретного использования и комбинации элементов), которые связаны с элементами лингвистических способностей. Принципы создают комплекс, в котором руководящим принципом является принцип выбора, соответствующий проблемам смысла общения. Выбор компонентов контента является обязательным шагом для создания речевого высказывания.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития устной речи у младших школьников
С целью изучения развития устной речи детей младшего школьного возраста, нами была организовано и проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, ученики 1 «А» класса, в возрасте 6–7 лет. Общее количество детей, принявших участие в исследовании – 18 человек. Из них 11 мальчиков и 7 девочек. В связи с преобладающим числом мальчиков в выборке исследования гендерный анализ не проводился.
Методики исследования: детям младшего школьного возраста были предложены следующие задания:
1. Задание 1. Пересказ
Цель: Изучение умения детей строить высказывания, соблюдая последовательность событий и структуру (начало, середину, конец).
Педагог читает 2 раза рассказ («Три товарища»), ребенок пересказывает, как запомнил (Приложение А).
2. Задание 2. Рассказ по картинке (описание)
Цель: Изучение умения составлять описательный текст по картинке.
Педагог показывает ребенку картину «Дети играют» и предлагает рассказать, что на ней изображено (Приложение Б).
Вопросы:
– Кто изображен на картинке?
– Что делают дети?
– Где играют дети?
– С чем играют дети?
3. Задание 3. Беседа о любимых игрушках (повествование)
Цель: изучение умение составлять рассказ из личного опыта
Инструкция: расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем (Приложение В).
4. Задание 4. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
В целях исследования устной речи у детей можно использовать задания, которые включают пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Детям предлагается следующее задание:
Пересказ русской народной сказки «Морозко».
Заключение
Устная речь – устное общение через языковые средства, которые воспринимаются на слух. Устная речь определяется тем, что определенные фрагменты речевых высказываний формируются и воспринимаются поэтапно. Характеристика языковых способностей, диалогической и монологической речи, особенно формирования устной и письменной речи, демонстрирует важность речевой деятельности в жизни ребенка и ее влияние на развитие различных областей развития детей.
Речь в период младшего школьного возраста становится объектом познания. У ребенка развивается фонематический слух, он учится соотносить звук со знаком и изображать этот звук, произносить звуки слитно, понимать смысл сказанного и прочитанного, составлять связные тексты во внешней речи. В целом, развивается потребность в исследовании языка и речи как предмета изучения, в развитии осмысленного отношения к употреблению в речи единиц языка. Уровень развития ребёнка находится на достаточно высокой ступени. Обучающиеся начальной школы овладели логическими операциями (сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), а следовательно и логическими связями в языке, а именно, овладели языковыми единицами и их функциями в речи, в том числе лексической выразительностью.
С целью изучения развития устной речи детей младшего школьного возраста, нами была организовано и проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, ученики 1 «А» класса, в возрасте 6–7 лет. Общее количество детей, принявших участие в исследовании – 18 человек. Из них 11 мальчиков и 7 девочек. В связи с преобладающим числом мальчиков в выборке исследования гендерный анализ не проводился. Мы пришли к выводу, что 55 % учащихся младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития устной речи, неспособность самостоятельно строить связные высказывания повествовательного и описательного характера. Эти дети младшего школьного возраста не воспринимают и не пересказывают текст, который они слышат, не следуют структуре текста при пересказе, не знают, как сделать рассказ из картинки, из личного опыта, в то же время высказывания детей младшего школьного возраста однообразные, предложения просты, дети младшего школьного возраста не используют союзы и предлоги в речи, чтобы передать временные и пространственные отношения. 35% учащихся младшего школьного возраста имеют средний уровень развития устной речи, эти дети младшего школьного возраста допускают нарушение структуры текста при пересказе, составляют описательный текст с помощью наводящих вопросов.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавани. – М., 2016. – 152 с.
2. Акулова О. Театрализованные игры / О.Акулова // Дошкольное воспитание, 2005. – №4. – с. 24.
3. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
4. Баряева, Л.Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности (Из опыта работы ГБДОУ детского сада №5 Невского района Санкт- Петербурга в условиях ФГОС ДО) / Л. Б. Баряева, И. Г Вечканова, В. Е. Демина и др.: под общ. ред. И. Г. Вечкановой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. – 206 с.
5. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань : Новое знание, 2013. – 35 с.
6. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318–385.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с.
8. Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. – М. : Русский язык, 2001. – 720 с.
9. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: пособие для учителя / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула : Родничок, 2002. – 224 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготской. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
11. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., Педагогика, 2007.
12. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М. : Высшая школа, 1988. – 320 с.
13. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. — 518 с.
14. Жедек, П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах / П.С. Жедек. – Томск : Пеленг, 1992. – 60 с.
15. Жеребило, Т.В Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486 с.
16. Занков, Л.В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе. / Л.В. Занков, Н.В. Кузнецова. – М. : Акад. пед. наук, 1961. – 152 с.
17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
18. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. –М., Просвещение, 1974. – 368с.
19. Медведева, Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 53–60.
20. Михайлова, О.А. Новообразования в детской речи как отражение грамматических закономерностей / О.А. Михайлова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 3. – С. 104–107.
21. Пешковский, Л.М. Русский синтаксис в научном освещении / Л.М. Пешковский. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 544 с.
22. Рябухина Е.А. Характеристика системы упражнений в обучении теории и практике речи на компетентностной основе / Е.А. Рябухина // Преподаватель ХХI век. – 2012. – №4.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2000. – 712 с.
24. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
25. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
26. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
27. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. – СПб. : Союз, 2004. – 336 с.
28. Шуритенкова, В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе / В.А. Шуритенкова // Филологический класс. 2005. – № 13. – С. 16–23.
29. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2011. – 115 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рисунок 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Текст 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Текст 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Рисунок 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рисунок 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Текст 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Текст 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Рисунок 2.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты