Фортепианное творчество П. И. Чайковского
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Фортепианное творчество П. И. Чайковского»
по дисциплине: «Анализ музыкальных произведений»
2021
45.00 BYN
Фортепианное творчество П. И. Чайковского
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Анализ музыкальных произведений
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1 ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры в творчестве П.И. Чайковского
1.2 Фортепианный цикл для детей «Детский альбом»
ГЛАВА 2 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ИЗ ЦИКЛА «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П.И. ЧАЙКОВСКОГО
2.1 Образное содержание пьесы «Апрель»
2.2 Форма-схема строения произведения
2.3 Комментарий к форме-схеме
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
3.1 Анализ средств музыкальной выразительности начальной темы пьесы «Апрель»
3.2 Анализ выразительности метроритмической стороны произведения
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В формировании фортепианного стиля П.И. Чайковского сыграли свою роль выдающиеся достижения русского и западноевропейского пианизма XIX века, наиболее ярко воплотившиеся в фортепианных сочинениях М. Глинки, А. Рубинштейна, Ф. Шопена, Ф. Листа и, особенно, Р. Шумана, которого высоко ценил П.И. Чайковский. Но критически осмысливая опыт этих художников, композитор брал из него только то, что отвечало его вкусам и представлениям.
Лирические миниатюры П.И. Чайковского разнообразны по жанру и характеру поэтических образов. Многие из них проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен, бытового романса. В миниатюрах широко представлены пьесы танцевальной формы – вальсы, мазурки, польки. Все это нашло отражение в его цикле для детей «Детский альбом».
Объект исследования: фортепианное творчество П.И. Чайковского.
Предмет исследования: пьеса «Апрель».
Цель работы: проанализировать пьесу из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
ГЛАВА 1 ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры в творчестве П.И. Чайковского
П.И. Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Не отличаясь» особой утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов изложения, они привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной жизни» [1, с. 259].
Фортепианный стиль П.И. Чайковского соединяет «черты шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсного мелоса» [2, с. 165]. Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Одна из серий этих пьес, обозначенная ор. 40, так и озаглавлена «12 пьес средней трудности». Как правило, это лирические или характеристически-изобразительные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах: Романс, Ноктюрн, Экспромт, Юмореска и т. д.
Такой непосредственностью выражения отличаются певучие пьесы П.И. Чайковского типа песни или романса, в которых «мелодия, находящаяся обычно в верхнем голосе, поддерживается ровным аккордовым или гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими время от времени имитациями и свободными подголосками в средних голосах» [6, с. 35].
ГЛАВА 2 СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ИЗ ЦИКЛА «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П.И. ЧАЙКОВСКОГО
2.1 Образное содержание пьесы «Апрель»
В качестве эпиграфа к пьесы выступает стихотворение А. Майкова «Весна», написанное оно было в 1857 году. Эпиграф заключает в себе стихотворение полностью - обе его строфы.
Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином...
Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение - трепетность. Ее передают - каждый по-своему - оба главнейших элемента музыки (Чайковского, во всяком случае): мелодия и аккомпанемент. В мелодии - короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. У Чайковского это - переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории «просвечивают» человеческие чувства, иначе эта музыка вряд ли бы нас так волновала.
Важный элемент, создающий это настроение трепетности - ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и самое характерное в нем - короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
3.1 Анализ средств музыкальной выразительности начальной темы пьесы «Апрель»
Рассматривая основную тему, стоит отметить, что именно ей принадлежит основная роль в формировании образной сферы произведения. Уже с первого звука понятен ее трепетный характер, который придает ей затактовое вступление. Стоит отметить, что первый фразы основной темы построены на затактовом вступлении. В то же время темп Allegretto и восходящее движение мелодической линии придает ей стремительность.
Так с первых звуков создается образ подснежника, еще не окрепшего цветка, который тянется к солнцу, растет стремительно и быстро. Мелодия изобилует скачками. Так, изложение первоначальной темы в первом предложении заканчивается повторением секундовой нисходящей интонации со скачком на октаву. Как будто стремительно растущий подснежник нежно поглаживает свежий весенний ветерок.
Несмотря на основную тональность B-dur, мелодия ощущается больше как минорная, гармонизация ее неустойчива. Постоянные тяготения ум VII7 или D7 к разрешениям в аккомпанементе также придают ей незавершенность, постоянное стремление вперед и, вместе с тем, некоторую неуверенность.
Во втором предложении мелодическая линия перемещается в средний регистр, звучит более уверенно и имеет мажорную окраску. Подснежник будто все крепнет и крепнет. Хотя в целом интонационная структура мелодии остается, те же скачки и секундовые интонации, она уже не звучит так проникновенно и трепетно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жанровая система П.И. Чайковского обладает качеством универсальности. Это в полной мере можно отнести и к фортепианному наследию П.И. Чайковского-миниатюриста. Все созданные им миниатюры образуют некое единство, идеальную сопряженность масштабного и сиюминутного, большого и малого. Традиция и новаторство проявлены в музыке П.И. Чайковского в неразрывном единстве.
Фортепианные миниатюры Чайковского обладает глубоким психологизмом и неповторимым по силе эмоциональным воздействием. Многое наследовал композитор от традиций западной музыкальной культуры, оставаясь верным русскому мироощущению.
«Времена года» один из показательных сборников фортепианной миниатюры. Его по праву можно назвать достижением музыкальной культуры. Несмотря на небольшие размеры пьес, каждая из них является произведением искусства, которое ярко и самобытно передает замысел композитора. Каждая пьеса является пне просто программной, а яркой художественной зарисовкой того или иного времени года.
Анализ пьесы «Апрель» позволил выявить, что произведение написано в простой трехчастной форме. с вариационной репризой. В качестве особенностей воплощения данной формы стоит отметить наличие трех предложений в первом и репризном разделах, что, несмотря на восьмитактовую структуру каждого, лишает форму квадратности. Также композитор значительно расширил среднюю часть за счет повторения.
1. Альшванг, А.А. П.И. Чайковский / А.А. Альшванг. 3-е изд. – М.: Музыка, 1970. – 816.с.
2. Бялик, М.Н. Чайковский и Шуман / М.Н. Бялик // П.И. Чайковский. Наследие: Сборник научных статей. Вып. 2. – СПб.: Музыка, 2000. – С.160-172.
3. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи / Сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. – М.: Моск. консерватория, Музыка, 1973. – Вып. 3. – 232 с.
4. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин. – М.:МГК, 1996. – 415 с.
5. Малинина, И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского. Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ / И.В. Малинина. – М.: Музыка, 2003. – 96 с.
6. Назайкинский, Е.В. Поэтика музыкальной миниатюры / Е.В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1979. – 165 с.
7. Познанский, А.Н. Петр Ильич Чайковский: биография / А.Н. Познанский. – СПб.: ВитаНова, 2009. – 623 с.
8. Смирнов, М.Ю. Об одной особенности исполнения фортепианных пьес Чайковского / М.Ю. Смирнов // Вопросы музыкальной педагогики: Сборник статей. Вып. 1. – М.: Музыка, 1979. – С. 107-114.
9. Цуккерман, В.А. Выразительные средства лирики Чайковского / В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1971. – 245 с.
10. Чайковский, П.И. Переписка с П.И. Юргенсоном: В 2-х т. / П.И. Чайковский. – М.: Музгиз, 1938-1952. – Т. 2. – 718 с.
11. Чайковский, П.И. Избранные отрывки из писем и статей. М.: Музгиз, 1963. – 159 с.
12. Чайковский, М.И. Жизнь П.И. Чайковского: В 3-х т. / М.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1900-1902. – Т. 3. – 598 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты