Социально-педагогическая поддержка людей с инвалидностью средствами культурно-досуговой деятельности в домах-интернатах
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая поддержка людей с инвалидностью средствами культурно-досуговой деятельности в домах-интернатах»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая поддержка людей с инвалидностью средствами культурно-досуговой деятельности в домах-интернатах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Организация: Кобинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, ГУ
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика основных проблем людей с инвалидностью
1.2 Особенности социально-педагогической поддержки людей с инвалидностью
1.3 Организация и содержание культурно-досуговой деятельности людей с инвалидностью в домах-интернатах
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по оптимизации социально-педагогической поддержки людей с инвалидностью средствами культурно-досуговой деятельности в домах-интернатах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема инвалидности довольно длительный период изучалась только как медицинская проблема, так как под инвалидностью понималось нарушение функционального состояния здоровья, и она была связана с восприятием ценности человека возможности трудиться и не быть в качестве иждивенца для близких родственников или государства. Данный подход ставил инвалидов как отдельную социальную группу, в которой была отличительная особенность – это невозможность самостоятельной жизни человека без поддержки или присмотра со стороны специалистов или близких родственников.
За последние годы произошли серьезные изменения, которые повлияли на новое восприятие населения проблемы инвалидности. Развитие современного общества не будет полноценным, если среди населения не будет главным принципом – это принцип гуманности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому постепенно приходит осознание того, что необходимо придерживаться социальной модели развития современного общества. На сегодняшний день люди с инвалидностью рассматриваются как полноправные граждане страны, где делается акцент именно не на физических или ментальных проблемах, а именно на социальной возможности решения имеющихся у них трудностей. Так же введению инвалидов в общество способствует государственная политика, которая существует на данный момент в нашей стране, так как она полностью изменила свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика основных проблем людей с инвалидностью
Трансформации, произошедшие в последнее время во всех сферах жизни общества, показывают сложность социализации незащищенных слоев населения. Дальнейшее развитие общества также зависит от уровня их вовлеченности в социальную систему и систему воспроизводства. Достижение уровня жизни инвалидов наравне с основным населением является одной из важнейших задач социально-экономической политики государства. В условиях постоянно растущего технологического прогресса нарастает техногенный травматизм. Военные конфликты, увеличение количества автомобилей на душу населения, рост потребления алкоголя и т.д. увеличивают число инвалидов. Всего в мире насчитывается около 10% инвалидов. В наше государстве это примерно такая же цифра, и основным контингентом среди инвалидов являются люди пенсионного возраста. В последнее время увеличилось число инвалидов с нарушениями двигательной функции среди молодого поколения [11, с. 139].
Основные понятия об инвалидности.
Термин «инвалид» имеет латинские корни и происходит от слова invalidus, что переводится как «бессильный», «слабый». Именно такое восприятие человека с инвалидностью и бытует в обществе.
Между тем, в англоязычных странах принята другая терминология. Disability – ограничение дееспособности, ограничение в физическом или ментальном плане. Такое определение расширяет понимание инвалидности.
Инвалид – это человек с ограниченными физическими или умственными возможностями, человек, испытывающий трудности в реализации своих физических или умственных способностей. Эта терминология более верна для восприятия самого понятия «инвалидность» и для нашего исследования [18, с. 37].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1 Организация и методы исследования
Выборка эмпирического исследования составила: лица в возрасте от 18 до 73 лет, проживающие в домах-интернатах в количестве 20 человек.
База исследования: ГУ «Кобинский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
На базе данного учреждения был проведен анализ опыта работы социального педагога по организации культурно-досуговой деятельности для поддержки людей с инвалидностью. В процессе анализ документов и графика работы социального педагога данного государственного учреждения было установлено, что направления культурно-досуговой деятельности в процессе социально-педагогической поддержки реализуются с использованием следующих форм и методов:
1. Создание кружков и клубов. Наличие на территории муниципального образования людей с ограниченными способностями, объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью.
2. Кружки прикладного творчества.
3. Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературные или творческие объединения со смешением жанров.
4. Клубы выходного дня.
5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).
6. Организация праздников, концертов.
7. Постановка спектаклей.
8. Создание информационно-просветительских программ.
9. Выполнение различных реабилитационных программ, например, арт-терапии, которая включает в себя группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующей профессиональной подготовкой, на основе различных видов искусства: музыки, театра и танца. Для успешной реабилитационной работы организовывается кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставок работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Культурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Активная культурно-досуговая деятельность позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все.
Для достижения цели, провели опрос среди пожилых людей, проживающих в домах-интернатах и методику среди людей, проживающих в домах-интернатах и дома. Личности пожилого возраста и инвалиды, которые проживают в данном доме-интернате качеством предоставляемых услуг большинство опрошенных удовлетворены, однако не все полностью удовлетворены. Взаимоотношения с персоналом и межличностные отношения с другими проживающими в основном доброжелательные, что создает комфорт для пожилого человека и позволяет в короткие сроки обеспечить все необходимые условия для комфортного проживания. Однако не у всех испытуемых личностей складываются такие теплые и дружеские отношения. Было установлено, что личности инвалиды применяют следующие формы досуга в доме-интернате: любят смотреть телепередачи и кинофильмы, занимаются вышивкой, прослушиванием музыкальных композиций, чтением литературы, рисованием и двое посещают концерты.
1. Альбегова, А.Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / А.Ф. Альбегова, И.С. Корешкова. Социальная и гуманитарные знания. – 2017. –Т. 3. – № 1. – С. 50–54.
2. Албегова, И.Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И.Ф. Албегова, И.С. Корешкова. Вестник социально-политических наук. – Ярославль, 2016. – № 15 (15). – С. 23–26.
3. Арешин, А.А. Социальная адаптация молодых инвалидов на основе дистанционных технологий / А.А. Арешин. Точки над Ё. – 2012. – № 3 (4). – С. 43–46.
4. Аспекты многопрофильной реабилитации инвалидов в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации / В. Г. Калоерова, А. Г. Селезнев, Л. П. Середенко [и др.]. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков, 2007. – № 5. – С. 209–213.
5. Баталова, А.Н. Использование потенциала молодого человека с ограниченными возможностями в процессе социального управления / А.Н. Баталова. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Тольятти, 2011. – № 1. – С. 165–169.
6. Бахуташвили, Т.В. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов / Т.В. Бахуташвили, К.Ю. Тюря // Educatio. – 2015. – № 3 (10) – 8. – С. 28–29.
7. Бурнацев, А.Т. Современные проблемы социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А.Т. Бурнацев. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. – С. 29–31.
8. Вертынская, Л.А. Психологическое благополучие лиц с ограниченными возможностями в передвижении / Л.А. Вертынская. Журнал практического психолога. – 2010. – № 5. – С. 59-70.
9. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И.Ю. Ветрова. – М.: Дело, 2000. – 256 с.
10. Воробьева, И.В. Роль культурно-досуговой деятельности в процессе социализации лиц с ограниченными возможностями (на примере общества глухих) / Профессиональная подготовка специалистов социальной и образовательной сфер в условиях трансформации современного общества: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Витебск, 2005. – 165 с.
11. Гришко, Н.А. Молодые инвалиды как представители специфической категории в процессе политической социализации / Н.А. Гришко. Человек: преступление и наказание. – 2012. – № 1. – С. 138–141.
12. Гильмутдинова, В.Р. Социальная реабилитация молодых инвалидов / В.Р. Гильмутдинова, М.В. Брянцева, А.В. Брянцева. Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2016. – С. 57–61.
13. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2015. – 896 с.
14. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: автореф. канд. социолог. наук: 22.00.04 / И.А. Дворянчикова; Самарский гос. ун-т. – Самара, 2003. – 206 с.
15. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие: Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
16. Исмаилова, Х.А. Проблема социализации молодых инвалидов в образовательных учреждениях / Х.А. Исмаилова. Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 11. – С. 29-35
17. Карельская, Л.П. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью / Л.П. Карельская. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. − 2015. − № 12. − С. 84−86.
18. Кичерова, М.Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях / М.Н. Кичерова. Вестник СамГУ. − 2007. − № 5/1 (55). −С. 132−142.
19. Козак, Е.И. Социальная реабилитация детей-инвалидов в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы / Е.И. Козак // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 1. – с. 36-38.
20. Микрюкова, С.М. Педагогические условия организации коммуникативной досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Микрюкова Светлана Михайловна ; Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2006. – 18 с.
21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М., 1997. – 944 с.
22. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея. – 2010. – 338 с.
23. Смычек, В.Б. Реабилитация больных и инвалидов / В.Б. Смычек. – М.: Медиц. литература, 2009. – 542 с.
24. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Н.Ф. Басов [и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.
25. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
26. Холостова, Е.И. Зарубежный опыт социальной работы: учеб. пособие / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. – М.: «Дашков и К», 2013. – 368 с.
27. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2006. – 240 с.
28. Чалдаева, Д.А. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов / Д.А. Чалдаева, И.Г. Нигматьянова. Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3. – С. 20-30.
29. Шамсутдинова, Д.В. Формирование досуговой культуры личности в системе актуальных проблем современности / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 2. – С. 107-110.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты