Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи приемам внетабличного умножения и деления
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи приемам внетабличного умножения и деления»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения и воспитания (Методика преподавания математики)»
2021
45.00 BYN
Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи приемам внетабличного умножения и деления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения и воспитания (Методика преподавания математики)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИЕМАМ ВНЕТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
1.1 Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи приёмам внетабличного умножения и деления
1.2 Изложение особенностей обучения математике учащихся младшего школьного возраста с тяжёлым нарушением речи решению внетабличного умножения и деления
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР ПРИЕМАМ ВНЕТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
2.1 Перечисление методов обучения приемам внетабличного умножения и деления, наиболее оптимальных для учащихся с тяжелым нарушением речи
2.2 Подбор из методических пособий для учителей конспектов уроков (фрагментов), в которых применяются перечисленные методы обучения приёмам внетабличного умножения и деления
2.3 Анализ урока математики с точки зрения учета учителем особенностей обучения математике учащихся младшего школьного возраста с ТНР приемам внетабличного умножения и деления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов трудностей обучения. По мнению многих авторов (Н.П. Вайзман, Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальной школе не в состоянии освоить программу в отведенное время и в необходимом объеме, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, демонстрируя отсутствие успехов в учебе. В этой связи, пожалуй, самым трудным предметом является математика. Около 15% от общего числа учащихся постоянно испытывают трудности в овладении стандартным образовательным уровнем по математике.
Изучение математической готовности выявляет трудности в овладении математическим материалом, которые могут быть как общими для всех детей с нарушениями речи, так и специфическими, в зависимости от преобладающей недостаточности той или иной составляющей математической готовности. В связи с этим, одной из важнейших теоретических и практических задач современной педагогики является совершенствование обучения младших школьников с нарушениями речи.
Важнейшими предпосылками для преподавания системного курса математики являются достаточный уровень развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных функций, полноценное речевое развитие ребенка, наличие определенного запаса элементарных математических понятий. Для восполнения этих пробелов вводится пропедевтический курс, включающий целенаправленную работу по формированию математической речи в процессе освоения математических операций.
Крайне разнообразный по тяжести состав учащихся с нарушениями речи, влияние на образовательные и коммуникативные способности детей требуют постоянного совершенствования системы массового и специального образования, развития разнообразного стандарта обучения, дифференцированных и индивидуальных форм организации учебно-логопедической работы, возможности моделирования образовательной программы и образовательных маршрутов каждого конкретного ребенка.
Трудности, возникающие в процессе обучения у младших школьников, можно разделить на три группы: биогенные, социогенные и психогенные, которые вызывают ослабление познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) ребенка и значительно снижают эффективность обучения. Помимо общих предпосылок трудностей в обучении, существуют специфические – трудности в освоении математического материала [1, с.22].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИЕМАМ ВНЕТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
1.1 Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи приёмам внетабличного умножения и деления
Ведущие принципы преподавания математики в начальных классах - органичное сочетание обучения и воспитания, овладение знаниями и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, развитие необходимых для этого навыков. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей восприятия детей.
Уверенное владение детьми устными и письменными навыками вычисления является одной из основных задач начального математического образования, так как это необходимо для продолжения обучения. Тема внетабличного умножения и деления является одной из самых сложных тем третьего класса. Успешное выполнение младшими школьниками умножения и деления многозначных чисел во многом будет зависеть от освоения этой темы [2, с.147].
Случаи умножения однозначного числа на однозначное носят табличный характер. Таким образом, к внетабличным случаям относится умножение двузначного числа на однозначное число. Техника устного умножения должна основываться на знании учащимися таблицы умножения. Поэтому двузначные умножители должны быть сведены к форме, позволяющей использовать таблицу умножения. Для этого двузначные умножители представляются в виде суммы числовых слагаемых (одно из слагаемых - однозначное число, другое - круглые десятки). При сложении и вычитании круглых десятков использовался метод замены круглых десятков на однозначные именованные числа.
Внетабличный способ умножения и деления (в пределах 100) включают случаи умножения двузначных чисел на однозначные (30 2; 243) и умножения однозначных чисел на двузначные (230; 324), а также случаи деления двузначных чисел на однозначные (60:3; 72:6) и деления двузначных чисел (80:40; 81:27).
Внетабличный способ умножения и деления младший школьник должен выполнять устно, используя различные вычислительные техники. Основой вычислительных техник внеклассного умножения и деления являются правила (свойства) арифметических операций, а также знание табличного умножения и деления, знание нумерации (разрядного состава чисел) [3, с.58].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР ПРИЕМАМ ВНЕТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
2.1 Перечисление методов обучения приемам внетабличного умножения и деления, наиболее оптимальных для учащихся с тяжелым нарушением речи
Внетабличное умножение включает приемы умножения двузначного числа на однозначное число и умножения однозначного числа на двузначное.
1. На первом этапе рассматриваются случаи умножения «круглых» чисел. Теоретической основой данного метода являются: числовой состав чисел и табличные случаи умножения.
30 * 2 = 3 дес. 2 = 6 дес. = 60
Для случая 2 30 применяется переместительное свойство умножения.
Второй этап - изучение умножения нециркулярных чисел. Теоретической основой данной методики является дистрибутивное свойство умножения (правило умножения суммы на число).
Распределительное свойство умножения (a * (b +c) = a * b + a *c) дано в словесной формулировке: чтобы умножить сумму на число, можно умножить каждое слагаемое на это число и сложить результаты. Для ознакомления учеников с этим свойством используется также визуально (например, 3 красных и 4 жёлтых круга в первой строке и 3 красных и 4 жёлтых круга во второй строке помещаются на набранном холсте. Предлагается определить общее количество кругов разными способами) [16, с.58].
Рассуждения при выполнении умножения могут быть такими:
• Нужно 36 умножить на 2.
• Представим число 36 в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 6.
• Умножим на 2 каждое слагаемое: 30 умножим на 2, будет 60; 6 умножим на 2 будет 12.
• Полученные результаты сложим: 60 и 12, будет 72.
2. Методика изучения внетабличных (устных) приемов деления. Правило деления суммы на число
Внетабличное деление включает случаи деления двузначного числа на однозначное число и двузначного числа на двузначное. На первом этапе рассматриваются случаи деления «круглого» двузначного числа на однозначное число. Теоретической основой этого метода являются: числовой состав чисел и табличные случаи деления.
60 : 2 = 6 дес. 2 = 3 дес. = 30
На втором этапе рассматриваются случаи деления двузначного числа на однозначное. Теоретической основой является правило деления суммы на число. Вербальная формулировка правила: Чтобы разделить сумму на число, можно разделить каждую слагаемую на это число и сложить результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение на уроках математики может быть индивидуальным или групповым, когда учитель обучает группу детей. Группы (классы) состоят из детей примерно одинакового возраста и одинаковой степени готовности к обучению. Учитель одновременно курирует всех учеников в классе, каждый из которых изучает материал индивидуально. Несомненно, нет двух одинаковых детей, каждый из них имеет свой темп работы, свои интересы, свои способности, поэтому классно-задачная система, несмотря на все ее положительные стороны (экономия времени и средств, конкуренция между учениками, стимулирующая их усилия в усвоении знаний), имеет свои недостатки – невозможность оказания должной помощи отдельному ребенку, постоянный контроль за его работой.
Структура урока в специальной школе определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим уроком, как и со всей предыдущей работой учащихся. Каждое занятие готовит учеников к следующему материалу, не только к постоянному продвижению по предмету, но и к установлению связей с другими предметами. На уроках математики рассматриваются арифметические задачи, численные данные по которым берутся с уроков труда, географии и др.
Анализ литературных источников показал, что мы рассмотрели методику обучения детей младшего школьного возраста с ТНР навыкам внетабличного умножения и деления и определили, что данная деятельность направлена в основном на результативность в рамках 3 этапов: подготовка, ознакомление и закрепление.
При традиционном преподавании математики материал дается в готовом виде, т.е. учащимся дается готовый образец действий, готовый алгоритм выполнения изученной операции, который учащиеся закрепляют в ходе повторных тренировочных упражнений. В овладении навыком преобладает репродуктивная деятельность. В развивающей системе обучения учащимся не предоставляется готовый образец выполнения операции, они самостоятельно ищут алгоритм ее выполнения, в том числе производственной, творческой деятельности, что приводит к формированию осознанных и длительных вычислительных умений.
В рамках внетабличного умножения и деления при обучении детей младшего школьного возраста с ТНР используются различные приемы и формы работы, для каждой из которых характерен собственный алгоритм.
Нами был рассмотрен урок, который был нацелен на ознакомление учащихся 3 класса с особенностями внетабличного умножения и деления.
1. Волкова, Л.С. Логопедия, учебник для вузов / Л.С. Волкова. –М.: Академия, 2009. – 258 с.
2. Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии / В.И. Селиверстов. –М.: Академия, 2007. – 265 с.
3. Гальперин, П.Я. Формирование начальных математических понятий/ П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев // Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С.33-35
4. Гермаковска, А. Симптоматика дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции: Межвуз. сб. научн.тр. / Под ред. Р. И. Лалаевой.-СПб.: Образование, 1993. – С. 95-108.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 320 с.
6. Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 258 с
7. Колесникова, Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет / Е.В. Колесникова. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
8. Кондратьева, С.Ю. Профилактика дискалькулии / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2007. – 178 с.
9. Лаптева, В. А. Основы математики в рифмах и звуках / В.А. Лаптева. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
10. Попова, Г.П. Занимательная математика. Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / В.И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.
11. Сай, М.К. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду / Е.И. Усольцева. – Мн.: Академия, 2009. – 145 с.
12. Саламатова, Г.И. Воображение как компонент творчества при изу-чении математики// Начальная школа.– 2004. – № 9. – С.33-35
13. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
14. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики / А.М. Пышкало. – М.: Академия, 2008. – 145 с.
15. Тихоненко, А.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач // Начальная школа. –2007. – № 3. – С.15-22
16. Цветкова, Л.C. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление / Л.C. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
17. Цветкова, Л.С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга / Л.С. Цветкова. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 123 с.
18. Я иду на урок в начальную школу. Математика / Под ред. М.А. Козловой. – М.: «Первое сентября», 2010. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты