Диагностика и развитие памяти у дошкольников
РИПК Минтруда и соцзащиты (Республиканский Институт повышения квалификации и переподготовки работников)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Диагностика и развитие памяти у дошкольников»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2021
45.00 BYN
Диагностика и развитие памяти у дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендации родителям и педагогам по развитию памяти у дошкольников.
Поделиться
Введение
1 Память как психический процесс
2 Особенности развития памяти у дошкольников
3 Методы диагностики памяти у дошкольников
4 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей развития памяти у дошкольников
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Дошкольный возраст – определяющий период в развитии человека, в котором происходит становление личности, формируются все психические процессы и функции ребёнка.
Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина, в старшем дошкольном возрасте наиболее значимой функцией, ведущей в психическом развитии ребенка является память. Значимость памяти для ребенка состоит в том, что без нее не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы – восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.
Исследованием особенностей памяти занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, что породило большие споры и дискуссии (Блонский П.П., Выготский Л.С., Гнедова Н.М., Годфруа Ж., Зинц Р., Джеймс У., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Ляудис В.Я., Норманн Д.А., Смирнов А.А., Ясперс К. и др.). Выготский Л.С. отмечал, что ни по одной теме современной психологии нет столько разногласий, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
Проблема развития памяти детей дошкольного возраста раскрывается в работах таких известных психологов и педагогов, как П.П. Блонский, Л.М. Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.А. Смирнов и других.
Память является одним из важных и необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Однако долгое время вниманием ученых и исследователей этой психической функции были удостоены дети школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает необходимые знания и умения, развивает свои силы и способности.
В настоящее время все больше детей отличаются ранним и весьма высоким интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в дошкольном возрасте.
В связи с этим исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально.
1 Память как психический процесс
В течение многих десятков лет проблемой изучения памяти занимались и продолжают заниматься известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Р.С. Немов, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков и др.).
Существует множество значений слова «память». Рассмотрим некоторые из них.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, рассматривает память человека в качестве «познавательного процесса сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов и любой деятельности» [1, с. 93].
Л.С. Выготский отметил, что память – это высшая психическая функция, которая означает сложный психический процесс, формирующийся в течение всей жизни, социальный по своему генезису и осмысленно совершаемый. Опосредованность разнообразными знаковыми системами, которые являются последствием культурно-исторического становления человечества считается её главной характеристикой высшей психической функцией. Высшая психическая функция представляет собой психологическую систему, которая возникнет путем надстройки новых образований над старыми, при этом старые сохраняются в виде подчиненных слоев внутри нового целого [2].
В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко память определяется как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [3, c. 35]
Р.С. Немов считает, что память — это полученные впечатления, которые человек получает, общаясь с окружающим миром. Они оставляют свой след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и по возможности - воспроизводятся [4, c. 12].
Таким образом, в нашем исследовании под памятью мы будем понимать психический процесс, суть которого состоит в сохранении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, всего, что он видел, слышал, ощущал, всего, что с ним происходило в прошлом.
Существует множество различных классификаций видов памяти.
Исследователь П.П. Блонский выделял четыре разновидности памяти, опираясь на особенности материала запоминания и воспроизведения:
– двигательная память – память на различные движения и их системы; позволяет формировать практические и трудовые навыки; актуальна при заучивании танцев, построений, иной двигательной активности;
– эмоциональная (аффективная) память – память, основывающаяся на эмоциях, чувствах;
– образная память – память, которая базируется исключительно на образах (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых);
– словесно-логическая (вербальная) память – память, основывающаяся на мысли и речи [5].
2 Особенности развития памяти у дошкольников
Изучением детей дошкольного возраста занимались такие учёные, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.
Дошкольное детство представляет собой важнейший период в психическом и личностном развитии ребенка. В психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связывается не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для его успешного перехода к статусу дошкольника [17, с. 129].
Изучением различных психолого-педагогических аспектов памяти, а также специфики памяти детей дошкольного возраста в различные периоды занимались ученые Э.А. Фарапонова, Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Ковальская, Н.П. Сакулина, Т.Ф. Беляев, Е.И. Игнатьев, Н.А. Корниенко, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.А. Люблинская, А.Д. Кошелева, М.И. Чистякова, А.В. Усова, В.С. МухинаТ.Ю. Аскоченская.
Период дошкольного возраста - один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.
Роль памяти в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки, и делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление.
Память в детском возрасте, является одной из основных, центральных, психических функций.
Вопросы, связанные с развитием памяти у дошкольников, рассмотрены в работах известных зарубежных и отечественных психологов и педагогов (Р.С.Аткинсон, Л. А. Венгер, Э.А. Голубева, Л.А. Григорович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
З.М. Истоминой [18] было установлено, что к 3-4 годам начинает складываться словесно-логическая память. Считается, что 5-й год жизни является, по словам З.М. Истоминой, «в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны» [18].
3 Методы диагностики памяти у дошкольников
Вопросы диагностики памяти детей дошкольного возраста рассматривали: А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Векслер. Е. Л. Яковлева, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Э.Р. Ахмеджанов, А.А. Разинова и др.
Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста [30].
Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.
Усвоение у детей осуществляется посредством трех этапов: узнавание; воспроизведение; непосредственно сохранение информации.
В процессе реализации этих этапов активно участвуют зрительная, слуховая и двигательная виды. Они и подлежат тестированию и диагностике у детей дошкольного и более старшего возраста, когда возможно обследование нарушений процессов функционирования, их исследование и коррекция.
Наиболее эффективными методами педагогической и психологической диагностики памяти у дошкольников являются:
- беседа;
- изучение продуктов деятельности;
- сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, беседой и т.д.;
- анкетирование;
- тестирование.
Рассмотрим подробнее каждый из предложенных методов:
Беседа – это получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.
В ходе беседы психолог, будучи исследователем, тайно или явно направляет беседу, во время которой задает вопросы опрашиваемому. Существует два типа разговоров: контролируемый и неуправляемый. При контролируемом психолог активно следит за разговором, поддерживает разговор и устанавливает эмоциональный контакт. Бесконтрольный разговор происходит по сравнению с управляемым возвращением инициативы психолога респонденту. В неконтролируемом разговоре акцент делается на способность респондента выражать свое мнение, при этом психолог практически не участвует в выражении мнения респондента [31, c. 24].
4 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей развития памяти у дошкольников
Нами было проведено эмпирическое исследование особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста.
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития памяти у детей дошкольного возраста.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 28 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Для реализации цели исследования применялись следующие методики диагностики:
1. Методика «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву). Цель: исследование способности использования вспомогательными средствами (предметными картинками) для запоминания и припоминания.
2. Методика «Десять предметов» (по Т.Д. Марцинковской). Цель: изучить уровень развития произвольной зрительной памяти.
3. Методика «Изучение образной памяти дошкольников» (Э.Р. Ахмеджанов).
4. Методика «Запомни двузначные числа» (А.А. Разинова). Цель: определить уровень слуховой памяти.
Таким образом, нами подобраны 4 диагностические методики для изучения памяти у старших дошкольников, которые позволяют определить особенности ее развития по таким параметрам, как объем слуховой и зрительной памяти, скорость запоминания.
Таким образом, представим полученные результаты.
Для выявления уровня развития опосредованного запоминания у детей дошкольного возраста была использована методика «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву).
Заключение
Память — это важная, определяющая черта психической жизни личности. Являясь важнейшей характеристикой любых психических процессов, память напрямую влияет на формирование целостности и единства человеческой личности.
Особенности памяти детей дошкольного возраста заключаются в следующем: преобладает непроизвольная образная память; память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Основными методами диагностики памяти у детей дошкольного возраста являются: беседа; изучение продуктов деятельности; сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, беседой, педагогическим экспериментом; метод изучения педагогической документации; анкетирование; тестирование. Основными методиками, для изучения памяти у старших дошкольников, которые позволяют определить особенности ее развития по таким параметрам, как объем слуховой и зрительной памяти, скорость запоминания являются: методика «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву), методика «Десять предметов» (по Т.Д. Марцинковской), методика «Изучение образной памяти дошкольников» (Э.Р. Ахмеджанов), методика «Запомни двузначные числа» (А.А. Разинова). Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться и проводиться систематически. Только в этом случае можно проследить положительные или отрицательные результаты работы с детьми.
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер 2014. – 450 с.
2. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте.- Москва, 1982 г., т.2.
3. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. / - М. : Просвет, 2015. - 328 с.
4. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.
5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 288 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 712 с.
7. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.
8. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти [Текст] / Э. А. Голубева. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 392 с.
9. Аткинсон, Р. С. Управление кратковременной памятью [Текст] / Р. С. Аткинсон // Психология памяти ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. 379-386.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2014. – 452 с.
11. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти [Текст] / Э. А. Голубева. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 392 с.
12. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.
13. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти [Текст] / Э. А. Голубева. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 392 с.
14. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей [Текст] / Л. В. Черемошкина. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2012. – 128 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер 2014. – 450 с
16. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2012. – 652 с.
17. Аткинсон, Р. С. Управление кратковременной памятью [Текст] / Р. С. Аткинсон // Психология памяти ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2008. – С. 379-386.
18. Роговин, М. С. Проблемы теории памяти [Текст] / М. С. Роговин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : URSS, 2013. – 326 с.
19. Акопов, Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований / М. : Институт психологии РАН, 2014. - 270 с.
20. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс] / З. М. Истомина // URL : http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2013. – 218 с.
22. Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 226 с.
23. Немов, Р. С. Общая психология : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.]
24. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Академический проект, 2013. – 526 с.
25. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс] / З. М. Истомина // URL : http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html.
26. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Академический проект, 2013. – 526 с.
27. Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 226 с.
28. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания ; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 224 с.
29. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2015. – 336 с.
30. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПБ. : Питер, 2014. – 483 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2013. – 218 с.
32. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – Москва : Академический Проект, 2015. – 256 с.
33. Галкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольников / И.А. Галкина, Е.В. Никифорова // Молодёжь в науке : Новые аргументы. Сборник научных работ. – 2015. – С. 85–88.
34. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – Москва : ПЕР СЭ, 2012 – 480 с.
35. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Соч. – М., 2002, Т. 2, с. 381 – 395.
36. Иванова, В.А. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста / В.А. Иванова, В.В. Карих // Сборник статей Международной научной конференции : педагогика, психология, общество – 2017. – № 2. – С. 176-180.
37. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7. изд. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 688 с.
38. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва : ЧеРо, 2012. – С. 420-436.
39. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2014. – 255 с.
40. Wechsler, D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale / D. Wechsler. – N. Y., 1955. – 230 с.
41. Психологические тесты / [Составление Ахмеджанова Э. Р.]. - М. : Изд-во ТОО «Фирма «Светотон», 1995. – 318 c.
42. Разинова, А.А. Коррекционная программа по устранению недостатков развития слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / А.А. Разинова. – Екатеринбург, 2018. – 79 с.
43. Трубайчук Л.В. Ранее обучение детей дошкольного возраста чтению и письму / Л.В.Трубайчук // Детский сад от А до Я – 2009. - №5 (41). – С. 64-70
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендации родителям и педагогам по развитию памяти у дошкольников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты