Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде»
по дисциплине: «Педагогические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогические основы социальной работы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты работы социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
1.1 Психолого-педагогические особенности студенческого возраста
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни в студенческой среде
2 Содержание работы социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
2.1 Изучение опыта социального педагога в процессе формирования здорового образа жизни в студенческой среде на примере ВГУ имени Машерова
2.2 Рекомендации по оптимизации работы социального педагога в рамках формирования здорового образа жизни в студенческой среде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку здоровье населения республики является высшей национальной ценностью, возрождение наций должно начинаться со здорового образа жизни, прежде всего детей. Человек приходит в этот мир не только ради собственного комфортного существования и личного счастья. Его ум, ум, навыки, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.
Человеческое бытие на Земле делается достойным здоровья, духовного и физического, которое является главным достоянием человека. И дело не только личное, но и общественное. Здоровье нельзя рассматривать как отсутствие физических дефектов в человеке или болезни. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье» трактуется как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Быть здоровым означает гармонично развивать свои физические и духовные силы, иметь выносливость и равновесие, уметь противостоять воздействию как неблагоприятных факторов окружающей среды, так и своего внутреннего мира. Здоровый образ жизни подрастающего поколения - залог здоровья нации в целом. Именно поэтому так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности по сохранению и укреплению здоровья. Именно в связи с вышеизложенным тема, выбранная нами для рассмотрения в данном курсе, представляется актуальной сегодня.
Социальный педагог имеет право в рамках своей компетенции осуществлять мониторинг и оценку хода и результатов проектов и программ по социальной адаптации учащихся, предупреждению, компенсации и преодолению возможных негативных реакций и последствий [3, с.14].
1 Теоретические аспекты работы социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
1.1 Психолого-педагогические особенности студенческого возраста
Студенчество является отдельной возрастной категорией. Студенческий возраст – особый период в жизни человека. Студенческий возраст, по мнению Г.С. Абрамовой, – это оптимальный период для развития основного социального потенциала человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, на развитие его личности. Во время учебы в университете, при наличии благоприятных условий, студенты развивают все уровни психики. Они определяют направление сознания человека, т.е. формируют образ мышления, характеризующий профессиональную ориентацию человека. Для успешного обучения в вузе необходим достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня знаний определенного круга логических операций [1, с. 456].
Студенческий возраст представляет собой особый период в жизни человека. Известно, что переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и распадом привычных жизненных представлений.
Достоинство самого определения проблемы студенчества как особой социальной, психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Этот возраст характеризуется завершением процесса роста, ведущего в конечном итоге к расцвету организма, создавая предпосылки не только для особой позиции молодого человека в обучении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте меняются особенности внутреннего мира и самосознания, происходят эволюция и перестройка психических процессов и свойств личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.
2 Содержание работы социального педагога по формированию здорового образа жизни в студенческой среде
2.1 Изучение опыта социального педагога в процессе формирования здорового образа жизни в студенческой среде на примере ВГУ имени Машерова
В работе социального педагога по пропаганде здорового образа жизни активно используются различные формы и методы работы, мероприятия по профилактике всех видов химической зависимости.
Первичная профилактика сопоставима с универсальной вакцинацией – необходимо способствовать формированию привычки здорового образа жизни в раннем и подростковом возрасте. Актуальными и эффективными методами профилактики являются профилактические мероприятия, видеофильмы, дискуссии, социальные проекты, творческие конкурсы [13, с.259].
На протяжении ряда лет в школе проводится Неделя профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. В рамках этой работы в этом году были проведены следующие мероприятия: - акция «Мы за здоровый образ жизни»:
- конкурс видео «Спорт – это мир!»
- спортивный конкурс «Счастливые старты»
- комплексные спортивные мероприятия;
- конкурс поделок «Мы за здоровый образ жизни!»
- конкурс плакатов о здоровом образе жизни;
- конкурс презентаций (социальные проекты) о здоровом образе жизни;
- круглый стол со специалистами по ювенальному праву;
- интеллектуально-правовой конкурс (игра "Что? Где? Когда?") [14, с.47].
Вовлечение студента в здоровый образ жизни начинается с формирования мотивации к здоровью. Ориентация на здоровье, его укрепление должны стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни молодого человека.
Мотивация здорового образа жизни – это целостная система осознанных мотивов, направляющая личностные проявления (моральные, духовные, физические) в различные сферы жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья. Система мотивов – это: мотивы, интересы, потребности, стремления, установки, личные идеалы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что студенчество представляет собой особую категорию населения, которая определяется наличием определенных характеристик, таких как общая учебная деятельность, возраст, наличие определенных психологических и социальных особенностей. Данный период в жизни человека характеризуется как оптимальный для развития качеств и свойств личности, формирования характера.
Формирование здорового образа жизни у молодежи должно стать одной из приоритетных задач не только Министерства здравоохранения, но и образовательного учреждения. Только совместными усилиями студенты могут сформировать культуру ответственного отношения к своему здоровью.
Только совместными усилиями можно создать культуру ответственного отношения к своему здоровью, увеличить долю молодых людей, ведущих здоровый образ жизни, организовать систематическую физкультуру и спорт, снизить распространенность употребления табака и алкоголя, способствовать формированию культуры здорового питания. Важную роль в формировании здоровьесберегающего мышления учащихся играет личность учителя, который должен не только быть убежденным сторонником принципов здорового образа жизни, но и обладать технологией формирования у своих учеников практических навыков профилактики. Инновационные педагогические подходы становятся необходимым условием развития личности учащегося, позволяя реализовать воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект,2010. – 623 с.
2. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 208 с.
3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Л.А. Попова – Рн/Д.: Феникс, 2010. – 248 с.
4. Бабаева, Д.И. Динамика отношения студентов к ЗОЖ, как условию формирования своего здоровья / Д.И. Бабаева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2015. – № 3. – С. 1-4.
5. Баканова, А.Ф. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / А.Ф. Баканова // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 6. – С. 8-11.
6. Баранов, А.Н. Формирование здорового образа жизни студенчества как фактор оздоровления нации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 2. – С. 184-185.
7. Белкова, И.Ю. Педагогические условия формирования ЗОЖ студентов / И.Ю. Белкова // Академический журнал Западной Сибири. – 2010. – № 5-6. – С. 30-31.
8. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет / В.И. Белов. – М.: Химия, 2003. – 400 с.
9. Богданова, О.М. Формирование позиции и заинтересованности студента в поддержке ЗОЖ / О.М. Богданова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 2-4. – С. 141-143.
10. Виленский, M.Я. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский. – M.: Гардарики, 2007. – 138 с.
11. Габай, Т. В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. – М.: Издательство МГУ, 2011. – 160 c.
12. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы / С.П. Евсеев. – СПб.: Питер, 2009. – 144 с.
13. Караев, Р.Б. Валеологическое образование как условие формирования ЗОЖ молодежи / Р.Б. Караев // Наука и современность. – 2011. – № 8-1. – С. 258-262.
14. Карасева, Т.В. Культура здоровья преподавателя ВУЗа / Н.Н. Бабанова. – Иваново, 2010. – 112 с.
15. Касимов, Р.А. О нормативной модели здорового образа жизни / Р.А. Касимов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 2 (38). – С. 161-172.
16. Латышева, О. А. Теоретическое и практическое содержание занятий со студентами в специальных медицинских группах / О.А. Латышева. – Новосибирск: СГГА, 2009. – 51 с.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 345 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина – М.: Академия, 2010.– 452 с.
19. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2017. – 255 с.
20. Паначев, В.Д. Анализ физической культуры и здорового образа жизни // Международный журнал экспериментального образования / В.Д. Паначев. – М.: Академия, 2013. – № 4 (2). – С. 40-45.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
22. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
23. Смит, Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. под. общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 384 с.
24. Фокин, Ю.Г. Психодиагностика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания / Ю.Г. Фокин. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. – 424 с.
25. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. – СПб.: Питер, 2000. – 340 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты