Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздева
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздева»
по дисциплине: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздева
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Развитие речи детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основания онтолингвистики
1.1. Основные направления исследований в рамках лингвистики детской речи
1.2. Становление психолого-педагогических взглядов А. Н. Гвоздева
Выводы первой главе
Глава 2. Основные положения по развитию детской речи в научных трудах А. Н. Гвоздева
2.1. А. Н. Гвоздев о закономерностях усвоения речи детьми
2.2. Влияние трудов А. Н. Гвоздева на педагогические и психологические исследования проблем развития речи детей
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Детский язык представляет большой интерес в качестве объекта научных исследований. Уже в конце XVIII века, в 1787 году немецкий ученый Д. Тидеманн опубликовал систематический обзор своих наблюдений по развитию речи сына.
С начала ХХ века речевые способности детей стали изучаться особенно активно, в результате чего психологи, лингвисты подготовили множество работ, описывающих наблюдения за возникновением и развитием речи у детей (часто у их сыновей и дочерей).
Так, большое количество ценного материала по детской речи собрал А.Н. Рыбников.
К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти лет» раскрывает особенности речи ребенка и приводит яркие примеры детской речи.
Изучением детской речи занимаются такие зарубежные исследователи, как: К. Бюлер, К. и В. Штерн, Я. Пиаже. Они внесли существенный вклад в изучение детской речи на ее ранних стадиях.
Наряду с этими исследованиями отметим и работы А.Н. Гвоздева. Он внес значительный вклад в изучение модели обучения детей русской фонетике, грамматических структур. Его работы не потеряли своей значимости и актуальности не только для развития практических направлений педагогики, психологии и лингвистики, но выступают в качестве основы для создания новых теоретических подходов в этих областях.
Особо следует отметить базовое исследование А.Н. Гвоздева «От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений», в котором изложен онтогенез речи исключительно точно, объективно и полно. Ценность этой монографии заключается в том, что она отражает структурно-уровневый подход к анализу усвоения детьми системы родного языка: фонологии, грамматики, лексики.
Дневник А.Н. Гвоздева был и остается основой для развития теоретической позиции Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, и др.
Логично, что А.Н. Гвоздев рассматривает овладение детским языком как процесс развития последнего, так как А.Н. Гвоздев считает, что детская речь осознает «постоянно меняющийся и растущий язык, управляемый влиянием речи окружающей среды». Такой подход, безусловно, актуален для современной психолингвистики и методики развития речи у детей. Поэтому анализ работ А.Н. Гвоздева в области развития речи дошкольников поможет решить проблемы современной науки относительно ее практикоориентированности. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Глава 1. Теоретические основания онтолингвистики
1.1. Основные направления исследований в рамках лингвистики детской речи
В настоящее время наблюдается растущий интерес к изучению звучащей речи. Ранее основным материалом для лингвистических исследований были письменные тексты, но с появлением технологических средств записи речи и различных компьютерных программ для производства и анализа речи появилась возможность изучать звучащую речь в ее различных проявлениях. Основополагающей областью фонологических исследований является изучение процессов и особенностей усвоения языка детьми. Общепризнанно, что подавляющее большинство детей могут выучить свой родной язык за относительно короткий период времени, по крайней мере, в той степени, в какой это необходимо для выражения коммуникативного смысла, но то, как они строят свою собственную языковую систему, не было детально изучено [34].
Детская речь как исследовательский материал уже давно привлекает специалистов из всех областей научного знания – психологов, педагогов, лингвистов, логопедов и дефектологов. Однако в последнее время произошел переход от описательных исследований, без которых невозможно было обойтись на ранних стадиях, к сосредоточению внимания на понимании природы явления [21].
Американский лингвист Д. Ингрэм [35] применительно к зарубежным исследованиям детской речи выделил три периода в истории их развития:
1) период дневниковых записей.
2) кросс-секционные исследования.
3) лонгитюдные исследования.
Одной из «первых классических работ, посвященных исключительно детскому языку» [34] явилась работа Клары и Вильгельма Штерн «Die Kindersprache».
Метод дневниковых записей был применен Тьерри Вильямом Прейером и Грэнвилл Стэнли Холлом. Он основал журнал «Pedagogical Seminary», в котором публиковались дневниковые записи речи детей: «Bateman, Brandenburg, Chamberlain and Chamberlain, Pelsma, Nice» [36].
Дневник содержит множество конкретных фактов о развитии языковой системы отдельных детей. В то же время, однако, редко встречаются какие-либо теоретические предписания, например, принципы формирования языковой системы ребенка. Дневник в основном носил описательный характер.
По словам Д. Ингрэма, второй период начался с публикации экспериментальной работы М. Смита в 1926 году. Ее исследование включало подробный анализ некоторых лингвистических аспектов 124 детей в возрасте от 2 до 5 лет. Аналогичное исследование провел Маккарти. Новый период характеризовался участием в исследовании достаточно большого числа детей одного возраста и сравнением их языковых выборок. Вслед за Смитом и Маккарти ряд исследователей проанализировали языковые модели близнецов, одаренных детей и детей из разных социальных слоев. В отличие от дневниковых записей, метод перекрестного исследования позволяет собрать достаточное количество лингвистического материала. Основным недостатком этого метода является то, что он не позволяет наблюдать за развитием языка отдельных детей [35].
Глава 2. Основные положения по развитию детской речи в научных трудах А.Н. Гвоздева
2.1. А.Н. Гвоздев о закономерностях усвоения речи детьми
Процесс приобретения грамматических структур детьми связан с аналитико-синтетической активностью коры головного мозга, механизм развития которой выявил И.П. Павлов, высказавший мысль о том, что грамматика является особой формой динамических лингвистических стереотипов. Физиологический механизм изучения грамматических структур – это развитие обобщения (переноса), динамических стереотипов соответствующих грамматических отношений. Дети наблюдают за реальными отношениями предметов, воспроизводят их в речи, делают определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняют свою речь этим правилам.
Физиология установила основы условных рефлексов для усвоения языка. У ребенка формируется определенный динамический стереотип, который, меняя части речи, учит его, что выражение определенных идей требует использования определенных грамматических форм.
Динамические стереотипы развиваются благодаря их большой стабильности. Освоив падежные окончания, ребенок будет использовать их однозначно, если они соответствуют общей системе языка. Но в то же время не хватает гибкости в применении динамических стереотипов. Ребенок также использует выученные грамматические формы при отклонении от системы [1].
То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все существительные изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым, в исследовании которого содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, еще не изменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок использует в речи основные формы языка.
Ребенок овладевает грамматической системой родного языка во всех ее наиболее типичных проявлениях уже к трем годам. К 1 году 10 месяцам ребенок усваивает число существительных и разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными, повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для него большое значение. Сложнее усваиваются отношения, связанные с предметами и пространством, со временем и с участниками речи.
Позднее, к 2 годам 10 месяцам, усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение рода, который не запоминается механически, а связывается с морфологической структурой существительных.
Заключение
В течение длительного времени детская речь как материал для исследований привлекает специалистов в различных областях научного знания – психологов, педагогов, лингвистов, логопедов, дефектологов. К.Штерн и В.Штерн, М.Смит И.А.Сикорский, В.П. Вахтеров, А.Ф. Левоневский, К.Чуковский, А.Н. Гвоздев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И. А. Зимняя посвятили свои работы детской речи.
Работы Гвоздева по диалектологии, фонетике и фонологии, теории орфографии, морфологии и стилистики легли в основу базовых университетских курсов, которые он написал: «Современный русский литературный язык», «Очерки о стилистике русского литературного языка». А.Н. Гвоздев выявил различные возрастные стадии приобретения детьми различных лингвистических феноменов и установил модель понимания и использования фонологических, морфологических и синтаксических структур и категорий. Работа А.Н. Гвоздева жива и не утратила своей актуальности.
Известный лингвист А.Н. Гвоздев раскрывает закономерности усвоения грамматической части речи. Его исследования содержат богатый фактический материал из многолетних наблюдений за процессом морфологического и синтаксического формирования речи детей, позволяющий проследить процесс формирования грамматических структур от первых, еще незыблемых аморфных слов до основных форм языка, используемых детьми в речи до начального школьного возраста. Появление простых и сложных предложений грамматического и синтаксического состава в детской речи возможно только тогда, когда ребенок приобрел достаточное количество лексических и грамматических форм для выражения главных и второстепенных членов предложения.
1. Белянин, В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. – М. : Изд-во «ЧеРо». – 2001. – 127 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 116 с.
3. Богатырева, А.А. Понимание слов детьми трех-пяти лет / А.А. Богатырева // Дошкольное воспитание. – 1967. – №9.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1974. – 288 с.
5. Винарская, Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка» / Е.Н. Винарская. – М., 2013. – 160 с.
6. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. / Составление К.Ф.Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
7. Выготский, Л. С. «Мышление и речь» / Л.С. Выгосткий. – М., – 2010
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. -472 с.
9. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2005. – 320с.
10. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Изд. 4-е, стереотипное. М. : КомКнига. – 2005.
11. Елисеева, М.Б. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации : со слов. и тестами / М. Б. Елисеева, Е. Г. Ковалевская. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - СПб. : Паритет, 2006. – 413
12. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966.
13. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990. – 239 с.
14. Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Москва-Воронеж. – 2001. – 429 с.
15. Круглякова Т.А., Еливанова М.А. Конференция «проблемы онтолингвистики – 2018» / Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2018. – №189
16. Купач Т.Ю. Идеи художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в русской педагогике середины XIX начала XX вв. Диссертация канд. пед. наук / Т.Ю. Купач. – М., – 1995. – 120 с.
17. Лямина Г.М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / Г.М. Лямина. – М., 1982. – 17-35 с.
18. Мосина Н. М. История исследования детского языка в России и за рубежом / Н.М. Мосина // ИТС. – 2003. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-detskogo-yazyka-v-rossii-i-za-rubezhom.
19. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнорович. – Изд-во Наука. – М., 1981. – 109 с.
20. Онищенко Э.В. Из истории становления и развития дошкольных учреждений в Санкт-Петербурге / Э.В. Онищенко // Дошкольная педагогика. – №1. – 2002. – 61-63 с.
21. Онищенко Э.В. Развитие метода Е.И. Тихеевой в практике современного детского сада. Дисс. канд. пед.наук / Э.В. Онищенко. – СПб., 1996.
22. Парамонова Л. Г. «Становление звукопроизношения в онтогенезе: норма и патология». Материалы международной научной конференции «Проблемы онтолингвистики-2013» / Л.Г. Парамонова. – СПб. – 2013. – 528 с.
23. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» / Ж. Пиаже. – М; 2010. – 528 с.
24. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд-во Феникс, Ростов – н/Д, 2003. – 446 с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение 1984.
26. Семантические категории в детской речи / под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. – 436 с.
27. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК». – 2012
28. Спецкурс: обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. М. – 1994. – 149 с.
29. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под редакцией М.Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – М.: Флинта: Наука, 2003.
30. Творческое наследие А.Н. Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики: межвуз. сб. науч. тр. / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Самар. гос. пед. ун-т, Гл. упр. нар. образования при Администрации Самар. обл.; [редкол.: Е. М. Кубарев (отв. ред.) и др.]. – Самара : СамГПУ, 1997. – 183
31. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2001. – 240 с.
32. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., ТЦ «Сфера». – 2013. – 326 с.
33. Чуковский К. «От двух до пяти» / К. Чуковский [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Ot2do5/Posleslovie.
34. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста : С использованием в качестве материала ненапечатанных дневников Клары Штерн / В. Штерн; Пер. М. А. Энгельгарда. – 2-е изд. – Петроград. – 1922. – 280 с.
35. Ingram D. «First Language Acquisition: Method, Description and Explanation» / D. Ingram. – Cambridge University Press. – 2019. – 588 с.
36. Preyer W.T. Die Seele Des Kindes: Beobachtungen Uber Die Geistige Entwicklung Des Menschen in Den Ersten Lebensjahren (German Edition) / W.T. Preyer. – Wiesbaden, 2011
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты