Социально-педагогическая работа специалиста с учащимися с девиантным поведением
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа специалиста с учащимися с девиантным поведением»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа специалиста с учащимися с девиантным поведением
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Ассингера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник Л.Г. Почебут.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса — Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Ассингера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник Л.Г. Почебут.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса — Дарки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА С УЧАЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Поведенческие девиации, их сущность, причины и классификация
1.2 Уровни эмоциональной напряженности, их влияние на формирование девиантного поведения
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1 Выявление личностей, склонных к девиантному поведению
2.2 Коррекционная работа с импульсивными и аффективными детьми
2.3 Коррекционная работа с недисциплинированными учащимися и учащимися склонных к нарушению правовых норм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения учащихся является одной из самых актуальных для современного мирового сообщества. Плохая статистика свидетельствует о росте девиантного поведения среди учащихся, начиная от деструктивного поведения и заканчивая тяжкими преступлениями.
Период обучения в школе в первую очередь связан с физиологическими и анатомическими изменениями в организме ребенка – половым созреванием. Линии умственного и физиологического развития не идут параллельно, и границы этого периода значительно различаются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, а пубертатный кризис может наступить в 10 и 13 лет. Начиная с кризиса, весь этот период, как правило, труден как для ребенка, так и для ближайших к нему взрослых. Поэтому этот период иногда называют затяжным кризисом. Проявляя повышенный интерес к действительности, учащийся ищет свое место в окружающем его мире, очень тонко чувствуя все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и социальных институтов.
Девиантное поведение может быть необоснованным. Учащийся просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (отсутствие материальных ресурсов, противоречивые ожидания близких, слабое освоение нормальных путей социальной адаптации) он не может этого сделать. Это отражается в его самоощущении и подталкивает его к поиску самореализации в других направлениях. Девиантное поведение у учащихся – это система действий или отдельных действий, противоречащих принятым в обществе правовым и моральным нормам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА С УЧАЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Поведенческие девиации, их сущность, причины и классификация
Сегодня в современной научной литературе существует большое количество определений понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение (социальное отклонение) – это поведение, отличающееся от общепринятых, наиболее распространенных и установленных норм в определенных сообществах на определенном этапе их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание правонарушителя) [14, с. 98].
Проблема девиантного поведения актуальна с самого начала развития социологии. Считается, что одним из основоположников современной девиантологии является французский социолог Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году написал работу «Самоубийство», в которой ввел новое понятие – аномию.
Аномия – это состояние растерянности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных изменений [8].
Дюркгейм объяснил это понятие на примере увеличения числа самоубийств во время внезапных экономических спадов и подъёмов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон, в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.
Девиантное поведение интерпретируется социальными науками как социальный феномен, представляющий реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данном социальном окружении, его непосредственном окружении, коллективе социально-моральных норм и культурных ценностей; нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе, к которому принадлежит человек [14, с. 103].
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1 Выявление особенностей девиантного поведения учащихся
В данной курсовой работе было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление личностей, склонных к девиантному типу поведения.
Выборка исследования: в этом исследовании принимали участие учащиеся обычной средней школы – 20 мальчиков (первая группа), а также ученики гимназии – 10 мальчиков, 14 девочек (24 человека) – вторая группа. Возраст исследуемых подростков – от 14 до 16 лет.
Методики исследования:
– опросник Ассингера;
– опросник Л. Г. Почебут;
– опросник агрессивности Басса - Дарки.
1. Опросник Ассингера определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Опросник можно применять и в профессиональной психологической деятельности, и в самотестировании. Для полноты картины рекомендуется использовать его в сочетании с другими методиками на коммуникативные особенности. Примерное время выполнения теста: 10 минут. Порядок проведения: испытуемому выдается стимульный материал, бланк ответов. Время не засекается. В каждом задании вам предстоит выбрать один из трех вариантов ответа [16, с.177]. Задания опросника представлены в Приложении А.
2. Опросник Л. Г. Почебут. В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение – это устойчивое поведение человека, отклоняющееся от важнейших социальных норм, наносящее реальный ущерб обществу или самому человеку и сопровождающееся его социальной дезадаптацией. Девиантное поведение характеризуется тем, что проявляющий его человек вызывает негативную оценку со стороны других людей, так как сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит антисоциальный или антисоциальный характер. Причинами девиантного поведения могут быть: возрастно-психологические, социально-психологические, медико-биологические. Девиантное поведение особенно проявляется в подростковом возрасте. Негативное влияние ближайшего окружения, влияние школы и особенностей личности подростка может привести к нарушениям в поведении и проявиться в виде преступного, агрессивного, аддиктивного, суицидального поведения.
Психоэмоциональное напряжение – пограничное состояние, образующееся в результате чрезмерного повышения эмоционального напряжения и характеризующееся временным снижением устойчивости психической и психомоторной функций, выраженными соматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности при невозможности полной эмоциональной разрядки и отрыва от тревожно-депрессивных переживаний. Рассматривая представителей с сильной и слабой нервной системой, можно заметить, что индивидуумы со слабым типом нервной системы подвержены девиантному поведению в результате негативных стрессовых факторов, в то время как представители сильного типа нервной системы, наоборот, демонстрируют положительные достижения.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
4. Беседина, О.В. Профилактика аддиктивного поведения / О.В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: Генезис, 2009. – 470 с.
6. Гриценко, Л.И. Педагогика и психология: теория и технологии. Курс лекций. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Планета, 2012. – 300 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
10. Капустина, А.Н. Социальная психология личности. Ч. 1 : учеб. пособие / А.Н. Капустина. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2012. – 144 с.
11. Кащенко, И.Н. Коррекционная педагогика / И.Н. Кащенко – М.: Просвещение, 1999. – 131 с.
12. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 416 с.
13. Ковтун, Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л.О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
14. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
15. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2008. – 272 с.
16. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с.
17. Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149-153.
18. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми / О.А. Матвеева – М.: Владос, 2001 – 132 с.
19. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92-102.
20. Пашкова, Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности / Пашкова Е.Н., Михайлова В.П. // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. – Кемерово: Полиграф, 2004. – 284 с.
21. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
22. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск: УГУ, 2004. – 140 с.
23. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И.А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
24. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
25. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Ассингера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник Л.Г. Почебут.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса — Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Ассингера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник Л.Г. Почебут.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Опросник агрессивности Басса — Дарки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты