Применение информационных технологий в процессе формирования представлений о форме у детей с нарушением зрения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Применение информационных технологий в процессе формирования представлений о форме у детей с нарушением зрения»
по дисциплине: «Инклюзивное образование»
2021
45.00 BYN
Применение информационных технологий в процессе формирования представлений о форме у детей с нарушением зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Инклюзивное образование
Организация: Ясли-сад № 155, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1. Особенности восприятия формы предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.2. Особенности использования информационных технологий в процессе формирования представлений о форме предметов у детей с нарушениями зрения
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1. Методика организации опытно-экспериментальной работы
2.2. Описание и анализ данных констатирующего этапа исследования сформированности у детей представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Разработка коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием информационных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Зрительное восприятие имеет особое значение в жизнедеятельности человека, так как с помощью него, по современным данным, мы получаем 80-90% информации о предметах и явлениях окружающего мира. И.М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психической жизни, пишет, что визуальная ориентация занимает ведущее место в цепи существующих психических функций.
В теоретических исследованиях таких авторов, как Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. зрительное восприятие определяется как совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Зрительное восприятие выполняет огромную роль как в осуществлении различных видов деятельности (учебной, трудовой, пространственной ориентации), так и в развитии всех сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной, физической). Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования различных учебных навыков. Б.Г. Ананьев считает, что доминантность зрительной системы определяется сочетанием четырех факторов: целостностью предметного образа, предметного действия с объектами действительности, знаковостью воспринимаемых объектов и пространственной организацией одновременного образа.
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения формы, цвета, величины, удаленности предмета, его положения в пространстве и др. Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, замедленность и нечеткость их опознания, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, нарушает одновременность восприятия. В связи с этим очень важно вовремя начать коррекционную работу с детьми с нарушениями зрения. Подколзина Е.Н. отмечает, что в системе этой работы важное место занимает развитие зрительного восприятия, которое осуществляется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога, общеобразовательных занятиях и в свободных видах деятельности детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1. Особенности восприятия формы предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка. Данный период одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития [2, c. 37]:
- для младенческого возраста – ощущения,
- для раннего возраста – речь,
- для дошкольного – восприятие,
- для младшего школьника – мышление.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок, рассматривания иллюстраций, бесед.
Что такое восприятие? Это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др.
Предметность восприятия формируется у ребенка постепенно. Играя с предметами (игрушками), он осязательно, зрительно и через движения знакомится с ними. В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ предметов и явлений [14, c. 2].
С целостностью восприятия связана его структурность. Структурность восприятия – это сформированность во времени целостного образа предметов окружающего мира. Восприятие отражает не только существенные свойства и признаки предмета, но имеет смысловое значение, выраженное в названии предмета или явления.
Восприятие – это сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, но и на предыдущий опыт растущего человека.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Необходимо создавать условия детям для развития восприятия, иначе у ребенка могут наблюдаться задержки психического развития.
Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для него вид информации.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1. Методика организации опытно-экспериментальной работы
С целью оценки уровня сформированности представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения было проведено исследование на базе ГУО «Ясли-сад № 155 г. Гомеля».
В исследовании принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Из них 14 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения составили экспериментальную группу, а 14 детей старшего дошкольного возраста со зрением, находящимся в норме вошли в состав контрольной группы.
В качестве диагностических заданий детям были предложены материалы и дидактические игры, позволяющие определить уровень элементарных математических представлений у детей. В ходе констатирующего эксперимента применялись задания для диагностики, которые были разработаны Г.А. Репиной и И.В. Житко.
Каждому ребенку были предложены диагностические задания, которые предполагали количественный анализ. За успешность выполнения заданий выставлялись баллы, на основании которых можно было сделать вывод об уровне сформированности представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения .
При отборе диагностических заданий учитывались программные требования и критерии оценки уровня развития элементарных математических представлений у старших дошкольников. В частности, Е. И. Щербаковой отмечено, что дети в старшем дошкольном возрасте быстро узнают и называют геометрические фигуры плоскостные (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, овал, ромб). Дети ориентируются, воспринимая фигуру по ее контуру, а не внутренним особенностям. Как правило, в этом возрасте дети обследуют фигуру, точно выделяют ее структурные компоненты: углы (части плоскости), вершины (точки), стороны (границы фигуры). Ребенок свободно на основе своих представлений анализирует предметный мир, как эталоны формы используя геометрические фигуры. Выделяет сходства и различия при этом он трудно определяемые или незначительные. Дети называют в старшем дошкольном возрасте и используют практически объемные геометрические фигуры (конус, шар, пирамида, цилиндр, куб). Дети осваивают обобщения помимо этого: четырехугольники, многоугольники – это треугольники, пяти- и шестиугольники. Дети моделируют геометрические фигуры: создают из палочек и пластилина, чертят их, изображают схематически с помощью точек, вырезают и т.п. В этом им помогают разные виды детской деятельности (игры, рисование, аппликация, конструирование, проблемные ситуации и т.п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для него вид информации. Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности. Трудности визуального восприятия детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения элементов и геометрических параметров форм осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете.
В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Общение с компьютером вызывает у детей с нарушениями зрения живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные игры учат детей с нарушениями зрения преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Применение компьютера в дошкольном возрасте возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
С целью оценки уровня сформированности представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения было проведено исследование на базе ГУО «Ясли-сад № 155 г. Гомеля».
В исследовании принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Из них 14 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения составили экспериментальную группу, а 14 детей старшего дошкольного возраста со зрением, находящимся в норме вошли в состав контрольной группы.
В качестве диагностических заданий детям были предложены материалы и дидактические игры, позволяющие определить уровень элементарных математических представлений у детей. В ходе констатирующего эксперимента применялись задания для диагностики, которые были разработаны Г.А. Репиной и И.В. Житко.
1. Алексеев, О. Л. Отражение контраста формы объектов младшими школьниками с нарушенным интеллектом в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О. Л. Алексеев, Т. В. Нестерова // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 13- 20.
2. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей / Т.В.Башаева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 237 с.
3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И.Г. Белавина // Вопрос психологии. - 1993. - №3.-С.53
4. Бубнова, И. В. Развитие компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами тактильной книги / И. В. Бубнова, Т. В. Слюсарская // Научный альманах – 2016. – №2-4. (16) – С. 146-151.
5. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду / Н.Н. Булгакова // Информатика. – 2001. – №18. - С.16.
6. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереа к математике у старших дошкольников / Л.Н. Вахрушева. - Киров: Изд-во ВГПУ,1998.-С.23,26-27.
7. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия ребенка / Л.П. Григорьева, И.В. Блинникова, М.Э. Бернадская, О.Г. Солнцева // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: «Школа-Пресс», 2001.
8. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. – М. : Просвещение, 1990. – 362 с.
9. Даливеля, О.В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля, В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 2. – С. 8-12.
10. Димитров П.А. Методические разработки по использованию компьютера в образовании / П.А. Димитров. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.-С.23,27
11. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова – Челябинск : Букватор, 2006. – 113 с.
12. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М., 1990. – 340 с
13. Земцова, М. Н. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. Н. Земцова. – М., 1973. – 159 с.
14. Кондратов, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Кондратов. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.
15. Краснощёкова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего дошкольного возраста: игра, упражнения, тесты / Л. С. Краснощёкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С.2.].
16. Литвак, А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. – М. : Просвещение, 1985. – 195 с.
17. Методика формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Точка доступа : http://studbooks.net/1814437/pedagogika/metodika_formirovaniya_predstavleniy_ velichine_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.
18. Осипова Т.Г «Компьютерные программы для детей с нарушениями зрения дошкольного возраста» / Т.Г. Осипова // Детский сад от А до Я научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2003, №1 (01), С. 149
19. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М. : РАОИКП, 1999. – 58 с.
20. Солнцева, Л. И. Психология воспитания детей с нарушением зрения : учебник / Л. И. Солнцева ; под. редакцией В. З. Денискина. – М. : Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
21. Стернина, Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих дошкольников / Э. М. Стернина. – М. : Просвещение, 198. – 156 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ План-конспект занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты