Социально-психологические аспекты общения подростков в социальных сетях среды Интернет
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологические аспекты общения подростков в социальных сетях среды Интернет»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Социально-психологические аспекты общения подростков в социальных сетях среды Интернет
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ
1.1 Понятие и роль общения в подростковом возрасте
1.2 Социальные сети среды Интернет: понятие и сущность
1.3 Социально-психологические факторы общения подростков в социальных сетях среды Интернет
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ
2.1 Пояснительная записка
2.2 Содержание программы тренинга
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В период широкого распространения информационных технологий жизнь современных подростков и молодежи невозможно представить без ежедневного использования Интернета. Одной из наиболее популярных функций таких устройств выступает возможность виртуального общения между людьми. Средствами реализации данной функции служат социальные сети.
Современная действительность с ее стремительным темпом жизни во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются подростки в общении со сверстниками. Сегодня появилась еще одна возможность межличностного взаимодействия – виртуальное общение, и подростки успешно осваивают эту сферу, зачастую увлекаясь ей в большей степени, чем необходимо. Виртуальное общение помогает удовлетворить столь необходимую потребность подростка в контакте с другими людьми, увеличить круг знакомых и друзей, но отсутствие живой речи, невербальной коммуникации (жестов, мимики), возможности получить достоверные знания об эмоциях собеседника, снижает значимость данного вида общения.
Под воздействием Интернета происходят изменения в ценностных ориентациях молодежи, формируется новый по своему содержанию, качеству вид общения. Такое стремительное развитие информационных технологий и захват социальными сетями внимания подавляющего большинства подростков ставит проблему влияния виртуального общения на способность полноценно общаться в реальной жизни.
Чрезмерное увлечение подростками социальными сетями может привести к расстройствам сна, к беспокойству и депрессии, отразиться на их физическом и психическом здоровье. Это порождает необходимость обращения к проблеме профилактики чрезмерной увлеченности общением в сети. Предупреждение негативных последствий общения подростка в Интернете возможно через развитие таких личностных качеств, которые будут выступать барьером для чрезмерной увлеченности социальными сетями.
Одним из средств развития навыков общения в подростковом возрасте является психологический тренинг, который представляет собой инструментальное опосредствующее действие, в ходе которого участники получают новый опыт на основе внутренних и поведенческих изменений. Преимущество психологического тренинга заключается в получении участниками обратной связи, которая предоставляет возможность познания самого себя, осознания и оценки своих индивидуально-психологических особенностей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ
1.1 Понятие и роль общения в подростковом возрасте
Подростковый возраст представляет собой возрастной период от 11-12 до 14-15 лет. Отрочество традиционно подразделяют на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст, охватывающий возраст 11-13 лет и позитивную – старший подростковый возраст (14-15 лет) [23, с. 281].
В зарубежной психологии проблемой изучения подросткового возраста. занимались Ш. Бюлер, В. Штерн, Э. Эриксони др. Так, Ш. Бюлер выделяет 2 фазы развития ‑ пубертатная стадия и юность. Граница между ними проходит в 17 лет. Критерием перехода в период юности является изменение основной установки по отношению к окружающему миру. Основные черты негативной фазы: «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание, которое находит свое выражение в драчливости и капризах; подростки не удовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир [20, с. 144].
В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. При этом решающую роль формирования личности играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности [20, с. 146].
Э. Эриксон относил подростковый возраст к самому важнейшему и наиболее трудному периоду человеческой жизни, и подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии [30, с. 64].
В подростковом возрасте формируется мировоззрение, нравственные убеждения, принципы, идеалы, представления о себе как о субъекте, интенсивное становление самосознания. На протяжении подросткового возраста отмечается постепенное формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления ребенка о себе и о других.
ГЛАВА 2 ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ
2.1 Пояснительная записка
Программа тренинга предназначена для подростков, увлекающихся социальными сетями среды Интернет. Не владея коммуникативными навыками, которые важны для построения взаимоотношений с другими люди, подростки всё чаще отдают предпочтение время препровождению в Интернете. В социальных сетях подростки реализуют свою потребность в общении, которое имеет свои особенности и не является таким богатым, как живое общение.
Успех любого разговора зависит от умения влиять, убеждать, советовать, проявлять понимание и поддержку. Для осуществления успешного взаимодействия важно уметь слушать, правильно задавать вопросы, понимать невербальное поведение собеседников.
В процессе непосредственного общения, которое устанавливается в ход тренинга, подростки получают имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Другими словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь. Именно благодаря обратной связи возможно сформировать навыки общения у подростков.
Название программы: «Живое общение».
Цель программы: создание условий для формирования навыков общения у подростков, увлекающихся социальными сетями среды Интернет.
Задачи программы:
1) формировать навыки установления и поддержания контакта;
2) способствовать преодолению коммуникативных барьеров;
3) развивать умение слушать других.
Методы программы: разминка, фасилитация, модерация, тренинг социальных навыков, групповая дискуссия, рефлексия.
Форма работы: групповая.
Контингент и количество участников: подростки, оптимальное количество участников: 8-10 человек.
Структура программы: программа состоит из 5 занятий.
Время реализации тренинговой программы: 1,5 месяца.
Режим работы: длительность занятия – 80 минут 1 раз в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что общение играет большую роль в развитии личности подростка. В этом возрасте общение претерпевает значительные изменения, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Подросток удовлетворяет свою потребность в общении во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в которых происходит формирование собственной индивидуальности. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важнейших функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения.
Социальные сети – это интернет-площадка, на которой объединяются социальные позиции, для создания и поддержания межличностных связей посредством различных инструментов общения и самовыражения. Пользователи социальных сетей, различающихся интенсивностью активности в виртуальном пространстве, характеризуются разной степенью общительности, самоконтролем, тревожностью и другими особенностями. С увеличением стажа использования социальных сетей у пользователей может наступить зависимость от социальных сетей, которая является проявлением наивысшей степени вовлеченности в социальные сети.
Основная особенность общения в социальных сетях у подростков заключается в том, что Интернет является местом для реализации их потребностей в аффилиации, общении, уважении, самоутверждении, самореализации. В социальных сетях подростки имеют возможность найти единомышленников, поделиться идеями и жизненным опытом. Для подростов, чрезмерно увлеченных общением в социальных сетях, характерны нарушения социальных связей и низкая доступность ресурсов (сверстниками, одноклассниками, родителями и ближайшим окружением в целом).
Нами была разработана тренинговая программа для подростков, увлекающихся социальными сетями среды Интернет, под названием «Живое общение». Цель программы: создание условий для формирования навыков общения у подростков, увлекающихся социальными сетями среды Интернет. В задачи программы вошло: 1) формировать навыки установления и поддержания контакта; 2) способствовать преодолению коммуникативных барьеров;3) развивать умение слушать других.
1. Аболина, Н. С. Практикум по развитию коммуникации: учебное пособие / Н. С. Аболина. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. - 72 с.
2. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева // Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67-79.
3. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
4. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник Московского университета. – 1996. – № 4. – С. 14-20.
5. Балымов, И.Л. Социальное познание в ситуации Интернет-общения: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.Л. Балымов. – Санкт-Петербург, 2000. – 19 с.
6. Баранова, Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М. Баранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4. – С. 105-110.
7. Богомолова, Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
8. Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
9. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
10. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии. – 2010. – №3. – С. 102-111.
11. Касаткина, Н.В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н.В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. – № 2. – С. 160-162.
12. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 513 с.
13. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
14. Косивченко, Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей / Е.И. Косивченко // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. – Краснодар, 2010. – С. 185-188.
15. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
16. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров, Е.А. Борисова // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С . 71-79.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
18. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
19. Паршкова, А.В. Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости / А.В. Паршкова // Инновационная наука. – 2015. - № 2. – С. 122-126.
20. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
21. Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
22. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. – С. 221-230.
23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
24. Собкин, В.С. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии / В.С. Собкин // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3 (31). - С. 23-30.
25. Тихомирова, Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами Интернет-общения / Е.В. Тихомирова // Известия Саратовского ун-та. – 2015. – № 1. – С. 66-69.
26. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 1-9.
27. Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
28. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю.Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
29. Шкуратова, И.П. Смыслы и мотивы общения людей в социальных сетях. Интернета // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: материалы всероссийской психологической конференции / И.П. Шкуратова. – М.: Кредо, 2014. – С. 281-282.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 346 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты