Феномен популярности молодежных субкультур 20 века
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Феномен популярности молодежных субкультур 20 века»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Феномен популярности молодежных субкультур 20 века
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
1.1 Определение термина «субкультура» в научной литературе
1.2 Классификации и типологии молодёжных субкультур
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
2.1 Характеристика основных молодежных субкультур XX – начала XXI веков
2.2 Феномен популярности молодежных субкультур XX века – начала XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подростковые субкультуры не являются уникальным и новым явлением, но их исследования становятся особенно актуальными в это время, когда в контексте системного кризиса трансформируется система ценностей, меняются роль и иерархия традиционных и альтернативных социализирующих институтов. Подростки призваны познавать те ценности, которые устарели в современных условиях и несут в себе опыт предыдущих поколений. Современные условия жизни, в которых уже сформировались другие социальные регуляторы, требуют от подростков развития и принятия новых ценностей, которые позволят им более эффективно адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде. В этих условиях роль семьи как фактора и социализирующей среды естественным образом снижается, функции образования меняются, а значение средств массовой информации, сверстников и друзей в этом процессе возрастает.
Наблюдаемая сегодня мозаика подростковых субкультур социально адаптирована. Подростковые субкультуры, с одной стороны, отражают непростую ситуацию, с другой – те изменения, которые происходят в ближайшем окружении.
Объект исследования: субкультура – как часть культуры общества.
Предмет исследования: феномен популярность субкультур XX века.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
1.1 Определение термина «субкультура» в научной литературе
Субкультура – это часть культуры общества, которое отличается своим поведением от подавляющего большинства, а также от социальных групп субъектов этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры своей собственной системой ценностей, языком, поведением, одеждой и другими аспектами. Существуют субкультуры, сформированные по национальным, демографическим, профессиональным, географическим и другим характеристикам. В частности, субкультуры образуют этнические общности, которые отличаются своим диалектом от языковой нормы. Другой известный пример – молодежные субкультуры. [15, с. 781].
В 1950 году американский социолог Дэвид Рисман представил понятие субкультуры как группы людей, сознательно выбирающих стиль и ценности, которые предпочитает меньшинство. Более глубокий анализ феномена и концепции субкультуры провел британский социолог и медиа-эксперт Дик Хаббидж в своей книге «Субкультура: важность стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не устраивают общепринятые стандарты и ценности.
В своих работах французский социолог Мишель Мафезоли использует термин «городские расы» для обозначения субкультур молодежи. Русский орнитолог Виктор Дольник использует термин «летучие мыши» в своей книге «Непослушное дитя биосферы».
В СССР термин «неформальные молодежные организации» использовался для обозначения представителей новых культур, отсюда и слово «неформальный». Иногда слово «объединение» использовалось для обозначения субкультурного сообщества [20, с. 209-210].
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
2.1 Характеристика основных молодежных субкультур XX – начала XXI веков
Одним из первых проявлений ярко выраженной молодежной культуры в мире было движение «хипстеров» (или «сломленного» поколения) в конце 1940-х и 1950-х годах в Соединенных Штатах. С точки зрения распространенности как образа жизни это было не очень распространено, но его историческое значение для развития новых культур в Соединенных Штатах и остальном мире заключалось в том, что другие ведущие субкультуры (хиппи, велосипедисты, скваттеры, некоторые панки) действительно возникли на несколько десятилетий они определили образ жизни, моду, музыку молодежи не только в США, но и во многих других странах, в том числе в СССР. - Дж. Керуак, У. Берроуз, А. Гинзберг, К. Кейси Это также отражается в том факте, что хипстеры как образ жизни и идеология следовали определенным архетипам и мотивам, заложенным в сознании молодых людей – уличному поклонению и странствиям, несоблюдению и т. д.
Хотя большинство хипстеров принадлежало к среднему классу и, как правило, так или иначе, они претендовали на общественное признание – особенно в искусстве. В той или иной степени, их сознательное отрицание было игрой [14, с. 89-90].
Отношение битников к общепринятой этике и законам было чем-то большим, чем критика. В частности, неуважение к этическим и правовым нормам выражалось в раздаче наркотиков битникам. Возвращение из полей Второй мировой войны, из-за которой многие молодые американцы не могли найти себе места в жизни, а многие не хотели его искать, было необходимо для создания битничества. Идеологические и литературные истоки лежат в литературных произведениях 1920-х годов, герои которых (особенно Э. Ремарка и Э. Хемингуэя) также характеризовались смятением и потерями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В научной литературе понятие «субкультура» понимается как сфера культуры, которая существует внутри господствующей культуры и имеет собственные ценностные установки. Субкультура подразделяется на следующие типы: по принадлежности (ингруппы, аутогруппы), по взаимоотношениям (первичные, вторичные). Н. Фрадкин выделяет следующие типы субкультур: просоцтальные, асоциальные, антисоциальные; группы принадлежности и референтные; большие и малые; постоянные и случайные; с демократическим и авторитарным подчинением; разновозрастные и одновозрастные; однополые и разнополые и т.д.
2. Субкультуры возникают после Второй мировой войны. Одной из первых было движение «битников». В конце 1940-х годов появляется движение байкеров или рокеров. К началу 50-х гг. относится формирование «тедди-бойз» или теддиз». С 1960-х гг. появляются хиппи, в 1970-е гг. – панки, растаманы, скинхеды, 1980-1990-е – фрикеры, хакеры.
1. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. – М.: МПСИ, 2002. – 416 с.
2. Духова, Л.И. Молодежная субкультура и культура современного общества / Л.И. Духова // Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. – № 3. – С. 34-40.
3. Еремина, А.Г. Молодежная субкультура и сложности социализации / А.Г. Еремина // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 9-13.
4. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 2000. – 432 с.
5. Камынина, Л.В. Классификации и типологии молодёжных субкультур / Л.В. Камынина, М.В. Скороходов, Н.В. Сапронова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых – 2016. – С. 60-63.
6. Колесникова, С.С. Виды молодежной субкультуры, преобладающие в современной молодежной среде / С.С. Колесникова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 12-16.
7. Корженко, А.Л. Идеология и современные молодежные субкультуры / А.Л. Корженко // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 88-95.
8. Кудряшов, М.А. Субкультура и после нее: история фундаментального понятия молодежных исследований / М.А. Кудряшов // Этнографическое обозрение. – 2014. – № 1. – С. 23-32.
9. Левикова, С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. – М.: Фаир-пресс, 2004. – 608 с.
10. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2010. – № 6. – С. 23-29.
11. Мосиенко, Л.В. Молодежная субкультура: категория и реальность / Л.В. Мосиенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. –2012. – № 4. – С. 85-89.
12. Омельченко, Е.Л. Молодёжные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко –М.: РАН, 2000. – 262 с.
13. Орлова, З.Н. Молодежная субкультура: особенности и парадоксы / З.Н. Орлова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 2. – С. 102-108.
14. Соколова, С.С. Молодежные субкультуры в трансформирующемся обществе / С.С. Соколова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 88-96.
15. Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
16. Сурвилайте, Д.В. Динамические процессы в молодежной субкультуре / Д.В. Сурвилайте // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2010. – № 2. – С. 15-26.
17. Тулегенова, А.Г. Ценностные ориентации молодежных субкультур / А.Г. Тулегенова, О.О. Спильная // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – 2014. – № 3. – С. 18-34.
18. Умнова, Т. Современные молодежные субкультуры / Т. Умнова, Д. Бочкарева, Е. Ермолоева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 12. – С. 1577.
19. Чибисова, О.В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире / О.В. Чибисова // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 198-201.
20. Шабанов, Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л.В. Шабанов. –Томск: Издательство Томского университета, 2005. – 399 с.
21. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
22. Эррера, Л.М. Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность / Л.М. Эррера // Известия Тульского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 34-38.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты