Дидактические игры на уроках человек и мир в 3-м классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактические игры на уроках человек и мир в 3-м классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Дидактические игры на уроках человек и мир в 3-м классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Вопросы теста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты тестирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Комплекс по курсу «Человек и мир» для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Вопросы теста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты тестирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Комплекс по курсу «Человек и мир» для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Сущность и классификация дидактических игр
1.2 Характеристика учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках «Человек и мир» с детьми с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр в учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях бурного развития начальной школы, появления новых современных программ и систем обучения учитель старается работать творчески – сделать занятия разнообразными и увлекательными. Для формирования позитивной мотивации на занятиях необходимо учитывать следующие положения: выделение основных понятий и учебных целей урока; полная умственная нагрузка всех учеников в классе на уроке; разнообразие структуры и методов обучения; использование наглядных пособий в классе; разнообразие методов обучения; использование дидактических игр; использование самостоятельной работы и многое другое.
«В начальной школе на уроках «Человек и мир» учащиеся должны изучать основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое воспитание детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается фразой «все в природе взаимосвязано, природа – это единое целое». Если эта идея обычно воспринимается взрослыми как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и проверена. Только те игры, в которых ребенок фактически сталкивается с проблемами, существующими в реальных природных условиях, имеют дидактическое значение для изучения природы на уроках естествознания. Они позволяют получить личный опыт переживания конкретной ситуации, поведения в ней и принятия решений» [1, с. 54].
Исследованием проблемы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи занимались большое количество авторов: Е.А. Аркин, Е.Ф. Архипова, Т.Г. Визель, О.Е. Громова, С.Ю. Кондратьева, Н.М. Максимчук, В.Г. Петрова, А.В. Финогенов, и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Сущность и классификация дидактических игр
На протяжении многих лет ученые изучали обучающие возможности игры – все то время, что существуют различные науки о человеке, к которым относятся педагогика, психология, социология, философия.
Проблема игры как важной деятельности, которая имеет особое значение для жизни ребенка, была объектом научных исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, К. Гросс, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, А.А. Рояк, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин. В многочисленных исследованиях можно наблюдать ряд противоположных позиций относительно природы и содержания детской игры. Каждое конкретное положение в существенной мере определяет педагогические условия для организации и руководства игрой.
«В игре формируются многие способности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В ней вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность» [3, с. 108].
«Во время игры ребенок совершенно свободен и, следовательно, уже не копирует поведение людей, но он обязательно привносит что-то своеобразное в подражательные действия. Игра представляет собой многогранную концепцию. Это означает занятие, отдых, развлечения, веселье, развлечение, радость, соревнование, упражнения, обучение, в которых образовательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, означает активный способ обучения и самообразования. Игра представляет собой самостоятельный тип развивающей деятельности детей разного возраста, принцип и способ их жизнедеятельности, метод познания ребенка и способ организации его жизни и неигровой деятельности» [4, с. 214].
«Детские игры – это естественная форма их деятельности, в которой мир осознан, изучен, широкая область раскрывается для проявления своего «я», личного творчества, деятельности, самопознания, самовыражения. Игра также является основной сферой детского общения, она решает проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы и партнерства. Многие педагоги утверждают, что необходимо широко использовать игру в образовательном процессе, поскольку она дает возможность использовать другие формы, которые не напоминают регулярное обучение. Здесь и фантазия, и независимый поиск ответа, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходств и различий между отдельными событиями» [1, с. 205]. «Мир игр – особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом сверстники» [15, с. 304].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках «Человек и мир» с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Целью данной курсовой работы является выявить специфику использования дидактических игр на уроках «Человек и мир» в 3-м классе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. С этой целью было проведено экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках «Человек и мир» с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
База исследования: Специальная образовательная школа №18 г. Минска.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 26 учащихся 3 класса. В классе 57,7% мальчиков (15 человек) и 42,3% девочек (11 человек). Средний возраст детей – 9 лет.
Были использованы следующие методы и методики проведения экспериментального исследования:
– анкетирование учащихся (Приложение А);
– тестирование (Приложение Б).
Анкетирование.
Были выявлены следующие показатели сформированности представлений и понятий о растительном мире:
- верное выполнение задания;
- умение применять теоретические знания в описанных ситуациях;
- скорость выполнения задания.
На основе данных показателей были определены уровни сформированности представлений и понятий о растительном мире:
высокий уровень (8-6 правильных ответов) – ученик точно формулирует понятия, перечисляет больше 4 требуемых растений. Выполнение задания заняло небольшой промежуток времени;
средний уровень (5-4 правильных ответов) – ученик имеет представление о растительном мире, но не определяет существенные признаки различных видов растений;
низкий уровень (менее 4) – ребенок не знает точных определений или знает, но не в полном объеме, не может перечислить требуемые виды растений.
Тестирование. Детям предлагались вопросы с различными вариантами ответов, выбрать можно было только один ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя теоретический анализ литературы по теме исследования, пришли к следующим выводам. Дидактическая игра представляет собой активную учебную деятельность по имитационному моделированию систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Основное различие между игрой и другими видами деятельности заключается в том, что ее предметом является сама деятельность человека. Суть дидактической игры состоит в том, чтобы решить проблемы с детьми, которые предлагаются им в развлекательной игровой форме. В процессе обучения детей используется большое разнообразие дидактических игр. Дидактическая игра имеет большое значение в процессе развития речевой стороны речи детей, как дошкольного, так и младшего школьного возраста. А это является особенно актуальным для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В результате теоретического исследования было также установлено, что дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи проявляются пассивное или негативное отношение к процессу учебной деятельности, в большинстве случаев они не получают адекватной коррекции своих потребностей и интересов. Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании младших школьников с тяжелыми нарушениями речи необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. С этой целью целесообразно считать использование дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В. Д. Давидович. – Москва: Просвещение, 2003. – 444 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 96 с.
3. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Л. И. Божович. – М. : АСТ-Пресс, 2002. – 460 с.
5. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2005. – 56 с.
6. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
7. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
8. Дурэйка, Л. І. Курс «Чалавек i свет». Актыўныя метады навучання / Л. І. Дурэйка. – Минск // Пачатковая школа. – 2007. – № 2,3. – С. 43-46
9. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
10. Захарова, Н. И. Внедрение игровых технологий в учебный процесс / Н. И. Захарова // Начальная школа. – 2008. – №1. – С.31-33.
11. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 234 с.
12. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе. – Мн.: «Пачатковая школа», 2005. – 191 с.
13. Ищенко, В. И. Игровые технологии в образовательном процессе / В. И. Ищенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 866-868
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
15. Кондратьева, С. Ю. Вопросы изучения формирования культуры познания математики в системе профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Ю. Кондратьева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. 302-306.
16. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия., 2004. – 368 c.
17. Макарова, А. Ю. Дидактические игры для проверки знаний / А. Ю. Макарова // Школа и производство. – 2002. – №3. – С. 37-40.
18. Максимчук, Н. М. Дидактические игры для шестилеток / Н. М. Максимчук. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 190 с.
19. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 285 с.
20. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
21. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.
22. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 355 с.
23. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Белорусская мова. Математика. Человек и мир.1-5 классы. – Минск: НИО, 2008.
24. Финогенов, А. В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие / А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 39 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Вопросы теста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты тестирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Комплекс по курсу «Человек и мир» для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Вопросы теста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты тестирования младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Комплекс по курсу «Человек и мир» для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты