Формирование орфографического навыка у младших школьников c тяжелыми нарушениями речи посредством использования мнемотехнических приемов
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование орфографического навыка у младших школьников c тяжелыми нарушениями речи посредством использования мнемотехнических приемов»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Формирование орфографического навыка у младших школьников c тяжелыми нарушениями речи посредством использования мнемотехнических приемов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Материалы, использованные на констатирующем этапе эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Речевой материал для проведения диагностики.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования орфографического навыка у младших школьников c тяжелыми нарушениями речи посредством использования мнемотехнических приёмов
1.1 Сущность и содержание понятия «орфографические навыки»
1.2 Особенности развития орфографических навыков учащихся младшего школьного возраста с ТНР
1.3 Теоретические основы использования мнемотехнических приёмов при обучении младших школьников орфографии
Глава 2 Методические основы использования мнемотехнических приёмов при обучении орфографии детей младшего школьного возраста с ТНР
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Образовательный процесс обеспечивает ускоренный темп познания аспектов реальности. Процесс обучения строится с учетом возрастных характеристик учащихся, поэтому соответственно меняются формы и методы когнитивной деятельности. Многие типы знаний приобретаются учащимися не через созерцание исследуемых объектов, а косвенно, т.е. через рассказ учителя, описания, различную информацию.
Русский язык – один из самых сложных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая больших усилий, источник бесчисленных неудач и печалей. Чтобы хорошо изучить правила русского языка и применять их быстро и точно, учащийся должен овладеть целым рядом общих навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках большое внимание уделяется проблемам формирования навыков и способностей учащихся. В связи с требованиями к подготовке детей к труду, жизни, к активному участию в этом, этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность.
Слово «орфография» (образовано от греческих слов orthos – ‘прямой, правильный’ и grapho – ‘пишу’) обозначает правописание. Орфография представляет собой исторически сложившуюся систему правил и написаний, которая принята и которую использует общество. Если написание в слове или между словами может быть представлено различными графическими знаками (от двух до трех), то правило орфографии влияет на выбор знака. При этом правило устанавливает только один вариант как правильный. Это значит, что орфография обеспечивает однообразное правописание в тех случаях, когда возможны варианты, что значительно облегчает восприятие письменной речи.
Для успешного овладения материалом по орфографии необходимо обеспечить достаточно высокий уровень сформированности языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), а также психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности (Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.).
Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с тяжелыми нарушениями речи. В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированности лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, навыки правильно употреблять различные модели предложения).
Глава 1 Теоретические основы формирования орфографического навыка у младших школьников c тяжелыми нарушениями речи посредством использования мнемотехнических приёмов
1.1 Сущность и содержание понятия «орфографические навыки»
В русском языке словом «орфография» называют раздел науки о языке, изучающий единообразное написание слов и их частей с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, черточек при переносе) [3].
Понятие «орфография» может рассматриваться в нескольких значениях:
1) система единообразных написаний, сложившаяся исторически, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, которые обеспечивают единообразие написаний в тех случаях, где возможны различия;
3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;
4) часть науки о языке (в письменной его форме), которая изучает написание и устанавливает их единообразие [7].
В данном исследовании мы будем исходить из того, что орфография — это единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме.
Цель обучения орфографии заключается в формировании у обучающихся навыков правописания. Для этого следует создать условия, которые бы способствовали освоению такого вида деятельности, как орфографически правильное письмо. Выделим эти условия:
1) мотивация овладения грамотным письмом;
2) понимание языковых значений;
3) внимание к морфемному и буквенному составу слова, развитие зрительной памяти;
4) овладение умениями, являющимися основой для применения орфографических правил (морфемного, фонетического, морфологического и синтаксического анализа);
5) осознание выполняемых орфографических действий и методов их осуществления, самоконтроль в процессе письма;
6) правильный отбор и выполнение достаточного количества, орфографических упражнений, которые способствуют совершенствованию орфографических навыков [4].
В русской орфографии пять разделов:
1. Передача буквами фонемного состава слова.
2. Слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей.
3. Употребление строчной и прописной букв.
4. Правила переноса.
5. Графические сокращения.
Глава 2 Методические основы использования мнемотехнических приёмов при обучении орфографии детей младшего школьного возраста с ТНР
2.1 Констатирующий этап
Для учащихся начальных классов изучение орфографии является одной из самых сложных задач. Поэтому мы поставили перед собой цель – экспериментальным путем доказать, что можно сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес, если внедрить в учебный процесс использование мнемотехнические приемы. Реализация данной цели проводилась в ходе экспериментального обучения, которое строилось в соответствии с констатирующим, формирующим, контрольным этапами. В исследовании участвовали учащиеся с ТНР 2-ого класса в количестве 15 человек. Возраст респондентов 7-8 лет.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить исходный уровень развития орфографических навыков у младших школьников с ТНР.
На основе предложенных критериев и показателей определены уровни развития орфографических навыков у младших школьников с ТНР: низкий, средний, высокий. По данным уровням учащиеся распределяются в соответствии с умениями выделять общие и частные опознавательные признаки орфограмм, устанавливать место орфограммы в слове, относить слово к тому или иному типу орфограмм, соотносить орфограмму с определенным правилом, составлять алгоритм выполнения действия по правилу и его реализовывать, осуществить орфографический самоконтроль. В соответствии с реализацией данных умений распределение по уровням проводилось следующим образом:
– высокий уровень – 8 баллов: обучающийся самостоятельно и без ошибок выполняет задания;
– средний уровень – 7 – 4 балла: обучающийся допускает 1–2 ошибки;
– низкий уровень – 3 – 0 баллов: обучающийся допускает 3 и более ошибок.
Диагностический материал включал два вида диктанта: текст «Гроза» и диктант слов различной слоговой структуры. После записи текстов диктанта обучающиеся выполняли орфографические задания, в содержании которых учитывались критерии диагностики.
Заключение
Цель обучения орфографии заключается в формировании у обучающихся навыков правописания. Для этого следует создать условия, которые бы способствовали освоению такого вида деятельности, как орфографически правильное письмо. Выделим эти условия:
1) мотивация овладения грамотным письмом;
2) понимание языковых значений;
3) внимание к морфемному и буквенному составу слова, развитие зрительной памяти;
4) овладение умениями, являющимися основой для применения орфографических правил (морфемного, фонетического, морфологического и синтаксического анализа);
5) осознание выполняемых орфографических действий и методов их осуществления, самоконтроль в процессе письма;
6) правильный отбор и выполнение достаточного количества, орфографических упражнений, которые способствуют совершенствованию орфографических навыков.
Орфографический навык — это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых умениях и умениях, таких как: 1) навык письма, 2) умение анализировать слово с фонетической стороны, 3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, 4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографических навыков учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Понимание структуры орфографических навыков у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих общий объём памяти путём образования ассоциативных связей. Приемы мнемотехники позволяют обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также повысить общий уровень развития речи. К приемам мнемотехники могут относится: образные коды букв алфавита, запоминание слов на основе зрительного образа, фонетические образные коды (транскрипция иностранных слов), метод сжатия информации (прием для запоминания текстов) и т.д.
1. Азова, О.И. Логопедия. Дизорфография / О.И. Азова. - М., 2016. – 180 с.
2. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И .Айдарова. - М.: Педагогика, 2008. - 144 с.
3. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М. Просвещение, 1987. - 326 с.
4. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Арямова. - Начальная школа. - 1988. - №4. - С.75-77.
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебн. пособие; Под ред. О.Б. Иншакова. - М., Воронеж, 2011. - С. 39-54.
6. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский. - Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 39-46.
7. Борисенко, И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко. - Начальная школа. - 2003. - № 7. - С. 32-34.
8. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи / Г.И. Жаренкова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 2011. - С. 103-111.
9. Жедек, П.С. Орфографическая теория и обучение орфографии / П.С. Жедек // Проект орфограммы по русскому языку для средней школы. - М.: Просвещение, 1972. - 196 с.
10. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П.С. Жедек. - М.: Просвещение, 2002. - 306 с.
11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: ИД «М и М», 2007. - 286 с.
12. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.: изд во Акад. пед. наук РСФСР, 2017. - 311 с.
13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
14. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская; под. ред. М.Р. Львова. - М.: Центр-издат, 2012. - 464 с.
15. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1990. - 225 с.
16. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб, 2008. - 240 с.
17. Плотникова, С.В. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для учеников Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. - 277 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
19. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции / Е.В. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2003. - 160 с.
20. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I - IV) / Л.Ф. Спирова. - М., 2016. - 192 с.
21. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2014. - 173 с.
22. Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы / Н.Н. Трауготт // Расстройства речи в детском возрасте. - М., 2004. - С. 90-101.
23. Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учебное пособие под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: МТО ХОЛДИНГ, 2002. - 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Материалы, использованные на констатирующем этапе эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Речевой материал для проведения диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты