Использование дидактических игр для активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития на уроках математики
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование дидактических игр для активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития на уроках математики»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Использование дидактических игр для активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития на уроках математики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: СОШ № 18 (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспекты занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Сущность учебной деятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ТНР
1.3 Сущность и классификация дидактических игр
1.4 Характеристика дидактических игр по математике для учащихся 1-2 классов
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Аспекты использования дидактических игр на уроках математики у детей младшего школьного возраста
2.2 Разработка комплекса дидактических игр для активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном образовании существует проблема выбора методов обучения, но не все методы эффективны в активизации учебной и познавательной деятельности учащихся. В настоящее время, исходя из современной образовательной практики, большинство учащихся имеют низкий уровень познавательного интереса к предмету, все чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому основной задачей учителя является поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной активности учащихся в процессе обучения. Одна из важнейших проблем дидактики – проблема активизации учебной и познавательной деятельности – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения определяется эффективность реализации всего образовательного процесса, активность преподавателя и учащегося и, как следствие, результат обучения в целом. Это особенно важно для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность данного исследования обусловлена проблемой активизации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассных мероприятиях дидактических игр зрительно-развлекательного характера, которые помогают создать у учащихся эмоциональное настроение на весь урок, вызывают позитивное отношение к выполняемой работе, улучшают общую успеваемость, дают возможность повторить один и тот же материал различными способами.
Изучение роли игры и ее связи с результатами обучения занимает большое место в творчестве отечественных и зарубежных педагогов-психологов. Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной позитивной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одним из важных мест является дидактическая игра, целью которой является активное развитие учебной деятельности. Когда дети оказываются в игровой ситуации, их интерес к учебной деятельности резко возрастает, а успеваемость увеличивается.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Сущность учебной деятельности в психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность – довольно неоднозначное понятие. Существует три основных интерпретации этого понятия, которые приняты как в психологии, так и в педагогике:
учебная деятельность считается синонимом обучения, преподавания, обучения;
в «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как основная деятельность в начальной школе. Это особая форма социальной активности, проявляющаяся через объективные и познавательные действия;
в интерпретации Д. Б. Эльконина – учебная деятельность является одним из действий учащихся и студентов, направленных на овладение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанным с ними навыкам в таких областях, как наука, искусство, этика, право и религия [23, с. 76].
Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил несколько взаимосвязанных элементов:
мотивация. Учебная деятельность – это мотивы. Учебно-познавательные мотивы (по Д. Б. Эльконину) – интерес к существенной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, в процессе деятельности;
учебное задание. Система заданий, в которой ребенок усваивает наиболее распространенные способы действия. Дети, решая многие конкретные проблемы, находят способы их решения самостоятельно. Развивающее обучение предполагает обмен с детьми и учителями общим способом решения проблем;
учебные операции – это часть режима операций и тренировочных заданий. Считается основным звеном в структуре образовательной деятельности. Каждая тренировка должна быть завершена. Студент, получив полную ориентацию в составе операций, выполняет материальные операции под присмотром учителя, учится делать это без ошибок, решает учебную проблему.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Аспекты использования дидактических игр на уроках математики у детей младшего школьного возраста
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к математике наряду с другими методами является дидактическая игра. Одним из основных видов деятельности дошкольников является игра. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место в первые годы обучения в школе.
Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности. Активация познавательной деятельности учащихся в классе – одно из важнейших требований, обеспечивающих качество обучения. Формирование интереса к обучению – важное условие повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще определяется постоянный интерес к тому или иному предмету.
Внедрение дидактической игры на уроке, выполнение учебных целей этого урока, имея обучающий характер, приближает учебную деятельность к обычной; добровольное внимание детей постоянно переключается на учебную деятельность, на решение учебной задачи. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальной школе можно достичь более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре ученики, незаметно в увлекательной игровой форме выполняют большое количество математических действий, упражнений, сравнивают числа, решают задачи и т.д., легче преодолевают трудности математического характера. Возникающие в игре положительные эмоции активизируют познавательную деятельность ребенка, направленную на развитие у него добровольного внимания, памяти, формирование умения сравнивать, сравнивать, делать выводы и обобщения. Дидактическая игра помогает учителю разнообразить работу учеников на уроке, снять стресс от учебной нагрузки, переключить внимание детей.
Основные условия для проведения дидактической игры:
1) методическая подготовка преподавателя по использованию дидактической игры в учебном процессе;
2) выразительность игры;
3) вовлечение учителя в дидактическую игру. Он одновременно является и участником, и ведущим игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная деятельность – довольно неоднозначное понятие. Существует три основных интерпретации этого понятия, которые приняты как в психологии, так и в педагогике. Учебная деятельность считается синонимом обучения, преподавания, обучения. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как основная деятельность в начальной школе. Это особая форма социальной активности, проявляющаяся через объективные и познавательные действия. Учебная деятельность является одним из действий учащихся и студентов, направленных на овладение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанным с ними навыкам в таких областях, как наука, искусство, этика, право и религия.
Дети с тяжелыми нарушениями речи обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено смягчением перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают полученные знания. В педагогике существует большое количество классификаций и разнообразие дидактических игр. Дидактическая игра является незаменимым компонентом в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
1. Адукацыйны стандарт вучэбнага прадмета “Матэматыка” зацв. Пастановай Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 29.05.2009 № 32. – Режим доступа: http://edu.gov.by/.
2. Алексеева, О. А. Обучение младших школьников с задержкой психического развития пониманию текста сюжетных задач: автореф. дис. канд. пед. наук / О. А. Алексеева. – СПб.: Наука, 2014. – 15 с.
3. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе: учеб. пособие / А. П. Антропов. – СПб.: Образование, 2002. – 143 с.
4. Аникеев, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеев. – М.: Просвещение, 2009. – 236 с.
5. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 15-25.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
7. Зыгманова, И. В. Приемы обучения решению арифметических задач учащихся младших классов вспомогательной школы / И. В. Зыгманова // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 92
8. Жидкина, Т. С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Т. С. Жидкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
9. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики / В. Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 2010. – 267 с.
10. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 86
11. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2012. – 261 с.
12. Математика // Учебная программа 1 – 4 классы учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2012
13. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики / Т. А. Масловская // Начальная школа. – 2003. – № 2. – С. 73.
14. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. – М.: Педагогика, 2010. – 450 с.
15. Мирский, С. Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С. Л. Мирский. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
16. Муравьёва, Г. Л. Математика: учеб. Пособие для 1 класса учреждений общ сред образования с рус. яз. обучения. В. 2 ч. – Ч. 2. – С. 47-54 / Г. Л. Муравьёва, М. А.Урбан. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 144 с.
17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 c.
18. Островская, О. В. Использование игровых приёмов на учебных занятиях как средство повышения познавательной активности младших школьников / О. В. Островская. // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – № 2. – С. 8–10.
19. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова. – М.: Просвещение, 2006. – 327 с.
20. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
21. Перова, М. Н. Развитие методических основ преподавания математики в специальной (коррекционной) школе / М. Н. Перова, И. М. Яковлева // Инновации в образовании. – 2013. – № 9. – C. 56
22. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения первого отделения I–V классы: русский язык. – М.: НИО, 2007. – 193 с.
23. Пузанова, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
24. Пылаева, В. С. Дидактические идеи К. Д. Ушинского в современной начальной школе / В. С. Пылаева // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 86.
25. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 184 с.
26. Чеботаревская, Т. М. Математика: учебное пособие для 1-го класса учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. – Ч. 1. – С. 29-41 / Т. М. Чеботаревская, В. Н. Николаева. – Минск: Народная асвета, 2012. – 127 с.
27. Шилова, И. М. Технология изучения и анализа воспитанности современных школьников / И. М. Шилова. – М.: Педагогика, 2001. – 135 с.
28. Шинкаренко, В. А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / В. А. Шинкаренко. – Минск: Изд-во БГУ, 2013. – 10 с.
29. Янушкевич, Д. О. Играем с детьми по правилам / Д. О. Янушкевич // Пачаткова школа . – 2015. – № 8(81). – С. 30–33.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспекты занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты