ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Цели, задачи, принципы формирования интереса младших школьников к различным видам искусства
1.2. Социокультурная деятельность, ее формы и методы
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Определение уровня музыкальных интересов учащихся (констатирующий этап исследования)
2.2. Разработка сценария музыкального праздника и проведение внеклассного мероприятия (формирующий этап)
2.3. Определение изменения уровня музыкальных интересов учащихся (контрольный этап исследования)
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Искусство занимает важное место в современной культуре как исторически сложившийся социальный опыт, который регулирует деятельность, поведение и общение людей. Музыка, как форма духовного познания действительности и отражения разнообразия жизненных явлений посредством звуковых образов, выполняет важную задачу художественного осмысления мира, в связи с этим она занимает важное место в системе общего и дополнительного образования, которое направлено на развитие и воспитание человека, обладающего не только разнообразными знаниями, навыками и умениями, но и богатым внутренним миром.
Реализация этой цели возможна только при воспитании устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкой, важную роль в формировании которой играет развитый познавательный интерес.
Проблема интересов личности и ее роли в осуществлении различных видов деятельности является актуальной в психологии и педагогике, поскольку интерес является важнейшим мотивационным фактором в обучении и определяет его эффективность.
В отечественной психологии проблема интереса изучалась в различных контекстах. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн рассматривают ее с точки зрения специфических ориентаций личности. В.Н. Мясищев – как позитивное отношение к познаваемым объектам. Б.И. Додонов изучал интерес как потребность, состоящую из идеального переживания объектов и деятельности. А.В. Запорожец рассматривает интерес как склонность к определенной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Цели, задачи, принципы формирования интереса младших школьников к различным видам искусства
Проблема интереса не новая в педагогике. Над сущностью размышляли ученые разных эпох. Интерес как явление изучается рядом наук. Само слово «интерес» в переводе с латинского, означает «иметь важное значение».
В словаре С.И. Ожегова интерес — это особое внимание к чему ни будь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [19, c. 356].
В психолого-педагогической литературе существуют различные способы определения интереса:
1. Выражение его психической и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [20].
2. Позитивное эмоционально–познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [18].
3. Особое отношение человека к определенному объекту обусловлено осознанием его значимости и эмоционального притяжения (А.Г. Ковалев) [15].
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес — это ориентация личности на изучение нового, овладение умениями, приобретение различных навыков.
В формировании творческой личности первоочередную роль играют художественные интересы.
Если мы имеем в виду «художественный интерес», то можно говорить о том, что личность ориентирована на занятия творческой деятельностью в сфере искусства (даже если этот интерес носит первоначально пассивный характер, надо предполагать потенциальную возможность его активации).
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Определение уровня музыкальных интересов учащихся (констатирующий этап исследования)
С целью выявления уровня музыкальных интересов младших школьников в процессе социокультурной деятельности нами была проведена опытно-экспериментальная работа.
В исследовании приняли участие 20 учащихся первого класса и их родители.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:
1 этап – констатирующий: подбор методик, первичная диагностика уровня музыкальных интересов у детей младшего школьного возраста.
2 этап – формирующий: разработка сценария внеклассного мероприятия с целью приобщения первоклассников к миру музыкального искусства и творчества.
3 этап – контрольный: осуществление повторной диагностики с целью анализа результатов экспериментальной работы.
Цель констатирующего этапа исследования: определить исходный уровня музыкальных интересов у детей младшего школьного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определение критериев и показателей уровня сформированности музыкальных интересов у детей младшего школьного возраста;
- подбор диагностических методик для определения уровня сформированности музыкальных интересов у детей младшего школьного возраста;
- исследование уровня музыкальных интересов у детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о содержании понятия «интерес». Обобщая обзор научных исследований, посвященных развитию интереса у обучающихся к различным видам искусства, можно отметить, что интерес представляет собой сложное и многомерное понятие, которое следует рассматривать с точки зрения единства мотивационной готовности к деятельности, эмоционального отношения к деятельности, способности поддерживать интерес с течением времени, самостоятельности и наличия определенных знаний, умений и навыков. В этой работе мы будем придерживаться следующего определения: интерес к различным видам искусства — это общее сознательное стремление к объекту, пропитанному отношением близости к объекту, эмоционально богатому и влияющему на продуктивность деятельности.
Социально-культурная деятельность является самостоятельной отраслью науки, занимающейся проблемами взаимодействия человека с культурными ценностями и организацией досуга в свободное время. Форма СКД – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта. Методы СКД применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. СКД выполняет важные социальные функции не только по сохранению, трансляции и передаче культурного опыта, но и жизнедеятельности человека.
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология/ М. А. Ариарский. – СПб: СПбГУКИ. – 2001. – 342 с.
2. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции / А. И. Арнольдов. – М.:- 2002. – 64 с.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : [учеб.-метод. пособие] / Э. А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 121 с.
4. Беспалько В. П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы. Тюмень:. 1999
5. Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие /. - Архангельск : САФУ, 2014
6. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий/института/.- Ярославль, 2004.
7. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. Пособие. Тамбов: ТГУ, 2002.
8. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 288 с.
9. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебное пособие. М., 1997. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие.- М., Владос, 2005. - 204 с
10. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М., 1995.
11. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003.
12. Жаркова Л.С. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств в современных условиях//Мир культуры -культура мира. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005
13. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.
14. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
15. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1965. – 254 с. – Текст: непосредственный.
16. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность. Орел, 2000 Литовкин Е. В. Социально- культурная деятельность в контексте современного исторического знания. М., 2003.
17. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Крупник Е. П.; Рос. акад. наук. Ин-т психологии, Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Ин-т психологии РАН (ИП РАН), 1999. - 234
18. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М.: Знание, 1979 – 186 с. – Текст: непосредственный.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 28–е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, cop. 2017. – 1375 с. – Текст: непосредственный.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
21. Ушинский, К. Д. Избранные педагогически сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
22. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. – Москва: Знание, 1972. – 32 с. – Текст: непосредственный.
23. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007.