Методика ознакомления учащихся с понятием время на уроках математики в начальных классах
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика ознакомления учащихся с понятием время на уроках математики в начальных классах»
по дисциплине: «Методика преподавания математики и практикум по решению задач»
2021
45.00 BYN
Методика ознакомления учащихся с понятием время на уроках математики в начальных классах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики и практикум по решению задач
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Задания проверочной работы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Психолого-педагогические основы ознакомления учащихся с понятием «время» на уроках математики в начальных классах
1.1 Анализ учебно- методической литературы и программы обучения математике в начальных классах
1.2 Роль и место методики ознакомления учащихся с понятием «время» в курсе математики на первой ступени получения общего среднего образования
1.3 Методика ознакомления с понятием «время» на уроке математики в начальной школе
Глава 2 Пути развития эффективности работы и ее результаты при ознакомлении учащихся с понятием времени на уроках математики
2.1 Анализ состояния уровня знаний младших школьников с понятием «время»
2.2 Подбор системы заданий в рамках работы с детьми по ознакомлению с понятием «время»
2.3 Проверка на практике эффективности и доступности подобранного учебного материала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основными базовыми понятиями курса элементарной математики являются «число» и «величина». В методической и математической литературе, используемой при подготовке учителей начальной школы, этому уделяется большое внимание. Однако «истинное происхождение и сущность этих понятий, их взаимосвязь и взаимозависимость остаются вне поля зрения подавляющего большинства учащихся и, к сожалению, многих преподавателей».
Изучение «меры времени» – одна из сложных тем курса начальной школы по математике. Дети не могут разрабатывать концепции времени в отведенные часы, поэтому они должны развиваться у детей дошкольного возраста. Дети приходят в первый класс с основным пониманием времени, например, они знают, когда прийти в детский сад, во сколько их забирают родители, а также знают названия дней недели и месяцев. Работа с этим измерением трудна для детей, потому что они должны выучить большое количество понятий наизусть,
В сентябре, ведя беседу о распорядке дня, ученики младших классов знакомятся с циферблатом на модели часов, учась следить за временем до ближайшего часа. В первом классе учащиеся должны знать последовательность дней недели, месяцев, а также понятия: сегодня, завтра, послезавтра. Младшие школьники должны знать временной интервал (продолжительность урока и перерывов, школьные мероприятия и рабочий день родителей). Первоклассники знакомятся с календарем (проводят наблюдения за погодой), получают первое представление о продолжительности минуты (читают слова за 1 минуту).
Глава 1 Психолого-педагогические основы ознакомления учащихся с понятием «время» на уроках математики в начальных классах
1.1 Анализ учебно- методической литературы и программы обучения математике в начальных классах
Модернизация содержания общего начального образования в контексте культурологического и личностно-ориентированного подходов направляет педагогов на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса.
Первая ступень общего среднего образования непосредственно не направлена на формирование фундаментальных научных знаний. Задача состоит в том, чтобы создать основу для их дальнейшей усвоения. Именно на первой ступени общего среднего образования основная работа должна быть направлена на выявление способностей учащихся, обеспечение развития этих способностей, формирование навыков и умений учебной деятельности. В частности, основное внимание в воспитании 6-летних детей должно уделяться не столько накоплению определенного объема знаний, сколько привитию желания и способности учиться, приобретению навыков учебной работы [2, с.11].
Концепция начального математического образования в общеобразовательных школах Республики Беларусь основана на следующих принципах:
- гуманизация образования;
- использование игры – одного из важнейших методов на начальном этапе обучения;
- использование новых педагогических технологий [3, с.45].
Необходимый эффект развития не может быть достигнут путем обучения только готовым знаниям. Это возможно при обучении деятельности по его освоению, при знакомстве с используемыми в математике способами рассуждения и создании педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельное открытие математических фактов, закономерностей, их обоснование учениками.
Глава 2 Пути развития эффективности работы и ее результаты при ознакомлении учащихся с понятием времени на уроках математики
2.1 Анализ состояния уровня знаний младших школьников с понятием «время»
База исследования: ГУО «». В исследовании приняли участие учащиеся третьего класса общим составом 4 человека в возрасте 8-9 лет. Выборка составила 2 мальчика и 2 девочки.
Для выявления уровня как сформировано понятие «время», мы смогли подобрать следующие задания:
1. Экскурсия по городу началась в 10 ч утра и закончилась в 12 ч 30 мин дня. Сколько времени продолжалась экскурсия?
2. Рабочие ночной смены приступили к работе в 23 часа и закончили в 6 часов утра. Сколько часов продолжается ночная смена?»
3. Необходимо решить следующие примеры
- Вырази в минутах: 9 ч, 80 с, 2 ч 25 мин.
4. Выполни задания:
- Какое время показывают часы, если часовая стрелка указывает на число 9, а минутная стрелка – на число 12?
5. Какое время показывают часы (изображены на рисунке)? Как будут расположены стрелки, когда пройдет 1 ч? 15 мин? На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 8 ч. 50 мин, 12 ч 25 мин? На сколько минут спешат или отстают часы (изображены на рисунке), если сейчас без 15 минут 9 часов, половина первого? Какие часы показывают правильное время? (Картинки представлены в приложении)
Критерии оценки: за каждое правильно выполненное задание дается 2 балла, если задание выполнено на половину, то 1 балл, а если задание не выполнено – то дается 0 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика является важным предметом в рамках обучения детей младшего школьного возраста, программа обучения детей построена на принципах преемственности изучаемого материала на каждом возрастном этапе. В рамках изучаемого нами третьего класса необходимо отметить влияние на данный процесс особенностей понятия «время» в системе обучения
Учащиеся начальной школы испытывают некоторые трудности в усвоении ценности понятия «Время». Успех изучения «времени» младших школьников будет в том случае, если во время изучения времени, а также других вопросов начального курса математики, использовать игровой метод, математические рассказы, исторические данные, эксперименты и текстовые задачи, так как у них есть наглядность, моделирование, расслабленная когнитивная среда, вызывающая интерес у школьников.
Методика ознакомления со временем является важным этапом в рамках обучения детей младшего школьного возраста. На каждой ступени обучения происходит ознакомление с определенными временными параметрами и формируется представление о таких понятиях как «час, минута, день, ночь, сутки, год».
1. Безенкова, Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт–Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 6–7. – С. 32–36.
2. Гребнева, В.А., Смирнова Ю.П. Методическое пособие по использованию математических сказок при обучении детей. – Оршанка: ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова», 2017. – 52 с.
3. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников: Метод пособие для учителей и родителей. / В.В. Зайцев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 104 с.
4. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2001. – 327 с.
5. Казарян, В.П. Понятие времени в структуре научного знания / В.П. Казарян. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 20100. – 176 с.
6. Колмогоров, А.Н. Величина // Математический энциклопедический словарь. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2005. – 461с.
7. Махмутова, Л.Г. Методика начального математического образования / Л.Г. Махмутова. – Челябинск, 2011. – 287 с.
8. Методика преподавания математики в начальных классах: Вопр. частной методики: Учеб. пособие для студентов-заочников II -IV курсов фак. подгот. учителей нач. классов/ Н. Б. Истомина, Е. И. Мишарева, Р. Н. Шикова, Г. Г. Шмырева; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.
9. Молчанов, Ю.Б. Проблема времени в современной науке / Ю.Б. Молчанов. – М.: Наука, 2010. – 136 с.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.
11. Петровский, А.В. Психология / А. В. Петровский М. Г. Ярошевский - М.: Изд. полит, лит. 2008 – 495 с.
12. Пипуныров, В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней / В.Н. Пипуныров. – М.: Наука, 2012. – 496 с.
13. Программа обучения детей младшего школьного возраста математике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.by/search/?text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C&lr=153.
14. Психокоррекциональная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2016 – 160 с.
15. Пышкало, А.М. Теоретические основы начального курса математики / Л.П. Стойлова. – М.: Просвещение, 2014. – 380 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
17. Фребель, Ф. Воспитание человека // Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1956. – 240 с.
18. Фридман, Л.М. Величины и числа / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2000. – 270 с.
19. Фридман, Л.Д. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. / Л.Д. Фридман. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
20. Хасанов, И.А. Время: природа, равномерность, измерение / И.А. Хасанов. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с.
21. Холомкина, А. И. Изучение мер времени // Начальная школа. – 1982. – № 3. – С.11-15
22. Царева, С.Л. Величины в начальном обучении математике / С.Л. Царева. – Новосибирск: НПГУ, 2011. – 348 с.
23. Цветкова, М.С. Методические материалы по начальной школе. / М.С. Цветкова. Методический вестник. – 2012. № 10/2. – С. 39- 43.
24. Шикова, Р.Н. К вопросу об изучении величин в начальной школе //Начальная школа. – 2006. – №5. – С.48-53.
25. Эрднеев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. / П.М. Эрднеев. – М: Педагогика, 2009. – 278 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Задания проверочной работы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты