Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Методика обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
Глава 1
1.1 Изложение методики обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления
1.2 Изложение особенностей обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления
Глава 2
2.1 Перечисление методов обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления, наиболее оптимальных для учащихся с тяжёлым нарушением речи
2.2 Подбор из методических пособий для учителей конспектов уроков (фрагментов), в которых применяются перечисленные методы
2.3 Анализ уроков математики, конспектов уроков с точки зрения учета учителем особенностей обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления, и использования найденных вами методов
Заключение
Список используемых источников
Введение
В настоящее время в нашей стране идёт становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается более новыми процессуальными умениями, формированием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические трудности с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Еще не так давно разрешить данные задачи не представлялось возможным в силу недоступности реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средств обучения, которые в большей степени были ориентированных на классно-урочную систему занятий.
Реформирование системы образования направлено на то, чтобы учащийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность у младшего школьника находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков приложений и программ, административных сотрудников, т.е. в школе должны в первую очередь должны быть созданы условия для процесса познания, а не преподавания, как это было ранее – при традиционном обучении. Во-вторых, усилия школы должны быть направлены на осуществление социального заказа – подготовить выпускников начальных, способных самостоятельно получать необходимые знания, а также умело применять их на практике для решения возникающих проблем, уметь грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным во всевозможных соц. группах, уметь работать вместе в различных областях и ситуациях.
Реально достичь цели образования, призваны помочь новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только «гипертехнологии» позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Глава 1
1.1 Изложение методики обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно используются соответствующие простые текстовые задачи (задачи, решаемые одним арифметическим действием).
С помощью умножения и деления решают задачи, в которых требуется найти число, которое больше или меньше, чем данное число в несколько раз, ответить на вопросы «во сколько раз больше?», «во сколько раз меньше?» и т. п. Решения таких задач можно оформить с помощью вопросов и ответов на них, а можно использовать более короткую запись — после действия пояснять, что найдено данным действием.
К выбору действия умножения или деления для решения задачи надо подходить очень внимательно, так как, например, слова в 7 раз больше не всегда требуют умножения. Поэтому в решении некоторых задач необходимо рассуждение, показывающее, какое действие надо применить.
При решении задач часто приходится применять все арифметические действия. Арифметическое действие — это процесс нахождения по двум данным числам одного нового числа. Найденное число называется результатом этого действия. Любое арифметическое действие подразумевает взаимодействие двух или более чисел. Числа записываются друг за другом и между ними ставится знак, показывающий какое именно арифметическое действие, будет над ними производиться. Выполнение любого арифметического действия подразумевает получение какого-либо результата от произведённых вычислений. Результат каждого арифметического действия имеет своё название, которое также распространяется и на запись данного выражения. Результат вычислений записывается после знака равенства =, который ставится после выражения.
В связи с изучением действий умножения и деления вводятся задачи на нахождение произведения, на деление по содержанию и на равные части, на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и задачи на кратное сравнение.
Глава 2
2.1 Перечисление методов обучения учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи решению простых задач, раскрывающих смысл действий умножения и деления, наиболее оптимальных для учащихся с тяжёлым нарушением речи
Одним из самых мощных инструментов как для приобретения математических знаний, так и для развития познавательной активности школьника с ТНР и его личности в целом являются арифметические задачи. Они дают возможность управлять развитием зрительного дифференцированного восприятия, объектных и пространственных представлений, внимания, памяти, мыслительных операций, всей деятельности мышления. В этом отношении особенно важен элемент сложности задачи. Представленный в косвенной форме, он способствует развитию высших форм аналитико-синтетической деятельности. В то же время в процессе решения заданий развиваются такие важные качества и личностные характеристики учащихся с ТНР, как активность, самостоятельность, внимательность, настойчивость.
Методика работы над задачами на нахождение произведения
Подготовительная работа начинается задолго до введения задач. Учащиеся выполняют ряд упражнений.
1. Упражнения в объединении групп предметов одинаковой численности. Предметы и их изображения располагаются на наборном полотне, карточке, парте.
В классе учащихся с ТНР учитель заранее раскладывает каждому ученику в наборные полотна несколько групп предметов. Учащимся предлагается определить, сколько предметов в каждой группе отдельно, а затем, сколько их всего.
Большую помощь в проведении упражнений оказывают различные рисунки, приготовленные в расчете на зрительное восприятие для учащихся с ТНР. Учащимися с ТНР хорошо воспринимаются аппликации групп предметов одинаковой численности, выполненных на отдельной карточке.
2. Упражнения в выкладывании предметов группами одинаковой численности.
3. Упражнения в счете предметов двойками, тройками, пятками, десятками. Так, еще в первом классе предлагаются упражнения в построении предметов (уточек, кубиков и др.) парами и в определении общего числа их.
4. В период подготовки используются задания на сложение отвлеченных одинаковых чисел.
Заключение
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые препятствуют общему развитию и развитию речевой деятельности. Они характеризуются задержкой в формировании таких психических процессов, как внимание, память, мышление, восприятие и язык. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются отклонения в области эмоциональной воли и движения. Игровая активность детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется низкой речевой активностью во время игры, невозможностью организовать ролевые игры, отказом от участия в вербальной игре. Речная деятельность таких детей характеризуется нарушениями в организации речи, дефектами артикуляции, недоразвитостью в интонации и мелодии, нарушениями речевого профиля.
При обучении решению простых задач, раскрывающих смысл операций умножения и деления большое внимание уделяется умению по-своему формулировать условия задачи, сообщать условия задачи своими словами, воссоздавать условия задачи под руководством учителя, изменять формулировку задачи, сравнивать условия двух задач и т. д. Все это дается сложнее детям с ТНР, чем для их нормально развивающихся сверстников.
Одним из самых мощных инструментов как для приобретения математических знаний, так и для развития познавательной активности школьника с ТНР и его личности в целом являются арифметические задачи. Они дают возможность управлять развитием зрительного дифференцированного восприятия, объектных и пространственных представлений, внимания, памяти, мыслительных операций, всей деятельности мышления. В этом отношении особенно важен элемент сложности задачи. Представленный в косвенной форме, он способствует развитию высших форм аналитико-синтетической деятельности. В то же время в процессе решения заданий развиваются такие важные качества и личностные характеристики учащихся с ТНР, как активность, самостоятельность, внимательность, настойчивость.
1. Акименко, В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.
2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М.Методика преподавания математики в начальных классах. М., 1973.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - Москва.: Гуманитар. пед. ин-т, 2005. - 455 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
7. Воронова, Г.Г. Обучение математике в подготовительном-1 классах школы для детей с ТНР / Г.Г. Воронова. – М. : Гос.архив РФ, 1984. – 245 с.
8. Головина Т. П Формирование математических; понятий у слабовидящих школьников при решении задач. – В кн.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.,. 1979.
9. Деменева, Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: курс лекций / Н.Н. Деменева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. – 128 с.
10. Денискина В. 3 Средства обучения математике в начальных классах школ слепых. М., 1986.
11. Зотов А. И. Самойлов А. Ф. О личностном подходе и изучении психической деятельности слепых и слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектом. – В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Вып. 7. Л., 1976.
12. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М. : Знание, 1989. – 80 с.
13. Клушина Н. В. Применение планиметрических и стереометрических чертежей в процессе формирования геометрических представлений слепых школьников. – В кн.: Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей /Под ред. М. И. Земцова, Л. И. Солнцева. М., 1976.
14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
15. Малых Р. Ф. Основные трудности в решении составных задач слабовидящими учащимися 1-го и 2-го классов. – В кн.: Опыт изучения аномальных школьников: XXXI Герценовские чтения. Л., 1978.
16. Менчинская Н. Л., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. – М., 1965.
17. Моро М. И., Пыткало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителя. – М., 1981.
18. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
19. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
21. Свечников А. А. Решение математических задач в 1-3 классах. –М., 1976.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
23. Скаткин Л. Н. Методика начального обучения математике. М., 1972.
24. Соколова А. В. Наглядные средства и их значение для повышения эффективности обучения слабовидящих учащихся младших классов: Методические рекомендации. – Л., 1979.
25. Статкевич В. В. О начальном обучении решению задач. – Минск, 1970.
26. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики / А. А. Темербекова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
27. Хабарова, С. П. Особенности коммуникативных умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : теоретический аспект / С. П. Хабарова // Актуальні питання корекційної освіти, 2015. – № 2. – С. 404-411.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты