Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
Академия последипломного образования
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Дефектология»
2021
45.00 BYN
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дефектология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект занятия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Стадии усвоения навыков письма
1.2 Психолого-педагогические основы обучения детей письму
1.3 Особенности овладения письмом младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Выводы
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПИСЬМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, методика и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
3.1 Содержание коррекционной работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Письмо является важным видом деятельности для ребёнка, от которого зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учёбе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у младших школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности. На этапе обучения письму учащиеся испытывают трудности в овладении данной операцией, поэтому учёт структуры письма, условий для его овладения поможет учителям в профилактике и преодолении имеющихся трудностей.
Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному письму - составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками [17].
Психофизиологическую природу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, Н. Г. Агаркова). Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (П. Л. Горфункель, Н. Г. Агаркова).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Стадии усвоения навыков письма
Письмо — это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.
Д. Э. Розенталь в справочнике лингвистических терминов писал, что письмо — это дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков.
Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идёт формирование орфографических навыков.
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна [9].
Процесс овладения навыком письма имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом дети должны усвоить понятие о буквах - графических знаках, с помощью которых звучащая речь фиксируется на бумаге, усвоить разное начертание одной и той же буквы в различных вариантах (печатных, письменных, больших и маленьких). Дети должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их, правильно записывать, соотносить их с буквами. Параллельно идет формирование и орфографического навыка.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПИСЬМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, методика и организация экспериментального исследования
Исследование представленных в литературе сведений о состоянии письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи показали, что у младщих школьников с данной речевой патологией первичными отклонениями в развитии являются нарушения произносительной стороны речи, а фонематические процессы страдают вторично (слуховое восприятие, анализ, синтез). Основные нарушения письма связаны с нарушением звукопроизношения. Звуки могут отсутствовать, искажаться или произноситься нечетко. Наблюдаются замены звуков на более простые по артикуляции. Смешение звуков между собой происходит вследствие того, что у ребенка не формируются различение дифференциальных признаков фонем.
Для подтверждения полученных данных было проведено полное логопедическое обследование для выявления письменных нарушений у младших школьников с ОНР.
Использовано учебно-методическое пособие Н. М. Трубниковой [23].
Письмо по слуху:
1. Записать буквы:
а) строчные
б) прописные
в)близкие по месту образования и акустическим признакам.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
3.1 Содержание коррекционной работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
Проанализировав данные констатирующего эксперимента по анализу ошибок, было выявлено, что самыми встречающимися ошибками стали замены букв, обозначающих свистящие, шипящие и сонорные звуки, помимо этого часто у обучающихся наблюдались замены буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки, также нами наблюдались пропуски букв, которые обозначают согласные звуки.
В коррекционно-логопедической работе используются 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
На данном этапе ставились следующие задачи и направления:
- развитие моторики обучающихся;
- формирование у обучающихся слухового и зрительного внимания;
- формирование у обучающихся слуховых дифференцировок;
- развитие у обучающихся фонематического восприятия;
- уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном планах.
2 этап – основной. На данном этапе ставились следующие задачи и направления:
- развивать слухового внимания;
- развивать фонематического анализа и синтеза у обучающихся; - развивать слуховые дифференцировки (разделять оппозиционные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение грамотному письму — составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.
Письмо является достаточно сложным психическим процессом, которое включает в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности: высшие психические функции (мышление, внимание, память восприятие), мелкую моторику, а также анализ, синтез, обобщение и другие.
Учащиеся с ОНР имея особенности развития устной речи, испытывают затруднения в овладении письменной речи, так как несовершенство устной речи останавливает весь процесс в овладении письмом.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений - таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
1. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 261 с.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 187 с.
3. Безруких, М. Как научить ребенка писать красиво. «Дидакт». – 2013. – 238 с.
4. Городилова, В. И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М., СПб. : Дельта, Аквариум, 2005. – 384 с.
5. Гречко, В. А. Теория языкознания: учеб. пособие / В. А. Гречко. – М. : Высш.шк., 2009. – 211 с.
6. Дисграфия и дизорфография. – СПб. : 2008. – 544 с.
7. Дьякова, Т. А. Формирование графического навыка в послебукварный период как основы для орфографического действия / Т. А. Дьякова // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – 243 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с
9. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. – №8. – 95 с.
10. Коваленко, О. М. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / О. М. Коваленок. – Издание: Парадигма – 2011. – 129 с.
11. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка. / под ред. Т. А. Ладыженской. – Москва, 1980. – 277 с.
12. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2001. – СПб., 2004. – 192 с.
13. Лукаш, О. Л. Формирование письменной речи учащихся 2—3 классов специальной (коррекционной) школы V вида на основе изучения лексико-грамматических свойств слов: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Л. Лукаш. –Екатеринбург, 2001. – 24 с.
14. Лурия, Р. А. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / Р. А. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 347 с.
15. Мазанова, Е.В. Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии / Е. В. Мазанова. – М. : Издательство ГНОМ, 2006. – 137 с.
16. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – №4. – 87 с.
17. Обухова, О. Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения / О. Л. Обухова // Культурно-историческая психология. – 2014. – Том 10. – № 1. – 82 с.
18. Парамонова, Л. Г. Динамика дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. – М. : Российская ассоциация дислексии, МГПУ, 2007. – 208 с.
19. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков устной и письменной речи / Л. Г. Парамонова. – М., СПб. : Дельта, Аквариум, 2006. – 383 с.
20. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
21. Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / И. Н. Садовников. – М. : Просвещение, 2004. – 237 с.
22. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. – М., 2000. – 265 с.
23. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие. / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с.
24. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1996. – 211 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект занятия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты