Формирование у подростков умений рациональной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у подростков умений рациональной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование у подростков умений рациональной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (по Ю.А. Якуба).
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
1.1 Сущность понятия организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
1.2 Факторы, определяющие успешность организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
Выводы по главе 1
Глава 2 Содержание работы педагога по формированию у подростков умений рациональной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
2.1 Диагностика готовности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности
2.2 Приемы организации рациональной учебно-познавательной деятельности учащихся
2.3 Этапы работы педагога по формированию у подростков умений рациональной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс образования в современной школе направлен на поиск эффективных методов формирования самостоятельности учащегося, создания необходимых условий для ее проявления в процессе познания. Самостоятельность учащегося в процессе обучения предполагает развитые способности ставить цели, выбирать способы и средства способствующие их реализации, способности контролировать и регулировать свою деятельность. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность является специфическим и необходимым видом учебной деятельности учащихся, а также является неотъемлемой частью учебного процесса в целом. Важнейшая особенность самостоятельной учебно-познавательной деятельности как педагогической категории заключается не только в том, что учащийся работает без непосредственной помощи педагога, но и в том, что реализация целей и содержания самостоятельной работы способствует осуществлению как обучающих функций, так и функций личностного развития (саморазвития), управления (самоуправления) и контроля (самоконтроля) в процессе обучения.
Современная система образования не дает полной гарантии, что все без исключения учащиеся, которые успешно освоили базовый курс школьной программы и научились применять свои знания в знакомой ситуации, в будущем будут уметь самостоятельно приобретать новые знания, умело использовать их на практике для решения конкретных задач вновь. Поэтому необходима смена приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. В этой связи необходимость выявления эффективных педагогических условий формирования познавательной самостоятельности школьников представляется весьма актуальной. У школьников при изучении общих и профильных дисциплин зачастую преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует умение анализировать и обобщать фактический материал, сравнивать, отделять главное от второстепенного, соотносить условия учебной задачи с ее вопросом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность понятия организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся
Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.
Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей. Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения.
Понятие организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся представляет собой многоаспектный и сложный феномен, то есть смыслообразующую, качественную характеристику сферы деятельности и личности, которая имеет собственные критерии.
Самостоятельность как личностная характеристика – представляет собой «постоянно проявляемую способность добиваться цели деятельности без посторонней помощи как характеристика деятельности учащегося в определенной учебной ситуации» [8, с. 44].
В психологии самостоятельность трактуется как способность осуществлять какую–либо деятельность без посторонней помощи, то есть как волевая черта личности.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ УМЕНИЙ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика готовности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности
Диагностика готовности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности может быть проведена с использованием следующих методов:
1. Анкетирование учащихся «Готовность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности».
Цель: определить мотивационную и личностную готовность учащегося к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Инструкция: учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
- Что такое самостоятельность в учебной деятельности?
- Какого ученика называют самостоятельным?
- Считаешь ли ты себя готовым к самостоятельной учебно-познавательной деятельности? Почему?
- В чем проявляется твоя самостоятельность в учебной деятельности?
- Продолжите, пожалуйста, следующие утверждения:
Мне нравится самостоятельно заниматься, потому что...
Мне не нравится самостоятельно заниматься, потому что...
2. Методика «Нерешаемая задача» (разработана Н.Н. Александровой, Т.И. Шульгой).
Цель: определить уровень самостоятельности в учебной деятельности.
Инструкция: учащимся предложено решить задачи-головоломки (сначала такую, которую надо решить просто, а затем такую, которая вообще не может быть решена).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе был проведен анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у школьников умений организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Сущность понятия самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащегося раскрывается в следующих положениях: под самостоятельной учебно-познавательной деятельностью понимается такая учебная деятельность, при которой в условиях уменьшения прямой помощи учителя учащиеся выполняют задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков и формированию познавательной самостоятельности как черты личности.
Были рассмотрены факторы, определяющие успешность организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. К наиболее важным факторам относятся следующие: способы преподнесения учебного материала и методы обучения, активизация познавательной активности учащихся, учет уровневой структуры формирования самостоятельной учебной деятельности.
Были изучены основные методики диагностики учебно-познавательной самостоятельности подростков. Среди наиболее известных и широко применяемых являются следующие: анкета «Готовность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности», методика «Нерешаемая задача» (разработана Н.Н. Александровой, Т.И.Шульгой), методика «Самостоятельная работа» (автор Ю.А. Якуба) – позволяет выявить отношение учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; методика «Диагностика параметров самостоятельной деятельности старшеклассников» (по Ю.А. Якуба), которая основана на данных педагогического наблюдения за проявлениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности подростков.
1. Агеев, В.В. Психология развития / В.В. Агеев, А.К. Файзуллина. – Алматы: Изд-во КазНУ, 2009. – 296 с.
2. Валовик, В. И. Педагогическая система формирования у школьников рациональных умений учебной деятельности // Электронная библиотека диссертаций «disserCat» [Электронный ресурс] – 2003. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/uchebnoe-zadanie-kak-sredstvo-formirovaniya-samostoyatelnoi-deyatelnosti-shkolnikov.
3. Гусейнов, А. З. Современные подходы к сущности самостоятельной деятельности учащихся / А. З. Гусейнов // Вестник Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т.18,вып.4. – С.478- 482.
4. Дробчик, Т.Ю. Определение термина «познавательная самостоятельность» в синергетическом подходе к организации образовательного процесса / Т.Ю. Дробчик, Б.П. Невзоров // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 137–144.
5. Зайдман И. Н. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практ.-ориент. моногр. / О. А. Ефремова. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2010. – 351 с.
6. Зимняя, А.И. Педагогическая психология / А. И. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 320 с.
7. Ивошина, Т. Г. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы / Т. Г. Ивошина, Л. В. Шварева // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. – 2011.– № 24. – С. 945–950.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
9. Конышева, А.В. Анализ различных классификаций видов самостоятельной работы // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. – 2006. – № 5. – С.39–46.
10. Корвякова, И. В. Воспитание организованности подростков в учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Корвякова; Липецкий гос. пед. инст. – Липецк, 1999. – 131 с.
11. Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках / М.И. Моро. – М. : Приори, 2013. – 150 с.
12. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 212 с.
13. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
14. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2012. – 576 с.
15. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки / И.Ф. Харламов // Практическая психология в образовании. – 2014. – №2. – С.34-36.
16. Хлестова, Е.Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. канд. психол. наук. – М. : МГУ, 2009. – 26 с.
17. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М. : ОИРО, 2010. – 432 с.
18. Шмигирилова, И.Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы / И.Б. Шмигирилова / Вестник Челябинского педагогического государственного университета. – 2012. № 5. – С. 209–221.
19. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с.
20. Яковлева, Ю.В. Психологическое содержание, структура и особенности самостоятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Ю.В. Яковлева. – Челябинск : ЧелГУ, 2011. – 24 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» (по Ю.А. Якуба).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты