Формы игрового искусства
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формы игрового искусства»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Формы игрового искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ФЕНОМЕН ИГРЫ В КУЛЬТУРЕ
1.1 Анализ литературы по теме исследования
1.2 Сущность игровых концепций культуры
ГЛАВА II СПЕЦИФИКА ФОРМ ИГРОВОГО ИСКУССТВА
2.1 Общая характеристика игровых форм искусства
2.2 Виды игровых форм искусства
2.3 Игра в современном искусстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Духовная жизнь человека разнообразна и включает в себя такие элементы, как религия, философия, наука, право, нравственность. Но искусство занимает особое место в повседневной жизни любого человека. Понятие «искусство» сложно и неоднородно. Под ним понимается творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие реальность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
Искусство - это сфера духовной и практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и овладение миром. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познать его, служит мощным средством политического, нравственного и художественного воспитания. Многообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в произведениях искусства породили различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру. Важной особенностью искусства является то, что оно, в отличие от науки, отражает действительность не в концепциях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в виде типичных художественных образов.
Создавая художественный образ, раскрывающий общие сущностные черты действительности, художник передает эти черты через отдельных, часто уникальных персонажей, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче и ощутительнее проявляются отдельные черты художественного образа, чем привлекательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия. Искусство появилось на заре человеческого общества. Он возник в процессе труда, практической деятельности людей. Сначала искусство напрямую переплеталось с их творчеством. Он сохранил свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более косвенно, по сей день.
ГЛАВА I ФЕНОМЕН ИГРЫ В КУЛЬТУРЕ
1.1 Анализ литературы по теме исследования
Игра – это один из способов развития человека, поскольку для достижения определенной, пусть и игровой, цели требуется прилагать усилия, то есть это вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Феномен игры интересовал многих ученых различных эпох.
Много внимания исследованию сущности игры уделял Йохан Хѐйзинга – философ и исследователь культуры. Для более подробного рассмотрения данного культурологического феномена обратимся к трактату Й. Хейзинги «Homo Ludens» («Человек играющий»), вышедшему в свет в 1938 году. Автор книги считает, что понять суть игры можно лишь в соотношении ее с культурой. Мысль о культуросозидающей функции игры является исходной в концепции анализируемой книги.
Й. Хейзинга пишет: «Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре, тот находит игру в культуре как заданную величину, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала вплоть до той фазы культуры, в которой живет он сам» [22].
Следовательно, вне культурного контекста понять сущность игры невозможно, поскольку только в игре человек реализует себя как существо, творящее культуру. Однако связь игры и культуры сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Хейзинга рассматривает игру не только как один из важнейших видов деятельности человека. Он утверждает, что сама культура возникает в форме игры, то есть разыгрывается. Действительно, игровые элементы мы можем заметить в культурах разных эпох, у различных народов.
Об этом Й. Хейзинга подробно рассуждает в главе «Культура и эпохи». Так, для культуры Римской империи, например, была характерна игра, находившая проявление в зрелищных видах спорта, литературе и искусстве: «Поверхностная декоративность, скрывающая тяжелую структуру, стенные росписи, в которых довольствуются легковесными жанровыми картинами или впадают в расслабленную элегантность» [21].
ГЛАВА II СПЕЦИФИКА ФОРМ ИГРОВОГО ИСКУССТВА
2.1 Общая характеристика игровых форм искусства
Проблема соотношения игры и искусства, несмотря на обилие обращений к ней философов, культурологов, психологов, педагогов, остается актуальной для: ее исследование связано не только с пониманием сущностных характеристик человеческой культуры в целом, но и с повышением эффективности образовательных и психотерапевтических практик, с использованием в социальных действиях и взаимодействиях информационно-коммуникационных средств (как в непосредственно применяемых, так и опосредованных интернет-технологиями) [14].
С момента возникновения теоретических воззрений на игру и искусство исследователи обращали внимание на их родство. Достаточно вспомнить рассматривающих игру с эстетических позиций И. Канта [13] («искусство прекрасной игры ощущений»; к приятным искусствам относятся «игры, единственный смысл которых состоит в том, чтобы убить время»), и Ф. Шиллера [24] (игра красотою делает человека совершенным). Как на современные варианты попыток решения этой проблемы можно указать на семиотический подход Ю.М. Лотмана: «Художественные модели представляют собой единственное в своем роде соединение научной и игровой модели, организуя интеллект и поведение одновременно», на теорию искусства как «Make-believe» К. Уолтона, в которой он проводит прямую аналогию между игрой и репрезентативными искусствами [15].
Гегель в своей гипотезе о возникновении искусства у древних греков упоминает и о роли игры и театра. Однако он характеризует эту роль общими словами: "Основным своим предназначением и основным своим служением греки считали радостное самоощущение, вытекающее из естественных чувств, и потребность не только радоваться, но также и отображать это, тем самым находя себе применение и получая от этого наслаждение для самих себя. Свободный, словно птица, поющая в небе, такой человек выражает только то, что содержится в его беззаботных человеческих мыслях, чтобы подобным полным самовыражением добыть себе признание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игру необходимо рассматривать как культурообразующий и культуроформирующий фактор. Игра – это особая деятельность, свойственная только человеческому роду. Именно игра является первым способом знакомства ребенка с окружающим миром, способствует привитию ему ценностей определенной культуры. А следовательно, справедлива мысль многих современных культурологов о связи игры с образованием, которое является неотъемлемой частью процесса социализации человека. Проблема феномена игры в современной науке и искусстве остается, открытой, что обусловливает дальнейший интерес исследователей к данной теме и в перспективе более детальное и глубокое проникновение в сущность игрового процесса как одной из наиболее значимых составляющих любой культуры.
В философской и культурологической мысли одной из ведущих является игровая концепция культуры. По Э. Берну отличительными чертами игр являются скрытые цели, мотивы, наличие выигрыша. Игра, по мнению автора в своей основе нечестна, а порой и драматична, содержит подвох, ловушку и представляет собой серию последовательно дополняющих скрытых трансакций, приводящих к четко определенному исходу. По Э. Финку важнейшим феноменом человеческой жизни является игра. Хёйзинга. Основным посылом авторской игровой концепции Хейзинга стал тезис о возникновении и развертывании культуры в игре.
Искусство и игра независимо от периода обращения к их связи, сущностно связаны. Генетическое различие и одновременно сходство искусства и игры в том, что искусство как техника общественного чувства возникает у людей как сильнейшее орудие в борьбе за существование, а игра – когда в ходе развития ребенка у него возникают нереализуемые желания.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2014. – 484 с.
2. Боровский А. Д. Играй же // Каталог выставки «Игра и страсть». Palace Edition. 1999. – 218 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – С. 200-223.
4. Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психо-логического исследования. Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1983. – С. 43-62.
5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М.Г. Яро-шевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 6-90.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педаго-гика, 1991. – 480 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
8. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. – Москва : Директ-Медиа, 2007. – 114 с.
9. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Санкт-Петербург, ООО «Издательство Петрополис», - 240 с.
10. Жвитиашвилли Н. Ю. Искусство, показывающее язык: музейный куратор и дети // Образовательное пространство музея: материалы семинара, посвященного 15-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества: сб. ст. СПб.: ГРМ., 2005. С. 40–45.
11. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий. М. ; СПб., 2005. – 245 с.
12. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб. 2001. – 189 с.
13. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. – М.: Чоро, 1994. - Т. 2. - С. 35–132.
14. Карасик И. Н. Приключение – здесь наиболее точное слово… // Новый мир искусства. 2007. № 4. – С. 48-52.
15. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем». Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») – СПб.: Академический проект, 2002. – 543 с.
16. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.
17. Платон. Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издво Олега Абышко, 2007.- 376 с.
18. Рогозина Э. Р. Философия культуры и искусства: учебно-методическое пособие/Э.Р. Рогозина. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. – 38 с.
19. Сергейчук, Д. П. Социально-культурное пространство белорусской народной игры / Д. П. Сергейчук. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 259-261.
20. Хейзинга Й. Homo Ludens. – М., 2003. – 416 с.
21. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича -М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
22. Хёйзинга Й. В тени завтрашнего дня. М., 1992. – 418 с.
23. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер. – Москва : Директ-Медиа, 2007. – 200 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты