Нравственное воспитание подростков в процессе обучения иностранным языкам
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нравственное воспитание подростков в процессе обучения иностранным языкам»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Нравственное воспитание подростков в процессе обучения иностранным языкам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятийный аппарат исследования
1.2. Генезис проблемы нравственного воспитания личности в педагогике
1.3. Особенности развития личности в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1. Воспитательный потенциал урока иностранного языка
2.2. Педагогические условия и технологии нравственного воспитания подростков на уроке иностранного языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Роль образования в современном обществе нельзя недооценивать. Сегодня будущее страны и общества находится в руках школ.
Цель образования неразрывно связана со всеми общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. И одним из важнейших предметов, формирующих нравственный облик ребенка, несомненно, является иностранный язык. И не только потому, что иностранные языки вообще, и английский язык в частности, являются средством общения с людьми из разных стран и этнических групп. Но и потому, что в процессе изучения иностранного языка формируются навыки критического мышления, обсуждаются проблемы, соотносятся разные мнения с нормами общественной морали. В классе иностранного языка преподаватель имеет возможность сформировать у учащихся мировоззрение и моральный облик. Потому что предмет «Иностранный язык», помимо сферы специфических лингвистических и нелингвистических способностей, затрагивает также вопросы отношения и поведения людей в жизни.
В процессе изучения иностранного языка, особенно в старших классах, возникает множество насущных вопросов. Среди них проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы бедности и борьбы с ней.
Процесс обучения иностранному языку включает в себя возможность духовно-нравственного, идеологического, политического, эстетического и трудового воспитания учащихся. Духовно-нравственное воспитание предполагает не только формирование у учащегося отношения к Родине, обществу, народу, труду и их обязанностям, но и к самим себе, развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, позитивного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятийный аппарат исследования
Для изучения процесса нравственного воспитания необходимо уточнить суть таких базовых понятий педагогики, как «нравственное воспитание» через раскрытие сущности таких основных понятий педагогической науки, как «воспитание», «нравственность», «мораль», «этика», «личность», «нравственное воспитание», «этическая культура».
Как подчеркнул И.A. Каиров, необходимость четкого анализа этих педагогических категорий обусловлена различиями в их определениях в понятийном и терминологическом аппарате педагогики. В различных педагогических учебниках по-разному толкуются такие понятия, как «образование», «обучение» и «воспитание» [6, c. 201].
Духовно-нравственное воспитание личности – это сложный, многогранный и длительный процесс, включающий в себя образовательные, социальные и духовные воздействия, но в то же время этот процесс является автономным.
Духовность и нравственность являются важнейшими базовыми характеристиками личности. Духовность определяется как избранная цель, к которой человек стремится, – ценности, характерные для сознания. Нравственность – это общие принципы и нормы, по которым люди поступают друг с другом и с обществом.
Эти два качества в совокупности составляют основу личности, а духовность является вектором ее движения (самообразования, саморазвития, саморазвития), который, в свою очередь, формирует основу нравственности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1. Воспитательный потенциал урока иностранного языка
В настоящее время, когда возрастает потребность в использовании иностранного языка, его образовательная и самообразовательная функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, преподавание иностранного языка направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания становится ученик, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как «диалог и сотрудничество» [19]
Происходит изменение всей схемы общения:
• Ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей.
• Задача учителя – формирование и развитие этих способностей учащихся, способствование общекультурному и личностному совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к самообразованию и осознанию профессиональных склонностей.
• Методы и приемы обучения должны быть направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.
В связи с этим, основной задачей учителей иностранного языка следует считать формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в «условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьника на продуктивно-творческий уровень, развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания» [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения в социальной жизни, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Сегодня воспитательные цели школ различны, и этого не стоит опасаться. Важно, чтобы цели при построении воспитательной системы были духовно-нравственными и способствовали не только воспитанию, но и развитию школьника при формировании его личности.
Нравственное воспитание представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей, системы общечеловеческих культурных, духовных и нравственных ценностей.
Анализ научной литературы позволил заключить, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-информационные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
1. Айзерман, Л.C. Уроки нравственного прозрения / Л.C. Айзерман. – M.: Педагогика, 2007. – 129 c.
2. Вальцев, C.B. Духовность как ценностная основа образовательного процесса / C.B. Вальцев // Проблемы современной науки и образования. – 2012. – № 6. – C. 16-19.
3. Выготский, Л.C. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – M.: Педагогика, 2006. – 432 c.
4. Дробницкий, O.Г Проблемы нравственности / O.Г. Дробинский. – M.: Просвещение, 2017. – 376 c.
5. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях: учебно-методическое пособие / под редакцией H.C. Матвеева, T.B. Гудкова, H.B. Алтыникова. – Новосибирск: Изд-во HГПУ, 2014. – 99 c.
6. Каиров, И.A. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / И.A. Каиров. – M.: Просвещение, 2007. – 318 c.
7. Китайгородская, Г.A. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.A. Китайгородская. – ИЯШ – №6. – 2008. – C. 47-56.
8. Колкер, Я.M. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное пособие / Я.M. Колкер. –M.: Издательский центр «Академия», 2000. – 241 c.
9. Лихачев, Б.T. Теория эстетического воспитания школьников. Учеб.пособие по курсу для студ. пед. ин-тов / Б.T. Лихачев. – M.: Просвещение, 2005. – 176 c.
10. Макаренко, A.C. О воспитании / A.C. Макаренко. – M.: Политиздат, 2008. – 194 c.
11. Малова, A.B. Диалог культур. Развитие коммуникативной и лингвострановедческой компетенции учащихся. Английский язык / A.B. Малова. – M.: Изд-во «Панорама», 2006. – 198 c.
12. Николаева, Л.B. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде / Л.B. Николаева, Г.H. Слепцова // Проблемы педагогики. – 2014. – № 1 (1). – C. 4-6.
13. Ожегов, C.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / C.И. Ожегов, H.Ю. Шведова. – 4-е изд. – M.: Высшая школа, 2003. – 350 c.
14. Полат, E.C. Метод проектов на уроках иностранного языка / E.C. Полат // ИЯШ. – 2000. – №2. – C. 28-34.
15. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. / Под ред. A.A. Реана. – СПБ.: Прайм, 2007. – 651 c.
16. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / C.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 705 c.
17. Сухомлинский, B.A. Не только разумом, но и сердцем / B.A. Сухомлинский. – M.: Academia, 2016. – 44 c.
18. Ушинский, K.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / K.Д. Ушинский. – M.: Дрофа, 2005. – 557 c.
19. Шошина, M.Ю. Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка / M.Ю. Шошина // ИЯШ. – №8. – 2008. – C. 19-26.
20. Штарина, A.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании / A.Г. Штарина. – M.: Изд-во «Учитель», 2008. – 165 c.
21. Щуркова, H.E. Диагностика воспитанности: Педагогические методики / H.E. Щуркова. – M.: Педагогический поиск, 2007. – 175 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты