Место правоохранительных органов в системе органов обеспечения национальной безопасности
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Место правоохранительных органов в системе органов обеспечения национальной безопасности»
по дисциплине: «Теория государства и права»
2021
45.00 BYN
Место правоохранительных органов в системе органов обеспечения национальной безопасности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Механизм государства – понятие и признаки
1.2 Понятие государственных органов и их классификация
ГЛАВА 2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
2.2 Понятие правоохранительных органов
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Еще с давних времен понятие обеспечения безопасности является одной из важнейших целей существования личности, общества и государства. Ряд специалистов выделяют фразу: «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития.
Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются». Понятие безопасность появилось одновременно с появлением человеческого общества. Такие философы как, Аристотель, Платон и Геродот в своих трудах часто поднимали проблему обеспечения безопасности, о контрактных государствах, их устройстве, функциях и задачах. В современное время количество угроз безопасности для страны остается на высоком уровне.
Проблемы угроз общественной безопасности выходят за границы государства и имеют общечеловеческую значимость во всем мире. Текущие проблемы в государстве, а именно несовершенство организационной системы страны, повышение уровня преступности, массовые нарушения правопорядка, положение экономики, отношения с другими странами создают опасность внутренней безопасности, в частности общественной безопасности. Повышение уровня общественной безопасности относится не к какому-то отдельному государству, а к всем странам одновременно.
Так страны и государства на международном уровне ищут пути и способы, способствующие сокращению уровня угроз безопасности. Сплоченность умов специалистов различных наций и народов способствует более грамотному и быстрому пути повышения уровня безопасности в мире. Республика Беларусь, согласно конституции, определяет высшей ценностью - права и свободы человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются наиболее важными в рамках правового регулирования общественной безопасности.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Механизм государства – понятие и признаки
Определение «государственного механизма» тесно связано с определением государственного аппарата. Государственная власть не только формализована, она выражается вне ее, то есть в форме государства, она воплощается в государственном аппарате.
Государственный аппарат представляет собой систему Объединенных принципов деятельности и организации органов, обеспечивающих реализацию государственной власти, решение основных задач, стоящих перед государством. Государственный аппарат является составной частью каждого государства, где государственная власть находит материализацию, как основное средство реализации государственных функций и решения основных задач, стоящих перед государством и обществом.
Сущность государственного аппарата можно уточнить, рассмотрев принципы его организации и функционирования. Государственный аппарат представляет собой систему органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (государственных служащих), осуществляющих управление государством на платной основе. Государственный аппарат формируется и функционирует за счет бюджетных средств (налогов). Государственный аппарат – это не только органы государственной власти, но и предприятия принудительного характера, определяющие возможность их использования в управленческих целях (например, тюрьмы) [8, с. 111].
Данное определение государственного аппарата представляет собой решение государственных органов, обобщающее и охватывающее все возможные системы целей и задач. Но государственный орган – это организованный коллектив государственных служащих, занимающих должности по основным профессиональным критериям.
ГЛАВА 2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
2.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Цель правоохранительной деятельности – это охрана самого права.
Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, государственными органами, должностными лицами, всех правовых предписаний гражданами и их объединениями. Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности [27, с. 178].
В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управ омоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Большинство источников образования избегают определения «правоохранительных органов», сразу переходят к тому, что содержится в его содержании (какая группа органов), или просто определяют функции и задачи. На наш взгляд, целесообразно объяснить значение основных терминов в рассматриваемом понятии, а именно правоприменения. Так, в литературе дается следующее определение: «под правовой защитой следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, регулируемых законом, для осуществления правового порядка, основанного на балансе интересов личности, общества и государства» [10, с. 14]. При этом под «правоохранительными органами», скорее всего, понимается «правовая защита».
Из этого определения важно выделить две ключевые характеристики правоохранительных органов: 1) правоприменение исключительно государственными органами и 2) возможность принудительного исполнения требований закона.
Невозможно найти определение правоохранительных органов в законодательстве и других актах, хотя само понятие используется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровне), международных соглашениях, поэтому попытаемся вывести собственное определение на основе существующей научной и учебной литературы.
Как заметил В.М. Фокин, термин «правоохранительные органы» является собирательным термином. Он объединяет несколько государственных органов, в соответствии с законодательством, осуществляющих полномочия по осуществлению правоприменительной деятельности, специализирующихся на защите прав и законных интересов отдельных лиц, общества и государства или выполняющих правоохранительные и иные функции [19, с. 67]. Поэтому при изучении правоохранительных органов в рамках одной дисциплины эти органы рассматриваются не отдельно, а в системе в целом (если они взаимодействуют).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизм государства – это реальная организационная материальная сила, с помощью которой государство осуществляет власть. Механизм – это структурное и предметное воплощение государства, материальная «субстанция», из которой оно состоит.
Поэтому из вышесказанного следует, что механизм – это активное, постоянно действующее выражение государства, целая иерархическая система государственных органов и ведомств, которые практически осуществляют государственную власть, задачи и функции государства.
Государственный орган – элемент механизма государства, пункт, который участвует в осуществлении функций государства и наделен для этого властными полномочиями. В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управ омоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
оперативно-розыскная деятельность осуществляется во взаимодействии правоохранительных органов. Определение термина «правоохранительные органы» дано в ряде нормативных правовых актов Республики Беларусь, однако они не в полном объеме раскрывают специфику правоохранительной деятельности.
На наш взгляд, для восполнения этого пробела необходимо принять Закон «О службе в правоохранительных органах», который бы регулировал общественные отношения, связанные с поступлением на службу в правоохранительные органы Республики Беларусь, ее прохождением и прекращением, а также определял правовое положение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников правоохранительных органов Республики Беларусь.
1. Андреев, А. Г. Охранительная функция государства в современных условиях : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / А. Г. Андреев. – М., 2017. – 23 с.
2. Ардашкин, В. Д. К теории правоохранительного механизма / В. Д. Ардашкин // Правоведение. – 1988. – № 1. – С. 11–16.
3. Асаёнок, Б. В. Правоохранительная деятельность: криминалистический взгляд / Б. В. Асаёнок // Экономическая наука сегодня (БНТУ). – 2015. – № 3. – С. 166–169.
4. Белоусов, В. Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности: дис. д-ра юрид. наук : 12.00.14 / В. Б. Белоусов. – М., 2005. – 472 с.
5. Болотина, Е. В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. В. Болотина. – СПб., 2020. – 16 с.
6. Быков, А. В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем : дис. д-ра юрид. наук : 12.00.14 / А. В. Быков. – М., 2008. – 371 с.
7. Волеводз, А. Г. Международные правоохранительные организации : учеб. пособие / А. Г. Волеводз. – М. : Проспект, 2011. – 344 с.
8. Галузо, В. Н. Теория правоохраны в Республике Беларусь: pro et contra / В. Н. Галузо // Государство и право. – 2012. – № 11. – С. 110–113.
9. Герасимова, Н. П. Государственно-правовое регулирование в правоохранительной деятельности / Н. П. Герасимова // Правопорядок: история, теория, практика. – 2017. – № 2 (13). – С. 41–44.
10. Горшенев, В. М. Контроль как правовая форма деятельности / В. М. Горшенев, И. Б. Шахов. – М. : Юрид. лит., 2017. – 176 с.
11. Гуськова, А. П. Правоохранительные органы (судоустройство) : учеб. / А. П. Гуськова, А. А. Шамардин. – М. : Юрист, 2005. – 321 с.
12. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы : учеб. / К. Ф. Гуценко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, юрид. ф-т. – 2-е изд., испр. и перераб. – М. : Кнорус, 2013. – 376 с.
13. Гулягин, А. Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции : дис. д-ра юрид. наук : 12.00.11 / А. Ю. Гулягин ; Рос. ун-т дружбы народов. – М., 2016. – 441 с.
14. Дубровин, Е. В. Судейская независимость и ее организационно-правовые гарантии : дис. канд. юрид. наук : 12.00.11 / Е. В. Дубровин ; БГУ. – Минск, 2009. – 162 с.
15. Кодекс Республики Беларусь о культуре [Электронный ресурс] : 20 июля 2016 г., № 413-З : принят Палатой представителей 24 июня 2016 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Курцер, К. М. Понятие и основные направления правоохранительной деятельности прокуратуры / К. М. Курцер // Евраз. юрид. журнал. – 2013. – № 10. – С. 174–176.
17. Лебедева, Е. В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции российского государства : автореф. дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. В. Лебедева ; Санкт-Петербургский ун-т МВД РФ. – СПб., 2007. – 28 c.
18. Мартыненко, И. Э. Историко-культурное наследие как объект правоохранительной деятельности : дис. д-ра юрид. наук : 12.00.11 / И. Э. Мартыненко ; БГУ. – Минск, 2014. – 298 с.
19. Мушинский, М. А. Эффективность законодательства в правоохранительной сфере и механизм ее обеспечения (теоретико-правовой аспект) : дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / М. А. Мушинский. – СПб., 2013. – 224 с.
20. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Правоохранительные органы : учеб. для академического бакалавриата / Н. П. Кириллова [и др.] ; под ред. Н. П. Кирилловой, Н. Г. Стойко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 455 с.
22. Правоохранительные органы : учеб. и практикум для СПО / М. П. Поляков [и др.] ; под общ. ред. М. П. Полякова. – М. : Юрайт, 2016. – 363 с.
23. Правоохранительные органы : учеб. / под ред. Р. В. Шагиевой. – М. : Юр. норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
24. Ралько, В. В. Правоохранительная форма правовой деятельности нотариата / В. В. Ралько // Нотариус. – М. : Юрист. – 2009. – № 6. – С. 2–6.
25. Ромашев, Ю. С. Юрисдикция государств в правоохранительной сфере : моногр. / Ю. С. Ромашев, Д. В. Фетищев. – М. : Научная книга, 2009. – 48 с.
26. Савюк, Л. К. Правоохранительные и судебные органы : учеб. / Л. К. Савюк. – М. : Юристъ, 2004. – 464 с.
27. Саркисов, О. Р. О государственном регулировании правоохранительной деятельности органов внутренних дел / О. Р. Саркисов // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – № 1. – С. 177–179.
28. Сенько, А. С. Защита прав и законных интересов граждан средствами общего надзора прокуратуры : дис. канд. юрид. наук : 12.00.11 / А. С. Сенько ; БГУ. – Минск, 2004. – 102 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты