Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОЛБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.2 Особенности развития временных представлений у нормально развивающихся детей дошкольного возраста и у детей с общим нарушением речи
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Экспериментальные методики для исследования особенности развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Содержание коррекционной работы по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема времени очень актуальна в современном мире. Наша жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Время – регулятор нашей деятельности. Так как ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Временные представления – это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Время, наряду с пространством, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Восприятие и понимание времени как системный процесс связан с формированием и функционированием специфической функциональной системы субъективного отражения метрических (длительности и одновременности) и топологических свойств (одномерности, непрерывности, последовательности и однонаправленности) объективного времени.
Подобно общей природе отражения окружающего мира, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Следовательно, на основе чувственности отражений и ориентировки во времени, у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения времени – «логико-понятийная».
Окружающая среда ребенка, богата разнообразной временной информацией, которая представлена временными эталонами. Временные эталоны – это система фиксированных в общественном опыте представлений и значений свойств времени.
Следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, ускорять или замедлять темп своей работы, рационально использовать время – эти умения используются людьми ежедневно, и, следовательно, овладение этими умениями является необходимым условием адаптации учащихся и в быту, и в профессиональной деятельности.
Детям уже дошкольного возраста требуются не только знания о мерах времени, но и навыки практического их использования, т.е. планирования своей деятельности во времени. Тема временных представлений сложна сама по себе, так как относится к абстрактным понятиям.
Развитие временной ориентировки у детей дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с развитием его речи и мышления, с помощью которых он абстрагирует и обобщает временные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами.
ГЛАВА 1 ПРОЛБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Своевременное освоение правильной речи имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка старшего дошкольного возраста. Анализ речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи свидетельствует о значительных отклонениях от возрастных норм, ограниченном словарном запасе, особенностях его употребления, неточности употребления слов.
Р.Е. Левина [13, с. 121] выделила в общем недоразвитии речи три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у этих учащихся. А первые два характеризуют глубокую недоразвитость речи, а на третьем, более высоком уровне, дети имеют лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматической структуры:
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «дети без речи»). Такие дети используют «лепет», звуковые подражания, сопровождающие «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.
Для дошкольников первого уровня развития речи активная лексика состоит из небольшого количества нечетко произносимых повседневных слов, звуковых имитаций и звуковых комплексов. Слова и их заменители используются только для обозначения конкретных объектов и действий, а также в различных значениях. Дети дошкольного возраста широко используют паралингвистические средства общения – жесты, мимику. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна только в конкретной ситуации [6, с. 241].
II уровень развития речи. Помимо жестов и «лепетания» слов, существуют искаженные, но, скорее, постоянные общие слова. Например, «лабока» вместо «яблоко». Способности детей к произношению значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типичное сокращение числа слогов: «тевики» вместо «снеговики».
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Экспериментальные методики для исследования особенности развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для проведения диагностики уровня развития формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно использовать следующие экспериментальные методики.
1. Исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
Оценка:
Соответствует норме: все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
Ниже нормы: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность – 1 балл.
Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?».
Оценка:
Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот – 2 балла.
Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован – 1 балл.
Задание 3: «Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?»
Оценка:
Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет – 3 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение речевой деятельности у детей дошкольного возраста носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Отличительной особенностью таких учащихся является нарушенное формирование у них навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой сторон речи.
Анализ психологических, педагогических, методических литературных источников позволяет сделать следующие выводы: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи подчиняется тем же законам, что и нормально развивающихся детей. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи своевременно не развиваются предпосылки к формированию временных представлений и ориентировки во времени, какими являются чувственное восприятия времени и его речевое отражение. Исследователи считают, что недостаточная подготовка в дошкольный период задерживает работу по формированию у детей с общим недоразвитием речи представлений о времени и в первые годы обучения в школе. Они отмечают, что их представления о мерах времени диффузны, весьма приблизительны и несовершенны. У них отсутствуют или отличаются примитивностью представления о цикличности времен года, частей суток, дней недели.
Для проведения диагностики уровня развития формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи применяют ряд экспериментальных методик, которые разделяются на несколько групп: исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека; выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра; определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Выделение занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как отдельного направления коррекционной работы объясняется особой важностью своевременности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и уровнем их развития.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М. И. Моро. – М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
2. Баль, Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
3. Блягоз, А. Н. Профилактика речевых нарушений / А. Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219–220.
4. Боровская, И. К. Учимся ориентироваться в пространстве: пособ. для детей дошк. возраста с особенностями психофиз. развития / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. – Минск: Народная асвета, 2005. – 32 с.
5. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К. Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
7. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–7 лет : метод. пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
8. Денисов, Д. Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д. Е. Денисов, В. М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
9. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у дошкольников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. – М. : В. Секачев, 2006. – 80 с.
10. Ковалец, И. В. Смена сезонов: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования / И. В. Ковалец. – Мозырь: Белый ветер, 2012. – 16 с.
11. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6–7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
12. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн. 5. – 320 с.
13. Лисовская, Т. В. Формирование представлений о протяженности предметов у детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. В. Лисовская. – Минск: Четыре четверти, 2010. – 196 с.
14. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В Чиркиной. – М. : Аркти, 2007. – 244 с.
15. Рихтерман, Т. Д. Формирование временных представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 45 с.
16. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976. – 280 с.
17. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 256 с.
18. Тарабарина, Т. И. Детям о времени / Т. И. Тарабарина. – Ярославль. – 1996. – 240 с.
19. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
20. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2007. – 238 с.
21. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
22. Шахмаев, Н. М. Технические средства обучения / Н. М. Шахмаев. – М. : Просвещение, 2009. – 125 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты