Средства общения младших школьников, подростков, юношей со сверстниками
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Средства общения младших школьников, подростков, юношей со сверстниками»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Средства общения младших школьников, подростков, юношей со сверстниками
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Особенности общения младших школьников со сверстниками
1.2 Особенности общения подростков со сверстниками
1.3 Особенности общения юношей со сверстниками
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
В настоящее время проблема общения детей со сверстниками довольно актуальна, так как общение является наиболее эффективным средством обмена информацией, а также становится важным и необходимым фактором, помогающим развить личность подростка.
Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями, посредством знаковых или речевых средств, в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающей нас среды.
Особенно интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким.
Цель исследования – изучение средств общения младших школьников, подростков, юношей со сверстниками.
Объект исследования: общение.
Предмет исследования: средства общения младших школьников, подростков, юношей со сверстниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Особенности общения младших школьников со сверстниками
Общение в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Младший школьный возраст – это возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы с 6-7 до 10-11 лет [1, с. 161]. Младший школьник – это человек, который только овладевает навыками общения. Приобретение навыков взаимодействия со сверстниками, умение устанавливать межличностные отношения являются одной из важных задач развития в этом возрасте [18, с. 11].
Особенности общения младших школьников связаны с изменением социальной ситуации развития, с психологическими новообразованиями этого возраста. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, появляется социальный смысл учения, изменяется референтная группа, появляются новые требования. С поступлением в школу значительно преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми [8, с. 58].
Учебная деятельность создает для младшего школьника новые условия, в которых начинают развиваться отношения с окружающими, в число которых, в первую очередь, входят одноклассники, учителя, родители. Все это меняет привычные отношения, которые складывались у ребенка в период до поступления в школу. Ребенок начинает осознавать, что изменилось также отношение и к нему со стороны окружающих взрослых, родителей, к его деятельности; новая вид деятельность меняет его отношения со сверстниками, изменяет его отношение и к себе самому [1, с. 165].
По данным Я.Л. Коломинского, важным мотивом общения младших школьников является потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом при этом увеличивается. У ряда некоторых детей 6–7 лет складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. У детей появляется способность к сравнению разных позиций [9, с. 170].
На особенности общения младших школьников со сверстниками оказывает влияние характер учащихся. Для младших школьников еще свойственна импульсивность, которая выражается в склонности к незамедлительному действию под влиянием непосредственного импульса, побуждений, по случайному поводу, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина импульсивности кроется в возрастной слабости волевой регуляции поведения, в потребности в активной внешней разрядке. По этой причине далеко не все случаи дисциплинарных нарушений детей младшего школьного возраста следует рассматривать с точки зрения плохого поведения [4, с. 112].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
Выборка исследования:
В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста, 10 подростков, 10 детей юношеского возраста.
Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе исследования был произведён теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведён выбор методики, сформирована структура исследования.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе исследования был проведён анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведённого эмпирического исследования.
Цель исследования: выявить особенности общения младших школьников, подростков, юношей со сверстниками.
Анкета по общению № 1 (Мудрик А.В.)
Анкета состоит из 12 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории: 3,4,8,9,10 – вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении. 1,5,11,12 – вопросы посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим. 2,6,7 – позволяют выяснить круг общения и предпочтения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активное овладение навыками общения происходит в младшем школьном возрасте. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов с одноклассниками, эмоциональных связей. Общение младших школьников со сверстниками протекает на фоне учебной деятельности, которая создает новые условия для проявления и развития коммуникативных навыков. Важным мотивом общения младших школьников становится потребность в признании, одобрении и уважении сверстниками. В младшем школьном возрасте особую значимость для ребенка приобретает его положение среди сверстников. Отверженные дети имеют трудности в общении с одноклассниками, неуживчивы, капризны, замкнуты, или, наоборот, агрессивны. С возрастом у детей младшего школьного возраста повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, что влечет за собой повышение удовлетворенность общения со сверстниками.
В подростковом возрасте складываются две, причем абсолютно разные по своему значению системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Эти две системы взаимоотношений, выполняя общую социализирующую роль, часто входят в противоречие друг с другом: отношения со сверстниками управляются нормами равноправия, отношения со взрослыми (родителями, учителями) остаются неравноправными. Отношения подростков со сверстниками уже сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младших школьников, общение со взрослыми уже не решает всех возникающих у подростков вопросов, а вмешательство взрослого в отношения, круг общения вызывает протест, обиду.
Психология общения в юношеском возрасте основана на двух противоречащих друг другу потребностях: изоляции и принадлежности, то есть необходимости принадлежать, включенности в группу или сообщество. Изоляция обычно проявляется в освобождении от родительского контроля. Однако он также работает со сверстниками: растет потребность в социальной, а также в пространственной и территориальной автономии; неприкосновенность вашего личного пространства. Чем независимее и целеустремленнее молодой человек, тем сильнее его потребность и способность побыть одному. Только в безмолвии души человек осознает глубокую важность своего личного существа. Но рядом с мирным радостным одиночеством стоит болезненное и напряженное одиночество – меланхолия, субъективное состояние душевной и душевной замкнутости, непонятности, чувство неудовлетворенного общения, человеческой близости.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2003. –385 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения: избр. психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
4. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2015. – 272 с.
5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
6. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 356 с.
7. Елфимова Н.В. Невербальные средства общения и их влияние на взаимодействие учителям с учащимися / Н.В. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 77–82.
8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
9. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 524 с.
10. Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте / С.В. Коваленко // Психология обучения. – 2007 – №9. – 275 с.
11. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
12. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. – М.: Просвещение,1989.– 481с.
13. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 456 с.
14. Леонтьев А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2000. – 144 с.
16. Минькова И.Н. Межличностные отношения младших школьников на этапе перехода из начальной школы в среднюю / И.Н. Минькова // Вестник Белорусского гос. университета культуры и искусств. – 2006. № 6. – С. 66-82.
17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих А.В. Мудрик. – М.: Знание. 2013. – c. 74-79.
18. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Беларуская навука, 2008. – 25 с.
19. Севостьянова Т.Г. Формирование у младших школьников навыков общения как психолого-педагогическая проблема / Т.Г. Севостьянова // Актуальные проблемы образования младших школьников: материалы научной конференции. – М., 2016. – С. 23-28.
20. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 2013. – 268 с.
21. Чистякова Г. Д. Потенциал общения в младшем школьном возрасте / Г. Д. Чистякова // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 10. – С. 10-15.
22. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Психология»/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 144 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты